Предложения по оптимизации процесса заготовки гражданами древесины для собственных нужд
Пресс-служба
На февральской сессии Законодательного Собрания Иркутской области впервые состоялся Муниципальный час, где депутаты совместно с Правительством области обсуждали предложения органов местного самоуправления по оптимизации процесса заготовки гражданами древесины для собственных нужд. О своих трудностях рассказали, а также выступили с конкретными предложениями председатели дум Заларинского, Качугского и Катангского районов.
Как рассказал председатель Думы Заларинского района Сергей Земляничкин, лесные участки вблизи населенных пунктов закреплены за арендаторами и возможность заключения договоров купли-продажи древесины для собственных нужд граждан минимизирована. Он также отметил, что работе мешает длительность процедуры рассмотрения документов о выделении древесины и ограниченность лимитов для заготовки древесины для собственных нужд. Для решения этих проблем Сергей Земляничкин предложил закрепить право граждан заготавливать древесину в первоочередном порядке для собственных нужд на лесных участках, пострадавших от лесных пожаров и других стихийных бедствий. Также, по его мнению, необходимо наделить предприятия или организации, которые должны быть подконтрольны и подотчетны агентству лесного хозяйства, функциями для централизованной заготовки древесины гражданами для собственных нужд. Кроме того, по словам Сергея Земляничкина, целесообразно наделить органы местного самоуправления полномочиями по приему и проверке заявлений граждан на заключение договоров купли-продажи древесины для отопления, а также по контролю за целевым использованием древесины.
Председатель Думы Качугского района Андрей Саидов сообщил, что одна из главных проблем, характерная для их территории, – это недостаточное выделение древесины хвойных пород. В 2010 – 2012 годах была проведена реконструкция котельных, и в результате их перевода на дрова экономия на отоплении муниципальных социальных объектов для местного бюджета составила в 2011 году 7 млн рублей. Это, как отметил председатель районной Думы, весьма существенно для бюджета, который более чем на 90% дотационный. Однако уже в 2012 году на отопление было выделено всего 40% древесины хвойных пород, и экономия составила только 3 млн рублей, в 2013 году экономии не было вообще, так как выделили 100% древесины лиственных пород. Аналогичная ситуация сложилась и в 2014 году. Андрей Саидов озвучил три основных предложения. Во-первых, необходимо увеличить отпуск древесины хвойных пород для отопления хотя бы до 80%, особенно для муниципальных нужд. Во-вторых, нужно предоставить местным лесничествам право отпуска древесины на ремонт и строительство. В третьих, требуется предоставление лимитов на отпуск древесины для фермерских хозяйств.
Похожие проблемы существуют и в Катангском районе. Председатель районной Думы Надежда Лукичева рассказала о том, что у муниципалитета и населения нет возможности заготавливать древесину для строительства и ремонта. Границы лесничеств не совпадают с границами района, лес сейчас находится как в ведении лесничества Катангского района, так и лесничества Усть-Кутского района. Лесозаготовительные компании зарегистрированы за пределами района, в связи с чем, по словам Надежды Лукичевой, необходимо провести регистрацию обособленных подразделений компаний по месту их деятельности, это позволит повысить поступление налоговых платежей в местный бюджет, а также наладить совместную работу в период пожароопасной ситуации. Кроме того, было предложено перевести из резервных в эксплуатационные участки лесного фонда для заготовки древесины муниципалитетом и хозяйствующими субъектами, в том числе и деловой древесины.
По словам депутата Законодательного Собрания от северных территорий Николая Труфанова, вопрос перевода резервных участков в промышленные был успешно и оперативно решен в Бодайбинском районе. Это необходимо сделать и в Катангском районе.
Министр промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области Алексей Климов сообщил, что сейчас готовятся поправки в областной закон № 109-ОЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области». Планируется передать полномочия по приему и рассмотрению заявок на уровень территориальных отделов агентства лесного хозяйства, что позволит упростить процедуру, также планируется доработать перечень представляемых документов в целях исключения злоупотребления и предусмотреть приоритетное право предоставления деловой древесины для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Законопроект с этими тремя поправками в скором времени будет внесен в Законодательное Собрание.
Для решения проблемы недостатка выделяемой древесины хвойных пород министр предложил рассмотреть возможность выделения «горельника». Не все участники Муниципального часа поддержали такое предложение. Например, депутат областного парламента от Усть-Илимского района Анатолий Дубас отметил, что это приведет к пожарам по всей области. Депутат также подчеркнул, что по северным территориям необходимо принять индивидуальное решение, так как из-за транспортной недоступности исключается возможность махинации с лесом, при этом здесь древесина – практически единственный доступный строительный материал.
Депутат Законодательного Собрания Геннадий Истомин подчеркнул, что на протяжении многих лет остается нерешенной проблема по заготовке древесины для жителей поселка Хужир на Ольхоне, где все леса относятся к территории национального парка. Министр взял эту ситуацию на контроль, но при этом отметил, что решение вопроса не находится в компетенции региональной власти.
Депутат Геннадий Нестерович предложил рассмотреть возможность выделения на нужды муниципалитетов и граждан так называемого вершинника – обрезков верхушек деревьев, оставшихся после рубок леса. По мнению депутата Аполлона Иванова, нужно наделить сельхозтоваропроизводителей правом получения древесины на льготных условиях, в том числе и для обеспечения нужд муниципалитетов и граждан. «Даже если предложенные поправки и будут приняты, один лесхоз не сможет обеспечить всех, а у сельскохозяйственных предприятий есть и техника, и люди», – сказал Аполлон Иванов.
Заместитель председателя Законодательного Собрания Сергей Брилка предложил в качестве эксперимента переломить ситуацию с незаконными вырубками леса хотя бы в отдельном регионе – Иркутской области как одной из самых лесных в России, а затем попытаться распространить опыт на другие территории. По его мнению, необходимо полностью пересмотреть арендные отношения, особенно с крупными арендаторами, которые, по сути, захватили огромные площади леса, сдают участки в субаренду, а гражданам и муниципальным образованиям вести заготовку древесины просто негде. Алексей Климов ответил, что пересмотр всех арендных договоров уже начался, вопросы решаются в судебном порядке, и хотя возможности министерства ограничены, работа в этом направлении ведется.
Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Кузьма Алдаров сообщил, что при подготовке к Муниципальному часу были получены предложения от 11 районов Иркутской области. «На мой взгляд, Муниципальный час, первый в истории Законодательного Собрания, прошел успешно. Нам удалось актуализировать существующие в лесной отрасли проблемы, теперь будут отрабатываться высказанные в процессе обсуждения предложения», – сказал Кузьма Алдаров.
По словам спикера Законодательного Собрания Людмилы Берлиной, в России сейчас актуализирован процесс совершенствования местного самоуправления, поэтому предложения и суждения, высказанные в ходе Муниципального часа, будет целесообразно рассматривать и с этой точки зрения: «Государственные полномочия нельзя рассматривать монолитно. Важно отнести к вопросам местного значения часть полномочий, которые направлены на обслуживание и решение первоочередных потребностей человека, живущего в муниципальном образовании. И эту работу наши поселения, органы местного самоуправления сделают очень качественно. При этом финансироваться решение вопросов местного значения должно сразу, без проволочек и условностей. Одним из механизмов может быть, например, выделение нецелевых межбюджетных трансфертов, когда с органами местного самоуправления заключается соглашение, где подробно прописаны сроки, объемы и ожидаемый результат. Такая система может помочь синхронизировать цепочку действий власти в пользу людей, и тогда люди на выходе получают решение конкретных вопросов, например, обеспечение дровами. Это только один из вариантов решения обозначенных вопросов, их необходимо прорабатывать и дальше в рамках совершенствования системы местного самоуправления».
Людмила Берлина предложила направить соответствующие рекомендации и предложения в комитет по местному самоуправлению и региональной политике Государственной Думы РФ, во всероссийский совет по местному самоуправлению и в конгресс муниципальных образований. Она также отметила, что будет обсуждать эти вопросы и как председатель комиссии по местному самоуправлению в Совете законодателей при Федеральном Собрании РФ. Эту тему Людмила Берлина намерена поднять и на заседании совета по местному самоуправлению Сибирского федерального округа, которое пройдет в Томске 3 и 4 марта 2014 года.