
Депутаты обсудили меры по обеспечению сбалансированности муниципальных бюджетов
В ходе апрельской сессии Законодательного Собрания Иркутской области состоялся правительственный час «О мерах, принимаемых Правительством Иркутской области, по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Иркутской области». С докладами перед депутатским корпусом выступили заместитель Председателя Правительства Иркутской области Екатерина Мохкамова и руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константин Зайцев.
Екатерина Мохкамова рассказала, что в соответствии с основными принципами бюджетного законодательства органы местного самоуправления обязаны самостоятельно обеспечивать сбалансированность местного бюджета и эффективность использования бюджетных средств. При этом правительством области ежегодно оказывается финансовая поддержка муниципальным образования Приангарья для увеличения их финансовых возможностей в решении вопросов местного значения. По ее словам, на сегодняшний день в Иркутской области из 472 муниципальных образований 450 относятся к тем муниципалитетам, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов системы в течение двух из трех последних лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета. Она отметила, что в 2014 году в высокодотационную группу переходят Мамско-Чуйский район и г. Свирск. Свой показатель ухудшил и г. Усолье-Сибирское.
Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов Правительством Иркутской области реализуется комплекс мер. Екатерина Мохкамова напомнила, что для укрепления в 2014 году налоговой базы муниципальных районов в регионе установлены дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц исходя из зачисления в муниципальные бюджеты не менее 17,5% налоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области «Это выше минимально допустимого размера на 2,5%. Принятие такого решения позволит в текущем году дополнительно увеличить доходы муниципальных образований Иркутской области на сумму более 1 млрд. рублей», – подчеркнула зампред области. Кроме того, для формирования муниципальных дорожных фондов установлены дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, производимые на территории РФ, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет области. Также в целях поощрения муниципальных образований, осуществляющих эффективную бюджетную политику, из областного бюджета, начиная с 2010 года, предоставляются межбюджетные трансферты за эффективное управление бюджетными средствами. «В 2014 году для распределения между муниципальными образованиями в областном бюджете предусмотрен один млрд. рублей. Из которых распределено уже 500 млн. рублей, оставшиеся транши будут распределены во втором и третьем квартале текущего года, – сообщила Екатерина Мохкамова. – Использование данного финансового инструмента позволяет стимулировать муниципальные образования к повышению доходов консолидированного бюджета области, к более эффективному и результативному расходованию бюджетных средств. Так, в 2013 году на 1 рубль премии положительный прирост доходов муниципальных образований области составил в среднем 1,5 рублей».
Зампред области сообщила, что по состоянию на 1 марта 2014 года суммарный дефицит местных бюджетов составил 4,0 млрд. рублей. При этом объем остатков средств местных бюджетов, сложившийся на начало года, составляет 4,8 млрд. рублей, в том числе нецелевых 1,7 млрд. рублей, размер муниципального долга составляет 1,7 млрд. рублей (7%) от запланированных на 2014 год налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, просроченная кредиторская задолженность по заработной плате отсутствует.
После выступления Екатерины Мохкамовой, вице-спикер ЗС Сергей Брилка поинтересовался в связи с чем ухудшились показатели достаточно благополучных территорий, как г. Свирск, Усолье-Сибирское. На что пояснения дала министр финансов Наталия Бояринова. По ее словам, как только территории в своем бюджете начинают иметь объем межбюджетных трансфертов из вышестояших бюджетов свыше 30% переходят в следующую дотационную группу. Министр финансов заметила, что уменьшение собственного доходного потенциала данных муниципальных образований произошло за трехлетний период. Она также подчеркнула, что в 2013 году нет ни одной территории, которая бы показала рост собственного доходного потенциала, что по ее мнению говорит о недостаточности работы муниципальных образований с собственными доходными базами.
Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова обратила внимание на то, что не всегда муниципальные районы распределяют денежные трансферты правильно в отношении сельских поселений, в частности на культуру. Наталия Бояринова заметила, что в 2014 году изменилась схема перечисления межбюджетных трансфертов из областного бюджета. «Все, что касается заработной платы работников учреждений культуры, напрямую из областного бюджета отдельными траншами направляется на уровень сельских поселений. При этом на уровне районов формируются фонды финансовой поддержки поселений и когда производятся перечисления субсидий за эффективность, одним из условий ее получения является выполнение условий по передаче на уровень поселений денежных трансфертов. В случае, если такого не происходит правительством области приостанавливается передача межбюджетных трансфертов, которые предназначаются для муниципального района до тех пор, пока не осуществятся необходимые перечисления сельским поселениям», – разъяснила министр финансов Иркутской области.
Депутат Анатолий Дубас обратил внимание на то, что необходимо более плотно работать с бизнес-сообществом по установлению льготного режима их развития в территориях Приангарья.
Выступая перед парламентариями, Константин Зайцев сообщил, что доходы местных бюджетов в 2013 году составили 21 472 млн. руб., что выше уровня 2012 года на 1 715 млн. руб. или на 8,7%. Рост обеспечен в основном за счет поступлений налога на доходы физических лиц. При этом по итогам первого квартала 2014 года наблюдается снижение поступлений в местные бюджеты на 512 млн. руб. или на 11,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года за счет изменения нормативов отчисления в бюджет налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и налога на доходы физических лиц.
По его словам, снижение поступлений по сравнению с январем-мартом 2013 года по НДФЛ составило 209 млн. руб., по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 310 млн. рублей. Вместе с тем налоговые органы предпринимают ряд мер по повышению доходов местных бюджетов. Так, Управлением проводится анализ соответствия сумм НДФЛ, перечисленного в бюджет. В результате анализа полноты перечисления налога за 2012 год установлены случаи неперечисления в полном объеме налога около 12 тыс. налоговых агентов. При этом сумма неперечисленного налога за 2012 год составила 1,32 млрд. рублей, за аналогичный период 2011 года сумма составляла 1,59 млрд. рублей. По словам Константина Зайцева, итоги работы с этой категорией налогоплательщиков за 4 квартал 2013 года привели к тому, что 3 тыс. налоговых агентов полностью или частично перечислили более 580 млн. руб. задолженности, тем самым общая сумма сократилась до 900 млн. рублей. Также он рассказал, что на контроле управления находятся агенты, допустившие образование крупных сумм задолженностей по НДФЛ. В результате проведенной работы доначислено 82 млн. рублей. Управлением проводится ежеквартальный мониторинг за объемом перечислений НДФЛ организациями.
Константин Зайцев отметил, что на протяжении нескольких лет наблюдается устойчивый рост поступлений в местные бюджеты имущественных налогов: в 2011 году - 2292,2 млн. руб., 2012 год - 2842,7 млн. руб., 2013 год - 3205,3 млн. рублей. По его словам, одним из эффективных направлений работы по увеличению доходной части местных бюджетов, в том числе за счет поступлений земельного налога, является проведение местными органами власти мероприятий, направленных на побуждение налогоплательщиков к оформлению земель в собственность или заключения с ними договоров аренды земель, в том числе путем направления исковых заявлений в суд на присуждение необоснованной выгоды от пользования земельными участками.
После выступления депутаты также задали ряд уточняющих вопросов. Так, парламентарий Тимур Сагдеев поинтересовался имеются ли на территории региона предприятия, которые были зарегистрированы, уплачивали налог, а потом перебазировались в другой регион. На что Константин Зайцев дал положительный ответ, сославшись на лесную отрасль.
Подводя итог обсуждения, спикер Людмила Берлина обратила внимание на то, прозвучала цифра несбалансированности местных бюджетов 4,9 млрд. рублей. «Это и есть тема для беспокойства. Это и есть самый главный мотиватор для работы всех органов власти, включая органы местного самоуправления, представительных органов, налоговых служб, хозяйствующих субъектов, некоммерческих организаций, которые принимают на себя социально-ориентированные функции, всего сообщества граждан. Ситуация непростая, мы понимаем ее сложность, но никто другой кроме нас решать данные проблемы не будет, а решать ее надо только во взаимодействии», – подчеркнула Людмила Берлина.