История парламентаризма Иркутской области
02.10.2022 17:16
Историческая справка
История Иркутской области берет начало в 1682 году с образования Иркутского воеводства. Формирование в Сибири новых органов власти сопровождалось постоянным изменением административно - территориального устройства. Началу этому было положено Петром Первым в 1708 году, когда было введено губернское правление. Россию разделили на 8 губерний, самой большой оказалась Сибирская. Указом Сената от 29 мая 1719 года Сибирская губерния была разделена на три провинции, в 1724 году отдельно была выделена Иркутская провинция.
В 1736 году Иркутская провинция номинально получила губернский статус, перейдя в подчинение Сибирскому приказу, а в 1764 году официально названа губернией и назначен первый губернатор. Институт губернаторства, веденный Петром Первым, законодательно был закреплен Екатериной II в "Учреждениях об управлении губерний". Этим законодательным актом за местными органами власти закреплялись широкие полномочия, особенно в вопросах обеспечения безопасности государственного порядка.
Но первым законодателем Сибири стал сибирский генерал-губернатор Сперанский Михаил Михайлович. Сперанский приступил к разработке проекта сибирских преобразований в период проведения им ревизии Сибирского края в 1819-1820 годах. В Санкт-Петербурге для рассмотрения проектов Сперанского был учрежден особый "Сибирский комитет" в качестве высшего законодательного органа Российской империи по делам Сибири. После рассмотрения отчета графа Сперанского о ревизии Сибири Комитетом был издан ряд законодательных актов, важнейшим из которых явилось "Учреждение для управления сибирских губерний", (по которому Сибирь была разделена на Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское генерал-губернаторства).
"Устав об управлении инородцев" является одним из уникальных памятников законодательной деятельности М.М.Сперанского в Сибири. "Устав" 1822 года стал самым полным законодательным актом империи по отношению к народам Сибири. Он действовал вплоть до начала ХХ века. В целом свод сибирских законов явился первым в истории Сибири комплектом документов подобного рода, и не мог не произвести сильного влияния на жизнь этого края. Уменьшение налоговых сборов, свобода экономического развития, законный порядок вместо произвола - все это имело огромное значение в глазах сибиряков. Более того, указанные сибирские законы в последующий период не подвергались каким либо существенным изменениям и определили управление этим далеким краем вплоть до свержения самодержавия. "Сибирский комитет" продолжал свою деятельность до 1864 года. Вступивший в 1855 году на царский престол Александр II пошел на крупные социальные и управленческие реформы. Именно с этого момента началось становление представительных органов власти в губерниях России.
В 1864 году в масштабах губернии были созданы выборные органы, в ходе реформ 60-х годов они появились в 33-х губерниях России (к 1914 - в 43-х). В Иркутской губернии, где дворянское землевладение отсутствовало, выборного бессословного губернского собрания не было. Первым выборным органом власти стала Иркутская городская Дума.
Она появилась в рамках городской реформы в 1872 году, в составе и функциях которой не произошло существенных изменений вплоть до 1917 года. Преобладающую роль в ней играло купечество.
1 марта 1917 года всю полноту власти на территории Иркутского генерал-губернаторства принял на себя собравшийся в Иркутске комитет общественных организаций. Первый Всесибирский съезд Советов состоялся в Иркутске 16-23 октября 1917 года.
В конце января 1920 года сформировался Совет рабочих и солдатских депутатов, право быть избранным имели все трудящиеся города и солдаты, достигшие 18-ти лет. Лишены этого права были лица, активно боровшиеся против советской власти. Иркутский совет и его исполком имели тогда широкие полномочия и распространяли свою власть на территорию всей губернии и принимали различные решения по вопросам организации рабоче-крестьянского государства. В конце января 1921 года состоялся 1 съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Иркутской губернии, его решения способствовали дальнейшему политическому развитию края в переходе от войны к мирному развитию. После ряда административно-территориальных преобразований 26 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР была организована Иркутская область. Структура органов советской власти не менялась вплоть до октября 1993 года, Конституция 1977 года заменила лишь название "Советы депутатов трудящихся" на "Советы народных депутатов".
В 1990 году впервые на альтернативной основе был избран Областной совет народных депутатов в количестве 240 депутатов. В октябре 1993 года Указом Президента РФ Областной Совет был распущен. В январе 1993 года была создана рабочая группа для подготовки материалов для создания представительного органа власти Иркутской области. Март 1994 года - выборы 45-ти депутатов Законодательного собрания Иркутской области 1-го созыва. Собранию созыва марта 1994-го года выпала честь, как и всем остальным субъектам Российской Федерации, быть пионером регионального законотворчества. Случай в истории нашего государства - беспрецедентный. Впервые регионы получили возможность формировать свою собственную нормативную правовую базу.
Год рождения Законодательного Собрания Иркутской области – 1994
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ СОЗЫВА К СОЗЫВУ
ПЕРВЫЙ СОЗЫВ
(1994 – 1996 гг.)
20 апреля 1994 года состоялась первая сессия нового представительного органа власти региона: Законодательного собрания Иркутской области. В него вошли 45 депутатов, выбранных альтернативным народным голосованием в одномандатных округах. Первым председателем Законодательного собрания депутаты избрали Ивана Зигмундовича Зелента.
Впервые у региональных депутатов появилась возможность формировать собственную нормативно-правовую базу, принимать законы, необходимые для жизнеобеспечения Иркутской области. Причем законы базовые, рассчитанные на многолетнюю перспективу. Например, разработана процедура принятия областного закона о бюджете, и в январе 1995 года принят Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области», которым руководствовались в течение последующих семи лет.
Конечно, главным фундаментальным законом, который приняли в 1995 году, стал Устав Иркутской области, своего рода региональная конституция. Устав закрепил основы государственного строительства в регионе, провозгласил и обеспечил принцип разделения властей, четко обозначил задачи и полномочия органов власти.
В развитие уставных норм был разработан целый пакет законопроектов, с принятием которых завершилось формирование органов государственной власти области. Это законы об организации и деятельности администрации Иркутской области, Законодательного собрания Иркутской области, о Контрольно-счетной палате области. Принятие Устава позволило перейти к последующему формированию законодательной базы Иркутской области.
ВТОРОЙ СОЗЫВ
(1996 – 2000 гг.)
Второй созыв работал с 1996 по 2000 годы и снова в количестве 45 депутатов под председательством Ивана Зигмундовича Зелента. Продолжалась работа над базовыми законами региона. В этот период были приняты два важных Закона Иркутской области: «О губернаторе области» и «О местном самоуправлении в Иркутской области».
Известный исторический факт: Иркутская область первая в России всенародно выбрала губернатора и первая избрала органы местного самоуправления. Следом был принят еще целый ряд законов, которые позволили создать правовой фундамент для организации местного самоуправления. Законодательно были охвачены все основные моменты: от непосредственного участия граждан в решении местного самоуправления и устройстве местной власти до организации муниципальных выборов.
В период работы депутатского корпуса второго созыва возникла необходимость совершенствования законодательства в сфере управления областной государственной собственностью. Именно тогда в Законодательном собрании был создан комитет по собственности и экономической политике.
Большое внимание уделялось природоохранным вопросам, а также проблемам сельского хозяйства – принят Закон Иркутской области «О государственном регулировании агропромышленного производства в Иркутской области».
Регулировались и вопросы социальной защиты населения. За время полномочий депутатов второго созыва ими было принято более десяти законов социальной направленности. Среди них такие важные, как Закон Иркутской области «О прожиточном минимуме» и Закон Иркутской области «О социальной норме площади жилья».
Особый блок – культурный. Создается региональная законодательная база для библиотечного дела, по охране музеев и архивов.
Депутаты разбирают проблемы здравоохранения, занятости молодежи. Готовится законопроект «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области».
О плодотворной, конструктивной работе депутатов говорит и то, что к завершению второго созыва в 2000 году в законодательном «портфеле» Иркутской области насчитывалось уже свыше 200 законов. За этой цифрой – дискуссии, заседания рабочих групп и согласительных комиссий, проведение круглых столов и депутатских слушаний.Несовершенство законодательства, дефицит правовых норм требовали от депутатов вести одновременную разработку областных законов по всем важнейшим направлениям, таким как государственное строительство области, создание рыночных механизмов в экономике, оптимизация межбюджетных отношений с городами и районами, эффективное использование природных ресурсов, развитие здравоохранения, образования, культуры и социальной сферы. Благодаря блочному строительству регионального законодательства удалось удерживать в поле зрения большинство основных проблем региона, а к их решению подключать ученых, специалистов, местные власти.
ТРЕТИЙ СОЗЫВ
(2000 – 2004 гг.)
Третий созыв был избран в 2000 году, сохранив принцип формирования. Возглавил депутатский корпус Виктор Митрофанович Боровский. В течение четырех лет председатели менялись (путем тайного голосования) еще дважды: в 2002 году им стал Сергей Иванович Шишкин, в 2004 - Геннадий Васильевич Истомин.
Депутаты продолжили работу над созданием региональной законодательной базы. Во-первых, в целом был приведен в систему весь бюджетный процесс. Во-вторых, последовательно велось принятие законов, установивших порядок управления и распоряжения разными видами собственности. В течение всего периода особое внимание уделялось поддержке местных товаропроизводителей, предприятий малого бизнеса, принимались соответствующие законы и постановления сессий.
Одновременно разрабатывались законы, касающиеся использования природных, лесных и водных ресурсов в интересах населения Иркутской области. Под контролем депутатов были вопросы налогообложения, землепользования, приватизации госимущества. Был принят целый блок законов, позволивших упорядочить земельные отношения на региональном уровне, в частности, Закон Иркутской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан».
В 2003 году при Законодательном собрании начал работу Координационный совет, созданный с целью обеспечения развития и реализации конституционных основ местного самоуправления. Законодательные инициативы приветствовались, активизировался законотворческий процесс. Многие такие инициативы поступали из местных дум, с которыми областные законодатели установили тесное сотрудничество.
В этот период одна из главных задач - реформа местного самоуправления. Необходимо было устранить законодательные противоречия, выработать на областном уровне все нормативно-правовые акты, обеспечивающие нормальную работу органов местного самоуправления.
В то же время еще больше внимания стало уделяться законопроектам социальной направленности. Один из резонансных законов – Закон Иркутской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов» - обсуждался бурно. Депутаты досконально изучили проблемы трудоустройства и жизнеобеспечения инвалидов, провели общественные слушания с привлечением обществ инвалидов, предпринимателей, профсоюзов. В итоге закон был принят и успешно работал.
В третьем созыве утверждается целый пакет государственных областных социальных программ, направленных на поддержку детей-сирот, инвалидов, ветеранов, пенсионеров, малоимущих. Это стратегическая линия деятельности депутатов – законодательно закрепить социальную защищенность таких слоев населения. Так, в условиях начавшейся реформы ЖКХ региональные депутаты принимают Закон Иркутской области «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства».
В связи с изменениями в формировании будущего парламента области, выборы которого намечены на октябрь 2004 года, необходимо было подготовить соответствующую законодательную базу на региональном уровне. Согласно федеральному законодательству предстояла совершенно иная система выборов, так называемая смешанная, когда выборы идут не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам (50% на 50%). В новацию входило также увеличение общего числа депутатов в областном парламенте и депутатов, работающих на освобожденной основе. В связи с нововведениями вносятся поправки в Устав области и действующие Законы Иркутской области: «Об организации и деятельности администрации Иркутской области», «О статусе депутата Законодательного собрания», «Об основах организации и деятельности Законодательного собрания Иркутской области».
2004 год стал для Законодательного собрания юбилейным. На торжественном собрании были подведены итоги десятилетней деятельности областных парламентариев. Проделана колоссальная работа по формированию законодательной базы Иркутской области. Вот только один показатель: за это время принято свыше 600 законов. При этом следует отметить, что на каждом из главных направлений регионального законотворчества за минувшие годы удалось принять наиболее важные законы, верность и целесообразность которых подтверждены жизнью. Конечно, далеко не все законы сейчас действуют в первоначальном виде. Часть из них уже выполнила свою историческую «миссию». Многие законы подвергались корректировке с учетом практики применения, изменения социально-экономической обстановки и требований федерального законодательства.
ЧЕТВЁРТЫЙ СОЗЫВ
(2004 – 2008 гг.)
Четвертый созыв, действовавший с 2004 по 2008 годы, возглавил Виктор Кузьмич Круглов. Впервые депутатский корпус избирался и формировался по новым принципам. В него вошли представители пяти политических партий. Вторую половину Собрания составили депутаты, получившие мандаты непосредственно от избирателей. Впервые были сформированы депутатские фракции от партий «Единая Россия» (на выборах получила большинство голосов), «Родина», «Аграрная партия России». Наряду с фракциями действовала депутатская группа «Региональное развитие». Позже начала работать еще одна депутатская группа -«Антикоррупция», впоследствии реорганизованная в комиссию.
Несмотря на разницу в политических пристрастиях, законодатели нового состава не только не увязли в бесплодных дебатах, но и сумели объединиться и конкретными делами доказали способность действовать в интересах всех жителей Приангарья. Старались видеть перспективу и предвидеть последствия принимаемых решений, смелее вникать в проблемы, возникающие в реальной жизни. А таких проблем было много, чаще всего вставали они остро и решались непросто, - это и закрытие гидролизных заводов, и нефтепровод, прокладываемый близ Байкала, и монетизация социальных льгот, и, наконец, повышение цен на ГСМ. На всё реагировали и отзывались депутаты, принимая свою принципиальную позицию, знакомили с ней Президента РФ, Правительство РФ, коллег по Госдуме, общественность.
С общественностью был налажен самый тесный контакт, хотя и предыдущие созывы последовательно развивали сотрудничество. Но именно в четвертом созыве при Законодательном собрании в 2005 году учрежден Общественный совет. Практически со всеми региональными ветеранскими, женскими, обществами инвалидов были заключены соглашения о сотрудничестве, в том числе и с областным объединением профсоюзов, которое на протяжении всех лет принимало активное участие в законотворческой работе.
Этот созыв характеризуют несколько стратегических направлений, главным из которых стал процесс объединения двух субъектов Российской Федерации – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Объединение повлекло за собой большую работу над законодательной базой обоих субъектов в соответствии с требованиями федерального законодательства. Для совместной деятельности и координации действий при областном парламенте создается Совет законодателей. В рамках компетенции четвертого созыва законодательная база нового субъекта была в основном подготовлена. Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа принимала в этом процессе самое непосредственное участие. С правовой точки зрения, переходный период был осуществлен грамотно и в отведенные для этого сроки.
Одним из центральных направлений работы областного парламента в этот период была реализация национальных проектов. Много внимания было уделено проблемам здравоохранения, образования, сельского хозяйства, вопросам инновационного характера, а также эффективности использования федеральных средств, выделенных на эти цели. Законодательное собрание взяло под контроль исполнение национальных проектов в регионе.
Былив четвертом созыве и другие не менее важные вехи, о которых нельзя не вспомнить. Несомненно, важнейшим событием созыва стала сессия, на которой впервые депутаты взяли на себя ответственность по наделению полномочиями губернатора - высшего должностного лица области.
Наряду с представительной, законодательной и контрольной деятельностью депутаты занялись также просветительской деятельностью на уровне местных дум. Каждый год десант депутатов вместе с юристами, профильными специалистами проводили в районах кустовые семинары. Практика закрепилась, поскольку идея оказалась востребованной. Новая система самоуправления, его реформирование требовали нового подхода. И депутаты его нашли в рамках обучающих семинаров, консультаций, обмена опытом.
В парламентскую практику вошла еще одна эффективная и во многом новая форма работы - съезды депутатов всех уровней. Они способствовали укреплению вертикали представительных органов региона. В работе съездов были задействованы даже самые отдаленные территории.
Сегодня практически все областные законы, принимавшиеся в разное время, приведены в полное соответствие с федеральным законодательством. Это создает единое правовое поле, обеспечивает стабильность социально-экономической обстановки в области. Всего за четвертый созыв в окончательном виде было принято 550 законов.
В связи с объединением Законодательное собрание области (немного раньше и Дума УОБАО) досрочно сложило свои полномочия, отработав четыре года вместо пяти, определенных законом. Стоит отметить одно важное обстоятельство: все эти годы в Законодательном собрании сохранялась преемственность, но всякий раз депутатам разных созывов приходилось учитывать специфику времени, действовать в иных, отличных от предыдущего созыва обстоятельствах.
ПЕРВЫЙ СОЗЫВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОБЪЕДИНЕННОГО СУБЪЕКТА РФ - ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
(2008 – 2013 гг.)
Первый созыв Законодательного Собрания Иркутской области, начавший работу в октябре 2008 года, - это уже созыв нового субъекта. Его впервые в истории регионального парламента возглавила депутат-женщина Людмила Михайловна Берлина.
В Законодательное Собрание первого созыва избрано 50 депутатов по смешанной системе (50% на 50%), в том числе 4 депутата представляют интересы Усть-Ордынского Бурятского округа. В ходе первых месяцев работы зарегистрировано четыре депутатских фракции: "Единая Россия" (самая представительная – 36 депутатов), "КПРФ" (5 депутатов), "ЛДПР" (4 депутата), «Справедливая Россия» (2 депутата). Срок полномочий созыва - пять лет.
Одним из основополагающих документов, разработанных Законодательным Собранием Иркутской области первого созыва, стал Устав объединенного субъекта РФ Иркутской области, принятый 15 апреля 2009 года. В ходе работы над Уставом поступило около 75 поправок, из них были одобрены 46. Наряду с основными принципами, прописанными в прежнем Уставе, в Основной закон области внесены новеллы. Так, Уставом предусмотрена новая форма исполнительного органа государственной власти региона – Правительство Иркутской области, возглавляемое Губернатором. Закреплено количество избираемых депутатов: с нового созыва в Законодательное Собрание области войдут 45 депутатов, из которых 22 депутата будут избираться по одномандатным округам, а 23 – по партийным спискам, один депутат представит в законодательном органе Иркутской области Усть-Ордынский Бурятский округ. В новом Уставе закреплен особый статус Усть-Ордынского Бурятского округа в составе объединенного региона. Поэтому следующим этапом в работе областного парламента стала разработка, обсуждение и принятие закона об особом статусе округа. Для этих целей была создана рабочая группа. Законопроект прошел три чтения. 17 ноября 2010 года был принят региональный Закон «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом».
Почти за четырехлетний период работы первого созыва Законодательного Собрания области принято 523 законов. В комитетах и комиссиях областного парламента идет системная кропотливая работа, позволяющая решать проблемы сегодняшнего дня и закладывать основы стабильности на будущее.
Впереди - новые задачи, новые законы. Но остается неизменным постулат преемственности. Это позволяет и традиции сохранять, и всякий раз начинать работу не с чистого листа, а опираясь на наработки предыдущего состава депутатского корпуса. История Законодательного Собрания Иркутской области продолжается.
ВТОРОЙ СОЗЫВ
(2013 – 2018 гг.)
В сентябре 2013 года был избран состав Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва. Согласно Уставу Иркутской области депутатские мандаты сроком на пять лет получили 45 человек. Из них 23 прошли по партийным спискам и 22 по одномандатным округам. В структуре Законодательного Собрания было сформировано четыре фракции: «Единая Россия» - 32 депутата, «КПРФ» - 6 депутатов, «ЛДПР» - 4 депутата, «Гражданская платформа» - 2 депутата.
Председателем Законодательного Собрания второго созыва большинством голосов вновь была избрана Людмила Михайловна Берлина. В апреле 2015 она сложила свои полномочия. Областной парламент возглавил Сергей Фатеевич Брилка.
Приоритетом в работе стало исполнение наказов избирателей. Была создана рабочая группа, сформирован сводный перечень наказов, куда вошли пожелания избирателей всех 45 депутатов вне зависимости от партийной принадлежности. Исполнение многих наказов рассчитано не на один год, некоторые из них уже исполнены, многие находятся в стадии работы. Общий объем средств составил почти 14 млрд рублей. За период 2013 – 2018 гг построено и отремонтировано 199 социальных объектов.
Важнейшим направлением в работе стал парламентский контроль. Было принято решение – выполняя наказы избирателей, уделять особое внимание контролю реализации принятых в регионе законов и эффективности расходования бюджетных средств. Делегации парламентариев в расширенном составе постоянно выезжали в территории Приангарья, посещали социальные объекты, встречались с жителями.
За период работы созыва был разработан и утверждён целый ряд законов в сфере социальной политики, образования, бюджетного и налогового законодательства. Большое внимание уделялось развитию инициативного бюджетирования. Парламентским корпусом активно велась работа по взаимодействию с органами местного самоуправления. Активно функционировал Совет Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований региона, проводились выездные семинары, тематические стажировки, видеоконференции, «Парламентская школа» для депутатов муниципальных дум, избранных впервые, Муниципальный час в рамках заседаний сессий. Продолжена традиция областного конкурса на лучшую организацию представительного органа муниципального образования Приангарья.
Областным парламентом 25 апреля 2018 года был организован III Съезд депутатов представительных органов Иркутской области. В работе съезда приняли участие более 360 делегатов – представителей всех территорий Иркутской области.
При Законодательном собрании был создан Общественный Совет, а также в 2016 году - Координационный межконфессиональный совет. Во взаимодействии с религиозными организациями и активными гражданами, обозначались острые для нашего региона темы, вырабатывались способы решения актуальных проблем. Также в 2018 году был проведен Конгресс национальных и общественных организаций, к работе в котором были приглашены все некоммерческие объединения региона.