02.06.2015
Ситуацию с общественным транспортом в Приангарье обсудили на региональном уровне. ИА «Телеинформ», 01.06.2015
В Приангарье законодатели обсудили с представителями муниципальных властей проблемы организации пассажирских перевозок.
Участие в круглом столе, организованном комитетом по собственности и экономической политике областного парламента, приняли представители правительства области, муниципальных образований, общественных организаций, прокуратуры, службы по тарифам области.
Открывая заседание, председатель комитета по собственности и экономической политике Заксобрания Ольга Носенко отметила, что тема пассажирских перевозок остается актуальной на протяжении уже многих лет, и недавние события в Иркутске, связанные с забастовкой перевозчиков, в очередной раз остро выявили существующие проблемы, которые необходимо решать.
«Пассажиров не устраивает плохое санитарное и техническое состояние автобусов и маршрутных такси, высокая аварийность на дорогах, связанная именно с общественным транспортом, перевозчики жалуются на низкие тарифы», – сказала Ольга Носенко.
Она также сообщила, что в ряде регионов России уже действуют законы, регулирующие вопросы организации транспортного обслуживания населения автотранспортом, например, в Новосибирской и Московской областях, Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях.
Однако, как показывает судебная практика, законы эти довольно часто оспариваются в суде, так как до сих пор на федеральном уровне не принят соответствующий закон. Сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ находятся два законопроекта «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» и «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как сообщил и.о. первого замминистра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Михаил Клинков, аналогичный проект закона о транспортном обслуживании населения разработан и в Иркутской области. Главной его задачей является формирование конкурентного подхода (на основе проведения конкурсов) к выбору перевозчиков на том или ином маршруте, сейчас действует заявительный подход. Кроме того, по словам замминистра, необходимо решить вопрос контроля за техническим состоянием автобусов и маршруток, сейчас правовой возможности отследить это у органов местного самоуправления нет. В регионе перевозка пассажиров автотранспортом осуществляется по 227 маршрутам, в том числе по 110 пригородным и 117 междугородним маршрутам.
Представитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей Эвелина Секулович уточнила, проходил ли законопроект процедуру оценки регулирующего воздействия. Михаил Клинков сообщил, что пока такая процедура не была проведена, в свою очередь представитель бизнес-омбудсмена попросила министерство детально рассмотреть предложения, поступившие от предпринимательского сообщества.
Исполнительный директор ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская заметила, что множество предложений поступило и от муниципалитетов, и попросила подключить к работе над проектом закона представителей от ассоциации.
О положении дел в областном центре рассказала начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Гордина. В Иркутске перевозка пассажиров ведется по 85 автобусным, 10 троллейбусным и семи трамвайным маршрутам, на которых работают 1,3 тысяча автобусов, 58 троллейбусов и 41 трамвай. В 2014 году была утверждена концепция развития городской транспортной сети на пять лет, в рамках которой предполагается решить такие проблемы, как непрозрачность механизмов взаимодействия между городской администрацией и перевозчиками, слабая развитость инфраструктуры, отсутствие соответствующих нормативно-правовых актов и др.
В качестве одной из мер решения существующих проблем предлагается установить административную ответственность за отсутствие маршрута в муниципальном реестре, так как некоторые перевозчики сами придумывают себе маршруты, не учитывая загруженность данной линии и остановочных пунктов, требования безопасности. К таким, не включенным в реестр, относятся маршруты автобусов №59, №69К, №80 К и №21К. Также предлагается вопрос формирования маршрутной сети отнести только к ведению муниципалитета.
Кроме того, Юлия Гордина рассказала, что в Иркутске проведено исследование остановочных пунктов, и все они были разделены на три зоны: «красную» – загруженность остановок составляет 99%, где транспорт останавливается каждые 17 секунд, «желтую» – загруженность более 50%, «зеленую» – мало загруженную зону. Дело и в том, что многие маршруты дублируют друг друга, например, идущие из Ново-Ленино к центру города. Это касается и межмуниципального сообщения. Сейчас готовятся предложения по оптимизации сети остановочных пунктов.
Заместитель председателя комитета по собственности ЗС Дмитрий Ершов поинтересовался, субсидируются ли нерентабельные маршруты. По словам представителя городской администрации, такие маршруты, на которых работает муниципальный транспорт, субсидируются, но субсидии смогут получать и частные предприятия, для чего нужно будет заключить договор с администрацией, а также установить специальное считывающее устройство для электронных билетов, чтобы подсчитать количество пассажиров-льготников. Планируется, что электронные карты будут введены в оборот с 1 июля 2015 года.
О проблемах в территориях рассказали и представители других муниципальных образований. Так и.о. мэра Усть-Удинского района Михаил Никитин пожаловался на сложности с организацией перевозок автотранспортом между поселками районами. А представитель администрации Усть-Кутского района Александр Осипов обратил внимание присутствующих на то, что в некоторых территориях, особенно это касается северных районов, требуется развивать не только автомобильный, но и водный общественный транспорт. По мнению депутата Дмитрия Ершова, необходимо также решать вопрос со страховыми компаниями, которые часто под разными предлогами отказываются страховать большие автобусы и мотоциклы.
Завершая обсуждения, председатель комитета Ольга Носенко сообщила, что предложения, выработанные в рамках круглого стола, будут направлены депутатам Государственной Думы РФ и учтены при подготовке соответствующих федеральных законопроектов.
По информации пресс-службы ЗС Иркутской области
Участие в круглом столе, организованном комитетом по собственности и экономической политике областного парламента, приняли представители правительства области, муниципальных образований, общественных организаций, прокуратуры, службы по тарифам области.
Открывая заседание, председатель комитета по собственности и экономической политике Заксобрания Ольга Носенко отметила, что тема пассажирских перевозок остается актуальной на протяжении уже многих лет, и недавние события в Иркутске, связанные с забастовкой перевозчиков, в очередной раз остро выявили существующие проблемы, которые необходимо решать.
«Пассажиров не устраивает плохое санитарное и техническое состояние автобусов и маршрутных такси, высокая аварийность на дорогах, связанная именно с общественным транспортом, перевозчики жалуются на низкие тарифы», – сказала Ольга Носенко.
Она также сообщила, что в ряде регионов России уже действуют законы, регулирующие вопросы организации транспортного обслуживания населения автотранспортом, например, в Новосибирской и Московской областях, Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях.
Однако, как показывает судебная практика, законы эти довольно часто оспариваются в суде, так как до сих пор на федеральном уровне не принят соответствующий закон. Сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ находятся два законопроекта «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» и «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как сообщил и.о. первого замминистра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Михаил Клинков, аналогичный проект закона о транспортном обслуживании населения разработан и в Иркутской области. Главной его задачей является формирование конкурентного подхода (на основе проведения конкурсов) к выбору перевозчиков на том или ином маршруте, сейчас действует заявительный подход. Кроме того, по словам замминистра, необходимо решить вопрос контроля за техническим состоянием автобусов и маршруток, сейчас правовой возможности отследить это у органов местного самоуправления нет. В регионе перевозка пассажиров автотранспортом осуществляется по 227 маршрутам, в том числе по 110 пригородным и 117 междугородним маршрутам.
Представитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей Эвелина Секулович уточнила, проходил ли законопроект процедуру оценки регулирующего воздействия. Михаил Клинков сообщил, что пока такая процедура не была проведена, в свою очередь представитель бизнес-омбудсмена попросила министерство детально рассмотреть предложения, поступившие от предпринимательского сообщества.
Исполнительный директор ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская заметила, что множество предложений поступило и от муниципалитетов, и попросила подключить к работе над проектом закона представителей от ассоциации.
О положении дел в областном центре рассказала начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Гордина. В Иркутске перевозка пассажиров ведется по 85 автобусным, 10 троллейбусным и семи трамвайным маршрутам, на которых работают 1,3 тысяча автобусов, 58 троллейбусов и 41 трамвай. В 2014 году была утверждена концепция развития городской транспортной сети на пять лет, в рамках которой предполагается решить такие проблемы, как непрозрачность механизмов взаимодействия между городской администрацией и перевозчиками, слабая развитость инфраструктуры, отсутствие соответствующих нормативно-правовых актов и др.
В качестве одной из мер решения существующих проблем предлагается установить административную ответственность за отсутствие маршрута в муниципальном реестре, так как некоторые перевозчики сами придумывают себе маршруты, не учитывая загруженность данной линии и остановочных пунктов, требования безопасности. К таким, не включенным в реестр, относятся маршруты автобусов №59, №69К, №80 К и №21К. Также предлагается вопрос формирования маршрутной сети отнести только к ведению муниципалитета.
Кроме того, Юлия Гордина рассказала, что в Иркутске проведено исследование остановочных пунктов, и все они были разделены на три зоны: «красную» – загруженность остановок составляет 99%, где транспорт останавливается каждые 17 секунд, «желтую» – загруженность более 50%, «зеленую» – мало загруженную зону. Дело и в том, что многие маршруты дублируют друг друга, например, идущие из Ново-Ленино к центру города. Это касается и межмуниципального сообщения. Сейчас готовятся предложения по оптимизации сети остановочных пунктов.
Заместитель председателя комитета по собственности ЗС Дмитрий Ершов поинтересовался, субсидируются ли нерентабельные маршруты. По словам представителя городской администрации, такие маршруты, на которых работает муниципальный транспорт, субсидируются, но субсидии смогут получать и частные предприятия, для чего нужно будет заключить договор с администрацией, а также установить специальное считывающее устройство для электронных билетов, чтобы подсчитать количество пассажиров-льготников. Планируется, что электронные карты будут введены в оборот с 1 июля 2015 года.
О проблемах в территориях рассказали и представители других муниципальных образований. Так и.о. мэра Усть-Удинского района Михаил Никитин пожаловался на сложности с организацией перевозок автотранспортом между поселками районами. А представитель администрации Усть-Кутского района Александр Осипов обратил внимание присутствующих на то, что в некоторых территориях, особенно это касается северных районов, требуется развивать не только автомобильный, но и водный общественный транспорт. По мнению депутата Дмитрия Ершова, необходимо также решать вопрос со страховыми компаниями, которые часто под разными предлогами отказываются страховать большие автобусы и мотоциклы.
Завершая обсуждения, председатель комитета Ольга Носенко сообщила, что предложения, выработанные в рамках круглого стола, будут направлены депутатам Государственной Думы РФ и учтены при подготовке соответствующих федеральных законопроектов.
По информации пресс-службы ЗС Иркутской области