Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Доклад спикера Законодательного Собрания на III Съезде представительных органов Иркутской области
26.04.2018

Доклад спикера Законодательного Собрания на III Съезде представительных органов Иркутской области

Уважаемые делегаты Третьего съезда муниципальных образований Иркутской области! Дорогие земляки!

От имени депутатского корпуса областного парламента сердечно приветствую всех делегатов и благодарю за то, что вы участвуете в съезде и осознаете необходимость этого мероприятия, за ответственное и профессиональное отношение к тому делу, которое вам доверили люди!

В повестке съезда есть ряд специальных вопросов, которые постоянно находятся в поле зрения депутатов областного парламента, которым мы вместе с вами уделяем особое, пристальное внимание. В полной мере эти вопросы будут раскрыты моими содокладчиками. Я же хочу остановиться на следующих моментах.

Более 10 лет прошло со времени 2-го съезда депутатов муниципальных образований Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, который состоялся в октябре 2007 года. Тогда реформа местного самоуправления только набирала  законотворческий и правоприменительный опыт.

За прошедшие годы мы многого достигли. Известный исторический факт – Иркутская область первая в России всенародно выбрала губернатора и первая избрала органы местного самоуправления, приняла целый ряд законов, которые позволили создать правовой фундамент для организации местного самоуправления. Нам с вами, действительно, есть чем гордиться!

Развитие местного самоуправления в России было и остается приоритетом государства, потому что именно муниципалитеты, именно органы местного самоуправления позволяют решать наиболее чувствительные проблемы на местах.

И действительно, вопросы, которыми вы каждодневно занимаетесь, казалось бы, простые, тривиальные, можно сказать текущие. Но на самом деле, именно от грамотного решения этих вопросов зависит главное – качество и уровень жизни людей. А, собственно говоря, в этом и есть основная цель работы любого уровня власти – и федерального, и регионального, и местного.

Приведу цитату из речи президента страны Владимира Путина на заседании Всероссийского Совета местного самоуправления. Он, в частности, говорил: «Муниципальный уровень власти максимально близок к людям, к их реальным заботам, а значит, диалог, стремление получить обратную связь должны быть приоритетом в работе местной власти. Только при постоянном, неформальном, заинтересованном общении с жителями можно узнать, почувствовать, что их действительно волнует, и вместе с гражданами добиваться решения насущных задач, строить планы развития».

Коллеги! В последнее время мы часто говорим о том, что сегодня в нашем обществе появляется всё больше граждан, которые проявляют свою инициативу на местном уровне. Люди стремятся сделать что-то нужное, полезное. У них немало конструктивных идей, предложений, и главное – есть горячее желание воплотить их в жизнь.

И в данном случае, коллеги, очень многое зависит от органов местного самоуправления, от вашей открытости передовым идеям, готовности откликаться на запросы населения. Безусловно, мнение людей о том, каким быть их городу или поселку, должно быть для нас решающим.

Да, в Иркутской области есть немало  практических примеров эффективного участия граждан в обсуждении и принятии конкретных решений, в общественном контроле их эффективности и результативности. Есть множество примеров конструктивного взаимодействия населения и органов местного самоуправления.

Во-первых, это успешная реализации мероприятий инициативного бюджетирования в рамках нашего уникального проекта «Народные инициативы» – с 2011 года, за семь лет на территории Приангарья реализовано более 12 тысяч мероприятий на общую сумму около 4 миллиардов рублей.

Во-вторых, это и наша с вами совместная работа по исполнению «Наказов избирателей» – более 200 социальных объектов в разных муниципалитетах области были построены и капитально отремонтированы за время работы депутатов второго созыва, а общий объем финансирования наказов на сегодня превышает 14 миллиардов рублей.

И, конечно, это реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», ключевая цель которого – обеспечить комплексное развитие современной инфраструктуры на основе планов, утвержденных самими жителями. Почти три миллиарда рублей из бюджетов всех уровней будет направлено в
2018 – 2020 годах на благоустройство городских и общественных пространств муниципалитетов Иркутской области.

Коллеги! Это наши с вами общие успехи, наши достижения. Но остается и множество нерешенных проблем. И, в первую очередь, это низкий уровень жизни людей на селе, в так называемой сельской глубинке.

Да, сельская глубинка в регионе разная. Где-то кипит жизнь, а где-то напротив эта жизнь замерла. В первую очередь, это касается малых населенных пунктов Приангарья, созданных в свое время при леспромхозах области. Таковых у нас около ста. Сейчас там очень сложная ситуация: у людей нет работы, нет условий для нормальной жизни. Остро стоят эти проблемы и в наших северных поселках – раньше там добывали слюду, строили промышленные предприятия, возводили БАМ, а сегодня многие поселения пришли в упадок или совсем прекратили существование. Уверен, нужна региональная стратегия – что делать с такими населенными пунктами? И такую стратегию, такие планы развития небольших поселений мы можем выработать только совместно, при вашем непосредственном участии.

Также, к сожалению, у нас много территорий, потенциал которых далеко не полностью используется во благо области, в частности, это районы, где сегодня идет масштабная заготовка древесины. Да, мы приняли региональный закон о чипировании древесины, количество незаконных рубок снизилось, и налоговые поступления в бюджет возросли практически вдвое. Но это далеко не предел. В советское время именно доходы лесной отрасли формировали бюджет региона, а не нефть и газ. Объем заготовок с тех пор существенно не уменьшился. И сегодня нужно уделять этой отрасли самое пристальное внимание, а значит уделять внимание и качеству жизни людей.

Еще один проблемный вопрос – развитие наших ТОСЭР. Конечно, для того, чтобы ТОСЭР начал работать эффективно, нужно время. За один день новое производство не создать. Мы это понимаем, но также понимаем и разделяем желание населения и муниципалитетов увидеть эффект как можно быстрее. Именно поэтому мы регулярно посещаем территории опережающего экономического развития, встречаемся с резидентами, выясняем проблемы у местной администрации, вместе с вами ищем механизмы для их решения. Взять, к примеру, Усолье-Сибирское, завод Усольмаш. В некогда опустевших цехах сегодня вновь запущено производство. До прежних масштабов далеко, но у людей горят глаза и им нужно помочь. В первую очередь, в приобретении нового оборудования. У нас в регионе создана корпорация развития Иркутской области, задача которой как раз и помогать таким предприятиям. Услышав, что заводчане и представители КРИО ни разу не встречались, мы специально организовали для них встречу на площадке Законодательного Собрания. Резиденты обозначают инфраструктурные вопросы. Скажем, нет дороги к промплощадке. Мы готовы эти проблемы решать и уже решаем, внося соответствующие изменения в закон об областном бюджете и, главное, основываясь на ваших предложениях.

Хочу затронуть еще одну тему, которую считаю чрезвычайно важной – это вопросы поддержки материнства и детства. Обращаю ваше внимание, что с 1 января этого года в стране заработали новые механизмы поддержки: семьи со скромными доходами теперь имеют право на получение ежемесячного денежного пособия в размере прожиточного минимума ребёнка в соответствии с региональными нормами, это примерно в среднем 11 тысяч рублей по стране. Появились и две дополнительные возможности использования материнского капитала – это пособие на второго ребёнка из материнского капитала, и ещё одно новое направление – оплата дошкольного образования с 2-месячного возраста ребёнка.

На сегодняшний день нет ни одного субъекта, где бы эти выплаты не осуществлялись. Осуществляются они и в Иркутской области. И это очень своевременно, ведь в настоящее время Приангарье – в числе трех сибирских регионов с высоким числом одиноких матерей, воспитывающих двух и более детей, а многие семьи находятся в неблагополучном и социально-опасном положении.

Что касается наболевших вопросов развития социальной сферы, то одной из целей нашей с вами деятельности является создание равных условий для получения качественного образования в любой точке нашего региона – будь это крупный город или сельская территория. Да, нам в Приангарье удалось решить проблему с местами в детских садах для детей старше трех лет. Теперь взят новый ориентир – создание ясельных групп для малышей от полутора до трех лет. В том же образовании появился новый запрос – на школы. Мы в феврале этого года были с парламентским контролем в школах Иркутского района – часть из них переполнены, учеников в разы больше нормы. Соответственно нужно срочно разрабатывать проектно-сметную документацию и изыскивать возможности для строительства в таких районах новых школ.

Очень много вопросов связано со сферой здравоохранения, с обеспеченностью медицинских учреждений врачами, с качеством возводимых ФАПов. В прошлом году возникла потребность в приобретении автомобилей скорой помощи для отдаленных территорий области. Обсудив проблему с органами МСУ, Законодательное Собрание приняло решение – выделить средства на приобретение практически одномоментно 200 автомашин скорой помощи класса «А» для территорий региона. Этот вопрос мы держим на контроле – проверим, какие автомобили были закуплены, дошли ли они до тех, кому предназначались.

Можно сказать, что взрывным в последние годы оказался интерес к спортивным сооружениям – как только начали строить ФОКи в крупных городах, посыпались аналогичные просьбы из районов, поселков, небольших городов. Сегодня только Усть-Куту, а этот город очень протяженный, нужно три ФОКа. И эти запросы мы будем решать.

Уважаемые коллеги! Конечно, это не все проблемы и не все болевые точки нашей области. Но именно их решение нам в первую очередь необходимо для реализации провозглашенной президентом программы пространственного развития России, нацеленной на прорыв и включающей развитие городов, социальное и инфраструктурное развитие сельских территорий.

Поэтому сегодня значительное внимание мы с вами уделяем вопросам стратегического планирования. Вы наверняка обратили внимание, что в последнее время в области часто звучит термин «индикаторы социально-экономического развития региона». И это не случайно. Цифры – вещь упрямая. И именно индикативные показатели дают объективную оценку ситуации в той или иной сфере общественной жизни. Такие индикаторы, с одной стороны, позволяют адекватно оценить результаты, достигнутые органами власти, с другой стороны – должны быть достаточно объективными, проверяемыми и, самое главное, понятными для населения.

Именно такие ориентиры развития региона были определены Конгрессом национальных и общественных организаций Иркутской области, который при поддержке Законодательного Собрания прошел в начале марта. По итогам заседания Конгресса было принято Общественное послание, в котором отражены основные, наболевшие проблемы Приангарья. Конгресс определил, что Послание обязательно должно принять силу закона.

Коллеги! Анализ общественного Послания показал, что только на основании позитивных цифр экономического роста нельзя делать вывод об успешном развитии Иркутской области. Ответ на вопрос – в какой мере развитие экономики обеспечивает повышение качества жизни людей – может дать только достоверная оценка показателей, характеризующих возможность человека учиться, трудиться в хороших условиях, иметь достойный уровень благосостояния, получать качественную медицинскую помощь и другие. К сожалению, динамика большинства индикаторов общественного развития Иркутской области на сегодня не столь позитивна, как динамика экономических показателей. В рейтинге российских регионов по качеству жизни за 2017 год Приангарье оказалось на 69 месте среди 85 субъектов.

Меры, предпринимаемые властями разных уровней, как раз и должны привести к тому, чтобы эти показатели улучшились. Обращу ваше внимание, что федеральные законодатели со своей стороны рассматривают возможность установления мер ответственности в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления за недостижение конкретных запланированных показателей социально-экономического развития территорий. Таким образом, именно через индикативные показатели будет оцениваться эффективность работы власти на местах.

А это значит, что в системе управления всех уровней, в органах местного самоуправления должны быть люди, которые душой болеют за свое дело, за людей, за своих избирателей. Люди, которые заинтересованы в росте своей эффективности и нацелены на получение конкретного результата.

Безусловно, для эффективного развития местного самоуправления большое значение имеет кадровый состав его органов. Причем важны как его количественные показатели, то есть укомплектованность штата сотрудников, а для небольших поселений – вообще его наличие, так и качественные, такие как квалификация кадрового состава, набор личностных и профессиональных компетенций.

В этой связи Законодательным Собранием Иркутской области регулярно проводятся выездные семинары, тематические стажировки, видеоконференции, а также мероприятие «Парламентская школа» для депутатов дум, избранных впервые. На сайте Законодательного Собрания для вас открыта рубрика «Заочная консультация для депутата».

Отмечу, что повестки мероприятий формируются с учетом предложений глав муниципальных образований и депутатов представительных органов. Активное участие в данной работе принимает «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области».

По итогам мероприятия всегда формируется перечень вопросов от органов местного самоуправления, который направляется в Правительство и исполнительные органы государственной власти Иркутской области для рассмотрения и принятия соответствующих решений. Законодательное Собрание в рамках парламентского контроля осуществляет постоянный мониторинг их исполнения.

Ежеквартально в областном парламенте проводятся заседания постоянно действующего совещательного, консультативного органа – Совета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований, созданного с целью оперативного решения вопросов в сфере муниципальной политики.

Ежегодно проводится областной конкурс на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования Иркутской области. В целях распространения положительного опыта работы дум изготавливается сборник, содержащий информационные материалы победителей и лауреатов конкурса.

  Ежеквартально в рамках сессии Законодательного Собрания проводится Муниципальный час, на котором мы с вами вместе рассматриваем актуальные вопросы социально-экономического положения территорий.

Но все эти мероприятия не исключают проведения квалифицированной кадровой подготовки на муниципальном уровне. Уверен, она должна носить целенаправленный и постоянный характер.

На современном этапе развития системы местного самоуправления во многих субъектах Федерации уже достигнуто понимание того, что кадровая политика – это мощный инструмент качественных преобразований отдельно взятых территорий и государства в целом. С целью повышения уровня подготовки и профессиональной ориентации, формирования кадрового резерва создаются Центры профессиональных компетенций. Причем некоторые из них ориентированы именно на молодежь, на выявление и подготовку кадрового управленческого резерва из молодых, талантливых организаторов, амбициозных (в хорошем смысле слова) молодых людей, которые будут, а главное – смогут реализовать наши стратегические замыслы.

Считаю, что в ближайшее время мы должны организовать такой постоянно действующий центр профессиональных компетенций и в нашем регионе. В нем руководители и специалисты муниципалитетов смогут получать соответствующее дополнительное образование и консультации.

Также представляется целесообразным более активное использование в качестве формы участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения таких инструментов общественного контроля  как создание общественных палат (советов) при муниципальных образованиях по аналогии с общественным Советом при Законодательном Собрании Иркутской области.

Такие Советы на местах позволят руководству муниципального образования владеть полной и достоверной информацией о состоянии дел, оперативно и конструктивно решать текущие вопросы с непосредственным участием населения. Тем самым каждый гражданин сможет участвовать в создании высокого качества жизни в своем городе, поселке, деревне, внесет вклад в свое будущее и будущее своих детей. Именно об этом я говорил в начале своего выступления.

Уважаемые коллеги! Тема местного самоуправления на сегодняшней повестке дня как никогда актуальна. И это правильно. Благодаря совместной работе, усилиям местной власти, депутатского корпуса и правительства наша область движется вперед. Мы строим с вами новые детсады, школы, больницы и ФАПы, создаем реальные условия для развития и реализуем их на всех этапах поступательного движения нашего региона. Большой для нас специфичный срез – это общественные организации, которые вместе с органами местного самоуправления работают в области развития, работают с людьми. Это опыт наших ветеранов и энергия молодежи – генератора новых идей, наше с вами достояние.

Уверен, для того, чтобы сделать наш регион действительно процветающим и комфортным для жизни, необходимо дальнейшее тесное взаимодействие исполнительной и представительной органов власти и местного самоуправления. Это ценность, которой нам нужно дорожить, беречь и развивать дальше!

Именно поэтому сегодня, в этом зале, собрались все мы – люди, которые избраны населением, которые каждодневно решают реальные задачи нашего настоящего и, тем самым, определяют наше общее будущее.

Предлагаю для сверки ориентиров развития нашего Приангарья съезд депутатов всех уровней проводить, следуя логике бюджетного планирования, каждые три года.

В заключение выступления разрешите поздравить всех вас с прошедшим Днем местного самоуправления и наступающим праздником – Днем российского парламентаризма! Желаю вам, дорогие земляки,  крепкого сибирского здоровья, благополучия, конструктивного диалога и плодотворной работы на благо избирателей, во имя процветания России и родного Приангарья!