Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Круглый стол об  информационной безопасности школьников в интернет-пространстве
27.06.2014

Круглый стол об информационной безопасности школьников в интернет-пространстве

Пресс-служба

 

 27 июня в областном парламенте состоялся круглый стол «Информационная безопасность школьников в интернет-пространстве». Инициаторами  обсуждения темы выступили комитет по социально-культурному законодательству ЗС под председательством Ирины Синцовой и Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова. В заседании принимали участие представители правительства области, ответственных структур федеральных органов и муниципальных образований, областных надзорных органов, общественных организаций, а также иркутские представители электронных СМИ.

Открывая заседание, Ирина Синцова подчеркнула актуальность обсуждаемой темы:  «Несмотря на глобальное значение   интернета,  личность ребенка, включенная в процесс познания, оказывается незащищенной от потоков информации.  Информационная безопасность, как часть национальной безопасности, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании – без создания необходимых  условий обеспечения информационной  безопасности школьников».  В этих целях 29 декабря 2010 года принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В законе описаны виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, с дифференциацией по возрастным категориям, требования к обороту информационной продукции, введена экспертиза информационной продукции. Вопросы защиты прав детей являются приоритетными в деятельности Законодательного Собрания Иркутской области.  Тема информационной безопасности школьников неоднократно обсуждалась на площадке  областного парламента, вырабатывались рекомендации по решению   обозначенных проблем, депутаты стремятся максимально использовать имеющиеся полномочия для урегулирования особо острых вопросов», – подчеркнула Ирина Синцова.

Светлана Семенова рассказала, что делает в этом направлении аппарат Уполномоченного по правам ребенка, подчеркнув, что недостаточно разработана законодательная база, чтобы учесть все варианты негативного воздействия интернет-пространства на подростков. Она полагает, что обсуждение на круглом столе позволит выработать конкретные предложения, которые лягут в основу деятельности всех ответственных и заинтересованных структур.

С докладами перед собравшимися выступили: руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области Сергей Костылов; прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры  Иркутской области Дмитрий Юрин; начальник управления общего и дополнительного образования, социальной адаптации отдельных категорий детей министерства образования Иркутской области Александр Павлов.

Кроме того,  об организационно-правовых аспектах информационной безопасности школьников рассказала председатель Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Сибирской академии права, экономики и управления Анна  Бычкова. Член Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления инновационными процессами и педагогических технологий Иркутского института повышения квалификации работников образования Татьяна Малых обратилась к теме  психолого-педагогических аспектов информационной безопасности детей младшего школьного возраста.

Участники круглого стола в своих выступлениях делали акцент на том, что необходимо максимально исключать опасности для школьников  в процессе  их информирования. Сегодня в регионе действуют около двухсот электронных СМИ, доступ к которым могут проконтролировать педагоги, родители. Запретить «вредные» сайты должны ответственные структуры. Но проблема остается, она непросто решается, поскольку у многих детей сейчас айпады и смартфоны, через которые они выходят в интернет, имеют доступ на сайты, пропагандирующие экстремизм, наркотики, порнографию и т.д.

Важно научить детей адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от  непродуманных поступков, прогнозировать ситуацию и учитывать возможные последствия, считает прокурор Дмитрий Юрин.  Говорилось и о том, что в образовательных учреждениях области не всегда  соблюдаются необходимые нормы по программному обеспечению фильтрации контента, хотя существует регламент доступа к интернету только в присутствии педагога.

Все участники совещания говорили о том, что  можно и нужно закрывать доступ  детей  к опасным сайтам, не совместимым с воспитанием и образованием школьников, но важно еще и научить их не поддаваться на экстремистские и мошеннические уловки, которые распространены в сети интернет.  Как правило,  запретные меры  не всегда работают, поэтому  одним из действенных методов является отвлечение подростков на  полезные и интересные мероприятия, в которых они будут активными участниками.

            Обсудив методы и механизмы, которые способны оградить от вредного информационного влияния интернет-пространства, участники круглого стола выработали рекомендации. В частности, правительству Иркутской области предлагается  рассмотреть возможность создания многоканальной горячей линии для приема сообщений о распространении информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию школьников и размещения информации о такой линии в школах; организовать работу по изготовлению и распространению информационных материалов по вопросам обеспечения информационной безопасности школьников. Министерству образования Иркутской области обеспечить разработку и принятие ведомственной целевой программы в целях обеспечения информационной безопасности детей на территории Иркутской области. Органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области разработать организационно-правовые механизмы защиты школьников  от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, с целью развития у них способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, умения распознавать, противостоять негативной информации и применять эффективные меры самозащиты; активизировать работу в общеобразовательных организациях по информированию родительской общественности об информационной безопасности детей и возможностях фильтрации информации из интернет-ресурсов: родительские собрания в школах, информационные стенды, городские родительские собрания, совет родительской общественности. Средствам массовой информации обратить особое внимание на необходимость обеспечения информационной безопасности детей в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

            Завершая заседание, Ирина Синцова отметила, что комплексное решение проблемы  информационной безопасности со стороны семьи и  школы   позволит значительно уменьшить риски причинения различного рода вреда ребенку – морального, физического, духовного и др. Важно формировать в детях интернет-культуру.

 

 

###