Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

О лесе

Изменение страницы:
24.12.2024 07:47

Обладают ли органы местного самоуправления полномочиями в сфере оборота лесной продукции и возможностью вторгаться в отношения субъектов хозяйственной деятельности, связанные с заготовкой, переработкой, вывозом, отгрузкой древесины в связи с принятием Закона Иркутской области от 18 октября 2010 года № 93-оз «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» (далее – Закон о пунктах отгрузки)?

1. Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством.

Гражданское законодательство основывается на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (статья 1 ГК РФ). Следовательно, отношения субъектов хозяйственной деятельности по обороту лесной продукции – гражданские правоотношения.

Обеспечение соблюдения лесного законодательства субъектами хозяйственной деятельности осуществляется посредством государственного лесного контроля и надзора (статья 96 ЛК РФ).

При таких обстоятельствах отсутствие полномочий по осуществлению государственного контроля за оборотом лесной продукции не удостоверяет отсутствие полномочий органов местного самоуправления в рамках Закона о пунктах отгрузки.

2. Из преамбулы Закона о пунктах отгрузки следует, что он принят в целях осуществления контроля в области охраны окружающей среды, предотвращения незаконного лесопользования и не регулирует общественные отношения по осуществлению государственного контроля за оборотом лесной продукции.

Охрана окружающей среды – деятельность в том числе органов местного самоуправления, направленная на рациональное использование природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Леса и иная растительность являются объектами охраны окружающей среды (статьи 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды)).

К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В этой связи предлагаемые мероприятия в постановлении Законодательного Собрания Иркутской области от 22 сентября 2010 года № 24/27-ЗС являются мерами по охране окружающей среды.

Длительные незаконные масштабные рубки наносят ущерб окружающей среде. Размер вреда окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется с учетом понесенных убытков в соответствии с таксами и методикой исчисления размера вреда (статья 78 Закона об охране окружающей среды).

От незаконных рубок размер вреда окружающей природной среде определяется согласно Методическим указаниям по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденным Председателем Госкомэкологии от 6 сентября 1999 года. Таксами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 273 определяется размер ущерба лесному хозяйству.

Размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (размер материального ущерба) до 5 млн. рублей - основание для введения чрезвычайной ситуации муниципального характера (Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304).

В соответствии с пунктами 24, 33 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, мэром муниципального образования устанавливается режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. Введение такого режима создает возможность остановки деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. Об этом мэр муниципального образования незамедлительно информирует соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, которые своей деятельностью непосредственно содействуют ликвидации незаконной рубки древесины.

3. Лесным участком является земельный участок (статья 7 ЛК РФ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления. В случае обнаружения на лесных участках соответствующих нарушений земельного законодательства орган местного самоуправления обращается с информацией об этом в соответствующий отдел Управления Росреестра для проведения государственного земельного контроля (пункт 12 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689).

Об организации деятельности пунктов приема и отгруженной древесины