Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Парламентарии Иркутской области поддержали муниципальную реформу
19.04.2014

Парламентарии Иркутской области поддержали муниципальную реформу

На апрельской сессии Законодательного Собрания Иркутской области депутаты большинством голосов приняли решение направить положительный отзыв на проект изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которыми предлагается изменить систему муниципальных выборов, отменив прямые выборы мэров городских округов и районов. Как сообщил председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Борис Алексеев на девятой парламентской сессии, Государственная Дума РФ приняла законопроект в первом чтении, ко второму депутаты смогут направить свои предложения по его совершенствованию.

«Необходимость менять систему местного самоуправления, которая в настоящее время несовершенна, назрела давно, – заявил Борис Алексеев. – Например, сейчас в территориях очень непростая процедура отзыва мэров и глав поселений с их должностей. И когда глава поселения начинает действовать исключительно в своих интересах, даже меры прокурорского реагирования не помогают. У нас уже есть наглядный пример в Ангарске. Данный законопроект позволит укрепить власть и оптимизировать численность чиновников».

Согласно изменениям в федеральный закон, в городских округах предлагается ввести двухуровневую систему управления, при которой мэр избирается не на всенародных выборах, а из числа депутатов думы городского округа. По мнению председателя Законодательного Собрания Иркутской области Людмилы Берлиной, таким образом удастся максимально приблизить муниципальную власть к населению.

«Жители Иркутской области сегодня ждут качественного управления, в котором они могут участвовать, – подчеркнула спикер. – Сейчас периодически возникает криминализация власти, когда люди, управляющие муниципальными образованиями, ставят собственные интересы выше народных. Эту систему надо менять».

В то же время в областном парламенте возникли разногласия относительно необходимости поддержки законопроекта о муниципальной реформе. Депутат от фракции КПРФ Роман Габов отметил, что такая законодательная инициатива ломает существующую систему местного самоуправления и лишает граждан права выбора мэров городов и районов. «Наша фракция приняла решение не поддерживать данный законопроект, потому что в таком виде он не способствует развитию демократии, – подчеркнул Роман Габов. – Отсутствие выбора глав укрепит недоверие к власти и снизит интерес к выборам». Депутат отметил, что эксперименты по внедрению элементов данной системы уже привели к тому, что в муниципальных образованиях, где они применялись, возникают постоянные социальные конфликты, рожденные двуглавой властью, и создающие политический и социально-экономический кризисы.

Депутат от партии «Гражданская платформа» Владимир Матиенко возмутился: «Ради чего мы хотим сломать всю наработанную систему выборной работы с населением, чтобы укрепить вертикаль власти? Предположительно закон вступит в силу 1 июня, и уже в сентябре мы должны будем проводить выборы по новой системе, но к этому ничего не готово, все наработанное годами рухнет. Как только иркутяне узнают, что не станет прямых выборов мэра города, неизвестно что будет. Мало того, что явка на последних выборах в Законодательное Собрание по городу составила 20%, они вообще не пойдут голосовать. Мы потеряем всякую связь и всякое доверие населения».

В свою очередь депутаты от партии ЛДПР поддержали законопроект, настаивая на том, что корректировать настоящий закон о местном самоуправлении необходимо. Парламентарий Олег Кузнецов отметил, что сейчас депутаты и мэры зачастую используют доверие, которое им оказали граждане, в личных интересах, и пример тому Ангарск, Братск и Усолье-Сибирское. «Не должно быть такого, когда губернатор берет на себя ответственность за регион и не может повлиять на очевидные процессы, – уверен депутат. – Когда он приезжает в Братск, потому что надо принять бюджет, а местная дума расходится. И в этом случае корректировка закона о местном самоуправлении необходима. У ЛДПР к данному законопроекту много вопросов, и мы будем вносить свои предложения в рамках второго чтения».

По убеждению Людмилы Берлиной, тема двоевластия требует выверенных подходов. «Необходимо найти механизм объединения главы административного центра и муниципального района, – считает спикер. – И это предмет второго чтения».

В итоге из присутствующих депутатов 26 проголосовали за направление положительного отзыва на законопроект о муниципальной реформе, девять – против и два парламентария воздержались.

Как было отмечено на сессии, на федеральном уровне принято решение направить во все регионы страны законопроект для внесения предложений в рамках работы над ним во втором чтении. Парламентарии Приангарья намерены подготовить изменения и вынести их на обсуждение муниципальных образований области.

Внесенный в Государственную Думу законопроект разработан в рамках реализации послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. Для подготовки законодательной инициативы была создана рабочая группа из парламентариев, представителей муниципального сообщества и экспертов, которая опиралась на предложения, рождавшиеся в ходе широкой общественной дискуссии. Планируется, что поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» будут приняты Государственной Думой РФ в апреле, и он вступит в силу с июня этого года. В этом случае, в Иркутской области прямые выборы мэров будут отменены в Иркутске, Братске и Ангарске.

В частности, в Иркутске в случае принятия поправок, необходимо будет выбрать более 120 депутатов, потому что думы будут созданы в каждом округе города. У Иркутска будет также городская дума, которая сформируется из состава представительных органов районов. Глава округа назначается из числа депутатов, он же будет председателем окружного парламента. У администрации Иркутска в таком случае будет отдельный руководитель — сити-менеджер, избираемый по конкурсу. Состав конкурсной комиссии на 50% предлагается парламентом, на 50% — губернатором.

Марина Фунт, "Парламентский вестник"