Московских Сергей Григорьевич
24.12.2024 07:49
Первая попытка Сергея Московских пробиться в Законодательное собрание Иркутской области оказалась неудачной. В 1996 году он самую малость проиграл Александру Петрунько, директору Братской ГЭС. Но два года спустя, когда Петунько избрали мэром Братска, он занял его место в областном парламенте.
В 2000 году, когда объявляется новый набор в Законодательное собрание, Московских вновь продует силы, выдвинув свою кандидатуру по Падунскому избирательному округу. Каково же было эго удивление, когда он узнал, что его главным соперником на выборах будет сам Борис Громов, директор БрАЗа, фигура влиятельнейшая, располагающая и авторитетом и крепко накачанными финансовыми мускулами.
Возникает вопрос: зачем Громову нужно было баллотироваться по Падуну, когда он легко мог пройти по избирательным округам Центрального района? Там жила основная масса работников БрАЗа, благодарных директору за одно то, что им исправно платили зарплату и готовых внести его на руках в депутатское кресло.
Для ответа надо немного вернуться в прошлое. Среди законодателей еще во времена спикера Ивана Зелента зрело недовольство отведенной Собранию ролью "подкаблучника" у исполнительной власти. Возникла группа "Народный депутат", боровшаяся за равноправие двух ветвей власти. Ее-то усилиями и был проведен в председатели Собрания Виктор Боровский.
Среди членов этой группы числился и Сергей Московских. За два года работы в ЗС он высказал себя слишком независимым, слишком твердым в убеждениях, не обладающим эластичным позвоночником, одним словом, "упертым" депутатом. Надо было остановить его, вышибить из седла. Для этой цели и потребовался Громов. Уж онто должен был наверняка пройти в "дамки", оттеснив Московских.
И поначалу все складывалось по задуманному. Социологические опросы до дня выборов уверенно предсказывали победу Громову. Их результаты были оглашены даже на последнем, заключительном заседании Законодательного собрания, и коллеги сочувственно похлопывали по плечу, да, напоролся ты на такого зубра...
Но наутро после выборов Братск ожидала оглушительная сенсация: Московских обошел Громова, набрав 53 процента голосов. Такого успеха никто не ожидал.
* * *
- Что вы такого пообещали
землякам, что они так дружно по
шли за вами? Какие дворцы бело
каменные и молочные реки?
(Мы сидим за столом, заваленным бумагами. У Московских самая большая почта в Законодательном собрании. Еще бы, возглавляемый им комитет по социально-культурному законодательству стоит ближе всех к народу. И весь гнев, боль и обиды выплескиваются на стол председателя).
- Обещал честно работать. И
ничего более. К тому времени я
понял, что депутат - не фокусник,
способный вынуть из кармана
все, что бы ни пожелал. Нужны
законы, опираясь на которые
можно достичь если не молочных
рек, то, по крайней мере, сносной
жизни для большинства.
И это убедило?
Конечно, раз меня выбрали. Я ведь сам падунский, там прошла большая часть моей жизни, люди меня хорошо знают... Я не витаю в облаках, а живу их заботами.
Возьмите наркоманию. Бич похлеще нищеты. Я обещал избирателям заняться этой проблемой - и свое обещание выполнил. Сегодня принят закон о" профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области.
Который зарезал областной суд?
Суд признал лишь одно отклонение от федеральных норм: о принудительном помещении лиц в специализированные лечебные заведения. Мы, по мнению суда, превысили полномочия, дописав федеральный закон.
Это и было ноу-хау вашего комитета: принудительное лечение?
Да. Сейчас у наркомана свобода выбора: может лечиться, может погибать. Упование на личную волю. А где эта воля у больного человека? Вслед за Всемирной организацией здравоохранения наш комитет рассматривает наркоманию как разновидность психического заболевания. А у страдающих ею разве спрашивают: класть тебя в больницу или нет? Особенно несовершеннолетних, которые не отдают отчета о последствиях потребления наркотиков.
Вы уверены, что ваша точка зрения победит и федеральный закон станет более радикальным?
Он просто обязан взглянуть правде в глаза. Ну, вычеркнули пункт из нашего областного закона, а проблема-то осталась. Посмотрите, что вокруг делается. Недавно в печати промелькнула информация: в нашей области только за период с 1 по 22 августа с диагнозом "передозировка" отправилось на тот свет сорок человек. В цветущем, между прочим, возрасте: от двадцати до тридцати лет. Мы теряем целое поколение. И промедление смерти подобно.
А вообще областные законодатели способны "поправлять" федеральные законы или каждый сверчок знай свой шесток?
Судите сами. Наш комитет с помощью правового отдела, а он, должен заметить, у нас очень сильный, там подобралась опытная команда юристов, подготовил две законодательные инициативы. Одна из них касается поправок в закон о гражданах, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Мы предложили включить в список первоочередных лиц, получающих жилищные субсидии, инвалидов третьей группы и пенсионеров по старости, имеющих на содержание несовершеннолетних детей.
Этой строчки в законе не было?
Была, но этих людей затолкали в самый конец списка. Пока очередь дойдет - у них не только дети, внуки вырастут. На днях я получил выписку из протокола заседания Совета Госдумы, где говорится, что наше предложение включено в план работы и будет вынесено на обсуждение. Думаю, вряд ли кто будет против него возражать.
Почему вы озаботились именно этой проблемой?
Избиратели подсказали. Они мои главные заказчики. Порой встретят на улице, прижмут к стене: ты чего там, Серега, сидишь, моргаешь, когда такое с нами творят...
А чего, действительно, моргаете? Вас же избрали как светлую голову, способную видеть на три аршина под землю, а вы ждете подсказки.
- Депутат не семи пядей во лбу. Все объять невозможно. Мое предназначение - быть аккумулятором. Припал к землякам, как к розетке, зарядился и выдал разряд - нужный закон. Это, правда, в теории, а на практике... Депутат сегодня - последняя инстанция, к нему идут за инвалидной коляской, машиной дров, ремонтом дома... Порой это все полагается по закону, но какой-то чиновник саботирует этот закон. И начинаешь толкать этого чиновника в спину.
Хорошо известно, что социальный блок полностью привязан к экономике. Есть деньги в бюджете - процветает и "социалка", нет денег - все планы коту под хвост. Не ощущаете ли вы себя прекраснодушным мечтателем, строящим свои фантазии на песке?
Ну, фантастов тоже считали мечтателями и смеялись над их летающими по воздуху кораблями. А они полетели. Так и в нашем деле. Да, скромность нашего бюджета порой подрезает- нам крылья. Еще два года назад мы приняли закон об адресной социальной помощи. Прекрасный, на мой взгляд, закон, не раздающий всем сестрам по серьге, а приходящий на помощь самым обездоленным. И два года не можем запустить его в действие - в бюджете не хватает денег.
А в это время крупные компании вывозят свои миллиардные прибыли за пределы области. Как депутаты расценивают эти проделки ловкачей?
Мы еще три года назад разглядели опасность превращения крупнейших предприятий области в цеховые организации, у которых холдинги заберут прибыль. Так и случилось. К сожалению, сегодняшние законы позволяют это делать.
И ничего им нельзя противопоставить?
Можно. Еще в конце прошлого года комитет по бюджету Законодательного собрания вышел в Госдуму с законодательной инициативой: чтобы часть средств оставалась на территории, где делается бизнес. Только тщетно мы стучались в госдумовскую дверь: слишком много защитников оказалось у большого бизнеса.
Кстати, вы бывали в Англии, Швеции, как там разговаривают к крупным бизнесом?
В Швеции очень жестко. Там такие высокие налоги, что крупные фирмы просто сбегают оттуда, уходят туда, где мягче налоговый климат.
То есть, и шведские богачи не хотят делиться с бедными?
Есть разумный предел дележки. Когда он нарушен, тогда у предпринимателя теряется интерес к развитию своего дела. Такова психология бизнеса, и ее не изменишь.
- А какова, на ваш взгляд, фискальная политика в России: жесткая или либеральная?
- Не берусь судить. У нас другая беда: непомерно велика доля федеральных налогов. С их помощью государство создает бездефицитный, даже профицитный бюджет. Своего рода продразверстка, оставляющая регионам минимум средств. Правительство успокаивает: мы вам потом все вернем за счет субсидий и дотаций. Но возвращает не по потребностям, а от того, как ты попляшешь. Не понравится или мало энтузиазма выказал - откажут. По такой же схеме действуют и регионы по отношению к своим территориям. Вот эту практику ломать надо в первую очередь. Отношения между центром и регионами, между регионами и территориями должны строиться на долгосрочных бюджетных отношениях, а не зависеть от человеческих капризов. Правила игры должны быть прозрачны для всех.
Сегодня мы живем не по средствам. Как известно, дефицит консолидированного бюджета подкатывает к миллиарду, а к
концу года может достичь и боль шей цифры. Непременно начнется процедура "затягивания пенсов". Практика показывает, что она начинается именно с "социалки". Вы к этому готовы?
Бюджет воздухом не надуешь, это понятно. Главное - что урезать. Есть ведь много ненужных трат. Скажем, запланирован повторный ремонт здания областного управления соцзащиты. А уж так ли необходимо тратить деньги на отделку кабинетов чиновников? Или закупать для того же управления автомобили повышенной мощности? Какой автопробег они собрались на них совершить? Не лучше ли пустить эти деньги на школу в Эдучанке. Опять ведь тормозится строительство.
Эдучанская школа стала уже притчей во языцех. Сколько уже депутаты вталкивают ее в бюджет: второй или третий год? Только втолкнут - областная администрация вытолкнет. Вам не кажется, что вес депутатского решения должен превышать все остальные? Раз постановили - и точка.
Абсолютно согласен. Надо снимать проблемы а не возвращаться к ним снова и снова. Зря только время теряем. Эдучанскую школу надо непременно заканчивать, несмотря на все бюджетные трудности. Детей мы не имеем права приносить в жертву экономии.
Есть мнения, у того же депутата Антона Романова, что е<:хпи все депутаты станут работать на освобожденной основе, то профессионализм Собрания возрастет?
Может и возрастет, но где взять для всех портфели? Их число, ведь ограничено. Я не уверен, что каждому найдется направление, где бы он мог себя проявить. Тем более, что численность депутатов следующего созыва возрастет на треть - с 45 до 62.
- Как вы расцениваеге будущую партийную прослойку в депутатском корпусе: благо это или зло?
Я не раз пытался смоделировать будущий парламент и, честно говоря, не смог разрешить своих сомнений. Очевидно, что с приходом партий возникнет добавочная составляющая - политическая. Хорошо это.или плохо - не знаю. Если втянемся во фракционную борьбу, то, конечно, плохо. Вместо дела начнем выяснять свои отношения. Но есть несомненный плюс - с приходом партий Собрание станет более самостоятельно, более незави'симо от волевой силы.
Вы, если не ошибаюсь, закончили индустриальный институт, по специальности...
Инженер-механик.
И что кинуло механика в социальные жернова?
Как вам сказать - перст судьбы, наверное. Когда началась перестройка, я создавал в Братске предприятия с социальным уклоном.
Брасс-сервис? Кстати, как оно расшифровывается?
Когда меня спрашивают, я всегда отвечаю: ну, чего тут непо-нятного - брасс, способ плавания. Надо же каким-то образом плыть по этой жизни. А если .без шутск, то простое сокращение от Братской альтернативной социальной службы.
Это что, похороны?
Б том числе и это. Удивляет? Знаете, еще с детства, когда собирались за столом все родственники - а их у меня тьма- тьмущая - запомнились слова стариков: вот умрем, так вы, молодые, похороните нас по-человечески. Вот этот завет я и взялся исполнять.
Кроме того, прибыльное дело...
Не знаю, может кому-то и прибыльное, а мне оно первые три года приносило по сто тысяч убытков в год. Не мог я наживаться на чужом горе. Приходилось перекрывать расходы другими видами деятельности.
Как я понимаю, могли бы вполне ограничиться рамками Брасс-сервис и жить спокойно?
- Мог. Но научившись достойно хоронить людей, я захотел им дать и достойную жизнь. Потому
и пошел в законодатели.
Беседовал Олег ГУЛЕВСКИЙ