Рожков Юрий Иванович
24.12.2024 07:49
Юрий Рожков в Законодательном собрании Иркутской области представляет избирателей 43 округа, который объединяет Жигаловский, Качугскии, Усть-Удинскии и Нижнеилимский (частично) районы. Второй созыв он возглавляет бюджетный комитет, а в конце 2003 г. был избран еще и заместителем председателя собрания. Ранее избирался в областной Совет народных депутатов, руководил комиссией по строительству и архитектуре. В конце сентября истекает срок полномочий Законодательного собрания третьего созыве, и возможность поговорить об итогах и особенностях работы областного парламента стала поводом для нашей беседы с Юрием Рожковым
Юрий Иванович, крутой поворот в вашей биографии случился восемь лет назад. Опытный строитель стал профессиональным политиком и с головой ушел в бюджетные выкладки вместо привычных пусковых графиков...
За восемь депутатских лет убедился: бюджетное строительство подбрасывает порой проблемы не менее сложные, чем те, с которыми приходилось сталкиваться, мотаясь по новостройкам. Бюджетный комитет, чем бы он ни занимался, всегда находится под пристальным контролем. Когда проходят наши заседания, то, как говорится, в кабинете яблоку негде упасть. Это вполне понятно, поскольку реальное участие в формировании и распределении бюджетных средств и создает прямые предпосылки для решения социальных и иных проблем, заставляющих бороться за депутатский мандат. Вот и сейчас, на исходе полномочий, напряжение не ослабевает. Подготовлены существенные поправки к внесению в закон о межбюджетных отношениях. С их принятием начнет действовать более справедливый механизм распределения налогов внутри области, более прозрачными станут принципы финансовой поддержки местных бюджетов. Надо спешить с утверждением поправок на сессии, поскольку подходит пора формирования областного бюджета 2005 года. Думая о перспективе, одновременно приходится заниматься текущими финансовыми проблемами. К сожалению, нынешний областной бюджет утвержден с дефицитом, чего удавалось избегать в последние годы. Правда, исполнение обнадеживает. По крайней мере, полугодовые результаты подтверждают точность расчетов.
—Наиболее важные цифры можно назвать?
Вот о чем свидетельствуют данные главного финансового управления. Консолидированный бюджет исполнен с профицитом в 134,6 млн руб. Доходы составили 14,4 млрд руб., в том числе налоговые поступления достигли 11,1 млрд руб. Расходы вылились в 14,2 млрд руб. Что же касается областного бюджета, то полугодовой баланс получился с плюсом в 346, 2 млн руб. Налоговых и иных доходов собрано 6,3 млрд руб. Всего же в областной казне оказалось 7,98 млрд руб. По итогам полугодия зафиксирован рост промышленного производства в два процента. У нас появляются дополнительные возможности для покрытия дефицита, пусть и частичного.
Насколько Вы удовлетворены итогами законотворческой деятельности депутатов нынешнего созыва?
—Законодательное собрание третьего созыва со своими задачами вполне справилось. Важно, что почти половина депутатов, получив вновь кредит доверия избирателей, продолжила работу в областном парламенте. Преемственность помогла и традиции сохранить, и быстрее набрать рабочий ритм, поскольку начинатьми, и вот о чем свидетельствует статистика. На 39 сессиях, состоявшихся в третьем созыве, рассмотрено 1253 вопроса и принято 284 областных закона. Сессии проходили практически ежемесячно, в конструктивной обстановке. Это позволило превзойти «по валу» законодателей второго созыва, сумевших принять 235 законов и рассмотреть порядка 900 вопросов. Конечно, в законотворчестве далеко не все можно измерить арифметическими выкладками, но эти цифры, как минимум, следует принять к сведению.
Главным же результатом депутатских усилий стало создание современной нормативно-правовой базы. Причем на всех важнейших направлениях регионального законотворчества — будь-то местное самоуправление, экономика и финансы, межбюджетные отношения, социальная политика или функционирование самой региональной власти в ее новом качестве. Мы имеем работающие законы, касающиеся всех сфер жизни региона. И в этом заслуга депутатов всех трех созывов, доказавших способность действовать стратегически и одновременно решать текущие задачи.
Вы сказали, что с начала созыва принято 284 закона, но почти половина — 135 законов — фиксировали поправки, дополнения и изменения к действующим законодательным актам. В чем тут причина: время ушло вперед или законы устарели?
Сказались оба фактора. Начиная с 1994 года, когда регионы получили право формировать собственную нормативно-правовую базу, у нас принят 631 областной закон. Конечно, сегодня далеко не все они действуют в первоначальном виде. Часть выполнила «историческую» миссию и передана в архив. Многие же законы пришлось корректировать с учетом изменений федерального законодательства. Например, принятие Бюджетного и Налогового кодексов РФ потребовало и на областном уровне пересмотреть действовавшие законы, определявшие порядок формирования бюджетов. В конце 2001 годе мы приняли два базовых закона - о бюджетном процессе и о межбюджетных отношениях. По той же причине пришлось в новой редакции принимать законы, регулирующие ставки налогов на имуществе предприятий, на игорный бизнес, за право пользования, водными, лесными ресурсами... В этом списке, действительно, более ста законов, отшлифованных депутатами, или переписанными заново. Важно, что сегодня практически все областные законы, принимавшиеся в разное время, приведены в полное соответствие с федеральным законодательством. Этим во многом и обеспечивается стабильность социально-экономической обстановки в области.
Разумеется, жизнь также заставляет постоянно анализировать практику применения законов, заниматься их обновлением с учетом социально-экономически «чКгтэипнки и житейских Dea-
слаться на Закон «О транспортном налоге», претерпевшем несколько корректировок. Еще при Подготовке было решено опубликовать текст законопроекта, чтобы все заинтересованные стороны могли высказать свои предложения. Однако автомобилисты отмолчались, не проявили активности и владельцы личного транспорта. Но когда закон заработал, а транспортный налог оказался главным источником формирования дорожного фонда, претензии посыпались со всех сторон. Первыми очнулись руководители автопредприятий, а затем и автовладельцы. Все, что было в наших силах, постарались уточнить через поправки. В частности, сначала от уплаты налога освободили ветеранов войны и труда. Следом эту же льготу распространили и на инвалидов, о. которых, к сожалению, забыли при первой корректировке. Одновременно решили, что льготой могут воспользоваться владельцы любого транспортного средства, будь -то автомобиль, моторная лодка, мотоцикл или мотоколяска. Главное, чтобы мощность двигателя не превышала сто лошадиных сил. Принимая такое решение, учли пожелания северян и сельских жителей.
Все помнят, .насколько острой ситуация оказалась с введением в силу Закона «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов' Деятельности», Представители малого бизнеса смогли убедить депутатов и руководителей администрации в неподъемное™ налоговых ставок. И тогда совместными усилиями удалось выработать приемлемые предложения по корректировке закона. Вот сейчас возникла острая необходимость внесения изменений в закон о межбюджетных отношениях, который, как было сказано, принят совсем недавно — в 2001 году. Так что не надо бояться пересмотра законов. Если на ошибки указала практика, сама жизнь, надо их устранять. И по возможности без проволочек.
— Говоря о депутатской работе, хочу затронуть вопрос, вокруг которого не утихают споры. Кто он. Ныне званный заниматься исключительно законотворчеством, т. е. быть знатоком права и «бумажным червем», или, как говорили прежде, слуга народа, для которого на первом плане - наказы избирателей, их воля?
— Действительно, если сравнивать депутатов Советов и нынешних народных избранников,
работающих в Законодательных собраниях, то разница будет очевидной. Прежде, в советской системе, на первый план ставились наказы избирателей. Помню, сколько сил доводилось тратить,
добиваясь их выполнения. Ведь наказы официально фиксировались, и по степени их выполнения
оценивалась деятельность депутатов. Сегодня ситуация поменялась. В нынешних условиях депутат, прежде всего, призван быть законодателем. Он должен делать
все, чтобы, во-первых, своевременно принимались нужные для
региона законы. И, во-аторых, что бы затем эти законы эффективно действовали.
И все-таки, зарываться с головой в бумаги вряд ли стоит. В таком случае рано или поздно оторвешься от избирателей и не будешь знать истинной обстановки в своем округе. Депутат попросту отстанет от жизни, а это смерти подобно. Вот почему надо искать золотую середину: и законотворчеством заниматься с полной отдачей, и продолжать работать в избирательном округе. И еще очень важно находиться в самом тесном контакте с руководителями городов и районов, местными депутатами.
— Каким же образом этого
можно добиться?
* — Не надо изобретать велосипед. Бывая регулярно в Качуге, Жигалово, Усть-Уде, обязательно провожу встречи с избирателями, на которые могут прийти все желающие. Получаешь бесценную информацию, но также и неотложные просьбы, наказы на перспективу. И хотя поЗже, уже в Иркутске, приходится тратить силы и время на решение вопросов, поставленных избирателями, понимаешь, что без таких вот прямых контактов, значительно труднения при подготовке законопроектов, утверждении законов на сессиях. Встречи с избирателями, публичные отчеты, приемы по личным вопросам — эти проверенные формы депутатской работы должны обязательно быть в арсенале сегодняшних законодателей.
И, конечно, надо участвовать в заседаниях местных дум. Стараюсь твердо следовать этому правилу, и, пожалуй, не пропустил ни одного заседания, на которых принимались районные бюджеты. С удовлетворением могу оказать о взаимодействии, например, с депутатами Усть-Удинской районной думы. При их прямом участии в Усть-Уде сумели за четыре года утроить районный бюджет. При этом вдвое возросли собственные доходы. Где взяли деньги? Вдвое поднялись сборы от налога на прибыль. В пять раз подскочили поступления от налога на совокупный доход. Оказывается, даже в самых дальних местах можно найти собственные стимулы развития производства, малого предпринимательства…..
Борис Краинский