Работу учреждений культуры, строительство ФАПов, поддержку бизнеса и другое обсудили члены комиссии по контрольной деятельности
Пресс-служба
29 июня на заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области, которое прошло под председательством Геннадия Нестеровича, депутаты рассмотрели результаты четырех проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой региона.
Аудитор КСП Юлия Ларионова рассказала о проверке соблюдения региональным министерством культуры и архивов законодательства при реализации функций и полномочий учредителя за 2015 год и выборочных проверках по учреждениям. В прошлом году министерство выступало учредителем 30 учреждений с численностью работников более 2,3 тыс. человек. Была проверена деятельность Музыкального театр им. Загурского, областной филармонии, центра Вампилова и Дома народного творчества. Выявлены многочисленные факты неэффективного управления имуществом. Например, значительные площади Музтеатра, более 2 тыс. кв. метров, переданы в аренду для размещения там бара-ресторана, кафе, магазина, сауны, бассейна и прочего, при этом арендная плата в течение нескольких лет не менялась, хотя такая возможность предусмотрена договорами аренды, и является довольно низкой. Более 1,1 тыс. кв. метров гаражей было продано для размещения автомоечного комплекса. При этом, отметила аудитор, не хватает помещений для проведения репетиций, вокальных уроков с солистами, репетиций оркестра, хора, балета, а в филармонии не хватает не только помещений для репетиций, но и уборных комнат. Средства от продажи гаражей предполагалась направить на покупку квартир для работников театра, однако они так и не были куплены. Не получает учреждение доходов и от использования площадей театра под размещение рекламы – растяжек на фасадах здания и пешеходном переходе. По словам аудитора, отмечается снижение зарплаты основного персонала и рост зарплаты административно-управленческого персонала. Так, зарплата солиста хора составляет 12-14 тыс. рублей, а вокалиста – 19 тыс. рублей, примерно такая же зарплата и в оркестре театра. Выявлены нарушения и в деятельности других учреждений, например, в филармонии для репетиций дома разрешают брать незастрахованные дорогостоящие музыкальные инструменты, так, стоимость скрипки ручной работы составляет 700 тыс. рублей. Не обеспечены музыкальными инструментами 43 работника филармонии. Материалы КСП направлены в прокуратуру и следственный комитет Иркутской области.
Как отметил заместитель министра имущественных отношений области Александр Курбатов, план устранения нарушений уже представлен в КСП, все нарушения планируется устранить до октября 2016 года. Председатель комиссии Геннадий Нестерович уточнил, есть ли возможность расторгнуть сделки по сдаче помещений в аренду. По словам замминистра, арендная плата устанавливается исходя из заключения независимого оценщика, и повлиять на это сложно, однако министерство проведет анализ в этой части. Геннадий Нестерович подчеркнул, что по итогам обсуждения члены комиссии направят соответствующее письмо губернатору Иркутской области, в котором особое внимание будет уделено и вопросу обеспечения жильем работников культуры.
О проверке использования средств областного бюджета, выделенных в 2014 – 2015 годах на развитие сети ФАПов и офисов врачей общей практики, рассказала аудитор КСП Ольга Ризман. Подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области» предусмотрено финансирование в объеме 2,4 млрд рублей на строительство 340 ФАПов. Кроме того, из 600 существующих сегодня ФАПов 95 % располагаются в приспособленных помещениях. Из 9 запланированных на 2014 год ФАпов не было построено ни одного, в 2015 году из 22 запланированных построено 7 ФАПов, в 2016 году будет построено 18 из 26 запланированных, при чем 15 объектов были переходящими из предыдущего периода, на 2017 год запланировано строительство 35 ФАПов. Аудитор высказала опасение, что построенные ФАПы не будут оснащены оборудованием. Так на оснащение одного пункта требуется порядка 1,5 млн рублей, при этом основная часть оборудования должна быть закуплена за счет больниц. Только при строительстве ФАПов в Балаганском районе в 2014 году стоимость оборудования закладывалась в смету.
Аудитор также отметила, что не определен порядок, по которому определяется в какие сроки и в каких территориях будут построены ФАПы. Депутат Тимур Сагдеев спросил, каким этот порядок представляется аудиторам. По мнению Ольги Ризман, решение должно приниматься областным минздравом при согласовании с минсельхозом, а минстрой должен работать уже с конкретным перечнем муниципальных образований. Члены комиссии отметили высокую стоимость объектов, построенных под выкуп. Так, например, стоимость строительства одного квадратного метра ФАПа в Усть-Удинском районе составляет 41 тыс. рублей без учета стоимости оборудования, при этом стоимость строительства жилья для детей-сирот или для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья составляет порядка 26 – 33 тыс. рублей за кв. метр. Аудитор рассказала и о ряде других нарушений, отмечая в целом низкий уровень межведомственного взаимодействия. По итогам проверки были даны рекомендации правительству области и управлению капитального строительства.
В ходе заседания комиссии парламентарии также обсудили результаты анализа эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, принимаемые органами исполнительной власти Иркутской области, о которых рассказала председатель КСП Ирина Морохоева. В период 2012 – 2015 годов всего поступило около 500 заявок на получение субсидий из областного бюджета, из них 206 были одобрены. Большинство заявок касались получения субсидии на покупку производственного оборудования, реализацию инновационных проектов, компенсацию лизинговых платежей, развитие микрофинансовых организаций, работу различных центров для детей. Ирина Морохоева подчеркнула, что информация о возможностях получения поддержки для малого и среднего бизнеса становится с каждым годом все прозрачнее и доступнее, она также отметила большую работу органов исполнительной власти по оказанию такой поддержки, но вместе с тем рассказала и о ряде нарушений, выявленных в ходе проверки. Так, были отмечены недостаточное нормативно-правовое регулирование данной деятельности, недостатки внутреннего финансового контроля за целевым использованием субсидий, например, хозяйствующий субъект можно будет проверить, если только в договоре прописано согласие субъекта на это. Нет механизма проверки аффилированности лиц по отношению к предыдущему собственнику приобретаемого оборудования, нет координации между разными ведомствами, например, в прошлом году центр развития «Семь звезд» и школа Леонова получили субсидии и от минэкономразвития области и от министерства образования за одни и те же проекты.
Тимур Сагдеев поинтересовался, является ли последние замечание существенным нарушением со стороны получателей субсидии, есть ли для них какие либо ограничения. По словам Ирины Морохоевой, субъекты малого и среднего бизнеса могут обращаться за поддержкой куда угодно и сколько угодно раз, это их право. однако смысл оказания государственной поддержки заключается в том, чтобы ее могли получить как можно больше субъектов, в связи с этим должно быть налажено более эффективное взаимодействие между ведомствами. Говоря о других замечаниях, председатель КСП отметила, что, не смотря на то, что с конца июня прошлого года вступил в силу запрет на оказание поддержки организациям, осуществляющем торговлю подакцизными товарами, была оказана поддержка 6 таким субъектам. Аналогичные замечания она озвучила и относительно поддержки бизнеса муниципальными образованиями. Были выявлены факты ликвидации компаний после получения субсидий, а также депутаты высказали замечания относительно целесообразности поддержки микрофинансовых организаций. Члены комиссии установили срок устранения нарушений до 1 ноября.
В завершение заседания комиссии депутаты рассмотрели результаты проверки использования средств дорожного фонда Иркутской области в 2015 году. С докладом об этом выступил заместитель председателя КСП Константин Янцер. Он напомнил, объем бюджетных ассигнований дорожного фонда был утвержден в объеме 7,9 млрд рублей и в течение года был увеличен до 9,3 млрд рублей, в том числе 3,2 млрд рублей составили средства федерального бюджета. Объем нарушений, допущенных дирекцией по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области, составил 19,2 млн рублей, а допущенных муниципальными образованиями – 118,3 млн рублей. Из 8 муниципальных образований, которым были предоставлены субсидии, проверка была проведена по пяти муниципальным образования – Ангарск, Братск, Зима, Черемхово и Усть-Илимск. Члены комиссии по контрольной деятельности установили срок устранения нарушений до 1 октября.