Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
28.09.2011

Выступление председателя Законодательного Собрания Л.М.Берлиной на открытии 35-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области

Уважаемые коллеги!

Вступая в новый парламентский год, нам необходимо, как обычно, определить векторы движения, наметить задачи и пути их решения.

2011 год - год парламентского контроля. И я убеждена, что в содержательном плане наша работа соответствует времени и положению дел в области. Мы отрабатываем не только привычные для нас формы контроля, прежде всего, депутатский запрос, проверка Контрольно-Счетной Палаты, отчет правительства Иркутской области перед областным парламентом.

У нас появились и новые рычаги – Правительственные часы.

Я долго размышляла, какую тему следует акцентировать в предстоящем периоде работы, и осталась твердо убежденной в том, что тема парламентского контроля себя далеко не исчерпала! Считаю, что этот механизм еще не заработал в должной мере и в должном качестве. К сожалению, и тем для парламентского контроля всё еще остается немало.
Не все формы контроля достаточно активно и эффективно используются в нашей деятельности… При этом я уверена, что ни один из нас не сомневается, в том, что проделанная в рамках парламентского контроля работа была продуктивной.

Достаточно упомянуть запросы депутата Антона Васильевича Романова по управляющим кампаниям, по проблеме защиты персональных данных, Ершовскому водозабору, которые мы рассматривали на прошлом и будем рассматривать на сегодняшнем заседании Законодательного Собрания…

Вернусь к контролю и его формам.

В 2009 году мы приняли с вами закон о депутатской проверке. Но ни одной проверки не было проведено, или даже инициировано! Закон пока не работает – но ведь без нас с вами он не начнет применяться сам по себе!

Может быть, просто не было поводов?

Давайте вспомним, как сформулированы основания депутатской проверки: «негативные события в сферах действия Устава иркутской области и законов области, получившие широкую общественную огласку» - разве этого не было у нас за истекшие два года? Далее, обоснованием также являются факты грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, происшедшие или происходящие на территории Иркутской области. Обращаю ваше внимание: не грубого и массового, а грубого ИЛИ массового. То есть грубое нарушение прав даже одного человека может послужить основанием для проведения депутатской проверки.

При этом, депутатская проверка по своей природе позволяет проводить контроль более активно и глубоко, получая более весомые результаты. Результатом проверки является не просто чей-то ответ на чей-то вопрос, пусть и официальный, а заключение комиссии по итогам рассмотрения и исследования всех собранных материалов. Заключение подлежит рассмотрению на заседании Законодательного Собрания и утверждению путем голосования. Депутатская проверка носит коллективный характер, в нее так или иначе вовлечено всё Законодательное Собрание. Это очень действенный и перспективный инструмент!

Считаю, что мы должны расширять спектр форм контроля, используемых в нашей практике.

Не исключаю, что мы увидим необходимость совершенствования правового регулирования парламентского контроля – и, значит, проведем соответствующую законодательную работу!

Убеждена в одном. В нашем парламентском контроле не будет ни формализма, ни популизма! Смысл парламентского контроля не в том, чтобы найти чужие проступки и назначить виноватых, а в том, чтобы выявить проблемы, просчеты и в конструктивном взаимодействии их устранять.

Уважаемые коллеги!

В стране и в области сейчас реализуется ряд реформ и проектов, которые требуют пристального внимания, мониторинга со стороны парламента. Это и реформа бюджетных учреждений, и реформа сферы оказания госуслуг, и продолжающаяся реформа местного самоуправления. Требуется наше внимание в отношении идущего строительства Богучанской ГЭС, работы по организации пригородных железнодорожных перевозок, механизмам поддержки агропромышленного комплекса области. Внимания требует модернизация здравоохранения, образования и еще очень и очень много вещей.

Хочу особо акцентировать вопрос реструктуризации задолженности прошлых лет, накопленную муниципальными образованиями Иркутской области. Мы с определенной долей тревоги обсуждали этот вопрос во время нашей недавней встречи с депутатом Государственной Думы Виталием Борисовичем Шубой. Он обеспечил соответствующую поправку в Федеральный Закон о бюджете на 2011 год, у нас появилась реальная возможность не копить кабальный муниципальный долг. Однако на сегодняшний день исполнения этой нормы закона еще нет, а до завершения финансового года осталось всего три месяца. Прошу комитет по бюджету оперативно и внимательно изучить эту тему. Готовность депутатского корпуса к продвижению вопроса подтверждается.

Считаю, что в целом региональной власти необходимо активизировать работу, направленную на включение Иркутской области в федеральные целевые программы. Федерация выделяет значительные средства на реализацию инфраструктурных проектов, однако мы с вами здесь не имеем позиции, которую можно было назвать завершенной. И это не фоне ряда системных проблем, решение которых без федерального участия невозможно.

В частности, в настоящее время востребована соответствующая позиция в отношении проекта Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Здесь необходима наша совместная работа с профильными министерствами Правительства Иркутской области, с Иркутским региональным объединением работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей» для оперативной подготовки экономически обоснованных предложений в программу.

Убеждена, что сейчас та ситуация, когда в работе Законодательного Собрания наряду с законотворчеством мы должны все больше внимания уделять контрольной функции. Скажу больше: эти направления работы нередко становятся равновеликими.

Несколько слов об основных задачах, которые нам вместе предстоит решать.

Первое. Реформа оплаты труда работников бюджетной сферы. В 2012 году должен состоятся переход на новую отраслевую систему оплаты труда во всех государственных и муниципальных организациях. Врачи, учителя и прочие категории бюджетников должны начать получать зарплату по новым правилам. Должна усилится дифференциация зарплаты, вырасти её зависимость от квалификации и результатов труда работника.

Перед нами стоит стратегическая задача – довести уровень оплаты труда работников бюджетной сферы до среднего по экономике.

Не секрет, что люди побаиваются, как бы новая система оплаты труда не привела бы к снижению их дохода, к несправедливости и произволу при распределении премиального фонда. Мы эти опасения с вами слышали на всех летних встречах во всех муниципальных образованиях Иркутской области. Вот это и нужно будет контролировать в первую очередь!

Кроме того, острым для области остается вопрос индексации зарплаты бюджетников. Соответствующий депутатский запрос в Правительство мы направляли не так давно и, как вы помните, оставили его на контроле. На июньской сессии по этим темам прошел Правительственный час. Эти вопросы, совместно с Правительством области мы обязаны разрешить при рассмотрении бюджета на 2012 год.

Второе. Работа по реализации «Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 – 2015 годы». На будущей сессии мы будем рассматривать отчет об исполнении Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2005-2010 годы. Думаю, исполнение этого закона показало необходимость скорректировать законодательство области, чтобы ежегодный отчет об исполнении Программы опирался на показатели, представляемые за отчетный год с нарастающим итогом за предыдущие отчетные периоды. Опираться на планы мероприятий по исполнению Программы, принятые до начала отчетного периода. Сегодня у нас этого недостаточно, что, конечно же, сказывалось на КПД отчета по Программе на 2005 -2010 годы.

Третье. Здоровье населения и передача учреждений здравоохранения на областной уровень.

С начала 2012 года оказание первичной медико-санитарной и скорой помощи, которое относилось ранее к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов, закрепляется за субъектами Российской Федерации. Муниципальные власти в соответствии с законом обязаны содействовать региональным органам власти, создавая условия для оказания помощи населению на своей территории. Это сложный процесс. Меняются объемы и схемы финансирования, нагрузка ложится на областной бюджет.

Важно, чтобы при перераспределении этих полномочий не разрушалась система оказания медпомощи, и жители ни одной территории не потеряли в доступности и качестве её оказания. Это наша совместная с вами ответственность, уважаемые коллеги!

Четвертое. В разгаре – две взаимосвязанные реформы, направленные на оказание услуг гражданам: реформа предоставления государственных и муниципальных услуг и изменения правового положения бюджетных учреждений. Объем и качество услуг должны определятся утвержденными стандартами, процедура – подробными административными регламентами.

Должна быть обеспечена возможность получения услуг в электронной форме.

Сделан ли на этот счет в 2011 году достойный задел? Думаю, на этот вопрос позволит ответить опыт каждого депутата Законодательного Собрания.

В прошлом году мы говорили с вами о многофункциональном центре в городе Шелехове, как о «пилотном проекте». Сегодня полагала бы необходимым говорить о наработанной практике и её совершенствовании. К сожалению, это не так. Думаю, что здесь есть «поле» для нашей работы в рамках парламентского контроля.

Пятое. Коснусь одной из самых острых социальных проблем – социального сиротства, когда при живых родителях дети беспризорны. Мы говорим, что главный акцент должен быть перенесен с борьбы с последствиями этого явления на профилактику. На выездном заседании Правительства области в поселке Залари предложены меры по активизации деятельности органов опеки и попечительства – это областная функция.

Очевидно, что акцент в их работе должен быть смещен с изъятия детей из неблагополучных семей и их последующего помещения по опеку - на недопущение самой возможности такого исхода, на своевременное обнаружение и санацию потенциально неблагополучных семей. Сейчас органы опеки и попечительства с этим явно не справляются. Формально органы и должности есть, а фактически должной работы с семьями нет.

И именно здесь очень важна поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций. Областной закон на эту темы мы с вами приняли в мае. Но это даже не начало – это подготовка к началу такой работы с этими организациями. Работы и Правительства области – на которое ложиться основная нагрузка, и Законодательного Собрания – при необходимости мы должны своевременно корректировать законодательство.

И в заключение, хочу сказать о нашем законотворчестве.

Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федераций были очень продуктивны. До ухода на каникулы они приняли большое количество федеральных законов, предполагающих полномочия субъектов Российской Федерации.

Нам предстоит в связи с этим довольно напряженная работа по внесению изменений в областное законодательство, по реализации появившихся новых полномочий. В этой работе мы органичны с вами очень жесткими сроками!

Уважаемые коллеги!

Несмотря на стартовавшую кампанию по выборам депутатов Государственной Думы и предстоящую агитационную кампанию, я выражаю уверенность, что депутатский корпус сохранит традицию конструктивной работы, мы не станем превращать Законодательное Собрание в площадку выяснения политических отношений, а сконцентрируемся на всем объеме задач, решение которых крайне необходимо в интересах жителей Иркутской области.

Работы впереди очень много!