Ход реализации в Приангарье «мусорной реформы» обсудили на круглом столе в Законодательном Собрании
Открывая круглый стол, Кузьма Алдаров напомнил, что старт так называемой «мусорной реформы» был дан в 2016 году, когда федеральным законодателем был предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года. Таким образом, в течение прошлого года регионы должны были завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления ТКО с учетом четырех сезонов, утверждению региональных программ, корректировке территориальных схем обращения с отходами и до 1 мая 2018 года заключить соглашения с региональными операторами. Заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Евгений Ветров сообщил, что 27 марта уже состоялось подведение итогов торгов на определение оператора для северных территорий, но подрядчик не приложил нужных документов, в связи с чем все аукционные процедуры будут проводиться заново. Подведение итогов торгов на определение оператора для южных территорий Приангарья состоится 28 марта. До 1 июля 2018 года субъектам РФ необходимо обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора в орган регулирования и не позднее 1 января 2019 года – обеспечить наступление обязанности по оплате данной коммунальной услуги.
«В России образуется порядка 60 млн тонн твердых коммунальных отходов, то есть 400 кг на человека в год. При этом предполагается, что к 2025 году данный показатель возрастет на 500 кг на душу населения. Стоит отметить, что 95% мусора сегодня захоранивается на полигонах ТКО, а не перерабатывается. Безвозвратно теряются ресурсы, которые могли бы быть использованы повторно», – сказал Кузьма Алдаров.
Также было отмечено, что федеральный законодатель установил запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Так, с 1 января 2018 года запрещается захоранивать лом, ртутные, люминесцентные и светодиодные лампы, а также отходы ртутных термометров и вентилей, с 2019 года – стеклянную, полиэтиленовую и полипропиленовую упаковку и тару, пневматические и резиновые шины, камеры и покрышки от них, а также бумажные отходы, а с 2021 года – банкоматы, мобильные телефоны, рации, модемы, профессиональные диктофоны, барометры, микроволновые печи, принтеры, сканеры, компьютерные системные блоки и калькуляторы.
О реализации государственной политики в сфере обращения с отходами на территории региона рассказала заместитель министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нина Абаринова. Прогнозный объем финансовых средств, необходимый для реализации мероприятий региональной программы «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», всего составит более 17 млрд рублей из всех источников финансирования. В том числе в 2018 году предусмотрено 27 млн рублей на разработку проектной документации для строительства межмуниципального мусороперерабатывающего комплекса, а также 29,6 млн рублей на строительство полигона ТБО в поселке Михайловка Черемховского района и 85,3 млн рублей – на строительство полигона в Нижнеудинском районе. Кроме того, будут выделены средства на разработку проектной документации для строительства мусоросортировочной станции с элементом переработки ТКО в местности Имел-Кутул и для мусороперегрузочной станции в м. Бориса Ольхонского района. При этом отмечено, что на сегодняшний день область обеспечена полигонами всего на 35 %.
Участники круглого стола отметили, что особенно остро проблема вывоза мусора и ликвидации несанкционированных свалок стоит в прибайкальских территориях. Например, как отметил глава Шара-Тоготского муниципального образования Ольхонского района, местной власти не под силу справиться с объемом мусора, оставляемого огромным количеством туристов. По словам Нины Абариновой, в этом году будут проведены проектные работы для строительства мусоросортировочных станций во всех небольших населенных пунктах Ольхонского района. Представители Мамско-Чуйского района заметили, что согласно логистике, определенной региональной территориальной схемой, мусор из района должен вывозиться в Бодайбинский район, что не представляется возможным из-за отсутствия транспортного сообщения, и в глубоко дотационном районе нет средств на проектирование собственного полигона. Замминистра сообщила, что такая сложная ситуация во многих северных территориях, и сегодня одним из выходов представляется обеспечение территорий мусоросжигающими передвижными установками.
Представитель администрации Иркутска Марина Шевела рассказала о положительном опыте создания и работы базы данных АСОИ «Отходы», где собраны данные об организациях, структурных объектах, закрепленных годовых объемах образования отходов за контейнерной площадкой, а также программа позволяет осуществлять мероприятия инвентаризационного характера. Уникальность информационной системы по учету отходов состоит в том, что она подключена в режиме реального времени к единственному городскому полигону по размещению ТКО. Вместе с тем докладчик отметила, что если существенные изменения в законодательстве в данной сфере приводят бессистемную работу со стороны муниципалитетов в планомерное состояние, но в городе Иркутске все иначе, поскольку возникающая правовая неопределенность по рядку вопросов дестабилизируют уже выстроенную работу.
В рамках круглого стола также выступили эксперт Общественной палаты Лариса Лобкова с докладом «Сжигать нельзя, перерабатывать» и заместитель министра экономического развития Владимир Гордеев с информацией о развитии промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления. Свои предложения высказали депутаты Законодательного Собрания Владислав Буханов, Геннадий Нестерович, Дмитрий Баймашев, Роман Габов, которые касались работы с подрастающим поколением, совершенствования системы пропаганды бережного отношения к окружающей среде и раздельного сбора мусора, возможности предоставления льгот предприятиям, занимающимся переработкой отходов. Председатель комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко отметила необходимость отражения всех поставленных в ходе круглого стола вопросов в Стратегии социально-экономического развития Иркутской области.
Подводя итог обсуждения, Кузьма Алдаров предложил участникам заседания направить в комитет свои предложения.