Влияние современной мультипликации на развитие детей обсудили на круглом столе Молодежного парламента
Пресс-служба
31 марта прошел круглый стол на тему «Влияние современной мультипликации на развитие детей», организованный депутатами Молодежного парламента при Законодательном Собрании Иркутской области при поддержке комитета по социально-культурному законодательству областного парламента. Круглый стол прошел под руководством председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой и председателя комиссии по контрольной деятельности Молодежного парламента Валерии Волокитиной. Участники круглого стола рассмотрели результаты анализа современной мультипликации и ее влияния на развитие детей, результаты социологического исследования среди родителей дошкольников, вопросы влияния цвета, а также медицинские аспекты влияния мультипликации на детей.
«В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями, однако отмечается и присутствие негативных факторов, влияющих на детей», – отметила Ирина Синцова, открывая заседание.
Депутат Молодежного парламента Лилия Магданова в своем докладе отметила, что российские и западные психологи обеспокоены влиянием современных мультфильмов на детское сознание, так как многие из них построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь негативные для ребенка последствия. Известные российские психологи Ирина Медведева, Денис Андрющенко и Надежда Маркова, специализирующиеся на детской и семейной психологии и педагогике, выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов: агрессивность главных героев; девиантное поведение героев, которое не наказывается; демонстрация поведения, опасного для жизни, нестандартного полоролевого поведения, уродливых и непропорциональных героев, неуважительного отношения к близким людям, старшим, растениям и животным; негативные речевые формы, речевая агрессия, жаргонизмы. К мультфильмам, содержащих данные признаки, относят такие популярные сегодня мультфильмы, как «Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Шрек», «Барбоскины». К положительно влияющим на детей мультфильмам психологи, по словам Лидии Магдановой, относят «Лунтика», «Смешариков», «В поисках Нэмо», «Фиксики».
«Одних и тех же героев и одни и те же сюжеты взрослые и дети воспринимают по-разному, то, что нам покажется шуткой, детьми может быть принято как руководство к действию. Поэтому важно, чтобы родители знали, что смотрят дети, были рядом при просмотре мультфильмов и могли объяснить происходящее на экране, помочь разобраться в вариациях сюжета и поступках героев», – заметила Ирина Синцова.
Депутат Молодежного парламента Дарья Пилизина рассказала, что в преддверии проведения круглого стола депутаты Молодежного парламента при Законодательном Собрании Иркутской области провели пилотное исследование о влиянии современной мультипликационной индустрии на культуру поведения детей. Исследование проводилось в формате опроса с двумя категориями респондентов: интернет-пользователи и родители, чьи дети посещают муниципальный детский сад № 109 города Иркутска. Участие в опросе приняли более 200 родителей.
На вопрос, смотрит ли ребенок мультфильмы, 69% опрошенных ответили, что смотрит детские каналы – «Карусель», «Дисней», «Детский мир» и другие, живут совсем без мультфильмов дети 3 % опрошенных родителей. Распределение мнений респондентов относительно вопроса, как часто ребенок смотрит мультфильмы, сложилось следующим образом: 74,6% ответили, что каждый день, 31,8% – три-четыре раза в неделю, 5,3% – один-два раза в неделю. А продолжительность сеанса просмотра мультфильма у 6 % составляет до 30 минут, у 35,3% – около 1 часа, у 8% – более часа, у 25 % – более трех часов. Некоторые респонденты отмечали, что данный временной лимит относится к домашнему просмотру мультфильмов, без учета просмотра в детском садике. Как заметила депутат Молодежного парламента, согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения, детям дошкольного возраста следует смотреть мультфильмы не более 1 часа, школьников – до 2 часов в день. В ходе опроса также выяснилось, что большинство родителей не знают, что смотрят дети, находясь в детском саду, при этом дома они следят за этим и смотрят мультфильмы вместе с детьми.
«Во всем должна быть мера, и сегодня мы должны в первую очередь говорить об ответственности родителей за то, что смотрят дети и в каких количествах», – отметила Валерия Волокитина. Также участники круглого стола отметили, что важно строго соблюдать возрастные ограничения к мультфильмам, выбирать мультфильмы с яркими, но не кислотно-яркими цветами, спокойной музыкой.
По итогам круглого стола был принят ряд рекомендаций министерству образования Иркутской области. В частности, предлагается обеспечить проведение систематических бесед с родителями в детских садах на предмет негативного и положительного влияния современных мультфильмов, тщательного и внимательного отбора мультипликационного материала для ребенка, контроля времени, проведенного ребенком перед экраном телевизора или компьютера.
«Проведение систематической разъяснительной работы со стороны педагогов дошкольного образования позволит привлечь внимание родителей к проблеме негативного воздействия современных мультфильмов на развитие детей. А родителям необходимо больше времени проводить с ребенком, окружать его интересными занятиями, тем самым отвлекая от чрезмерного просмотра телевизора», – подвели итоги обсуждения участники круглого стола.