Матханов Михаил Эдуардович
24.12.2024 07:49
Я очень дорожу доверием земляков
Вы работаете в комитете по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. На сессиях по инициативе вашего комитета рассматривались и планируется рассмотреть целый пакет законов по земельному законодательству. Какие из них наиболее важные для области и округа?
Нет законов важных или не важных. Сейчас тем более, когда закладываются основы федерального и регионального земельного законодательства. Законодательное собрание рассматривает целый пакет местных законов - об обороте сельскохозяйственных земель, о минимальных и максимальных размерах земельных участков в Иркутской области, об участках земель, бесплатно передаваемых гражданам в личную собственность и другие. Важно, чтобы после их принятия, не возникло никаких споров и конфликтов. Мы должны учесть интересы каждого жителя области и округа.
Каждый год, принимая главный финансовый документ области - бюджет, мы сталкиваемся с огромной проблемой: как распределить бюджетные деньги так, что были довольны все. Это сделать сложно - постоянно приходиться делать выбор - или построить новую школу в далеком поселке или выплатить заплату тем же учителям и врачам, где взять деньги на поддержку сельхозпроизводителей и на выполнение социальных программ. Федерация в силу тех или иных обстоятельств, стянула на себя львиную долю всех основных налогов, оставив регионам жалкие крохи. Сейчас складывается парадоксальная ситуация, когда бюджетная сфера и жители депрессивных регионов находятся в более выгодном положении, чем территорий-доноров. Это я знаю не понаслышке. Сегодня удобнее быть просителем в Москве, чем реально работающим субъектом, чего быть, конечно, не должно. К сожалению, в результате такой политики и у жителей формируется иждивенческий подход.
— Как вы относитесь к идее объединения Иркутской области и Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа?
— Я разделяю и поддерживаю идею российского президента о сокращение числа субъектов Российской Федерации. Идея возникла не просто так. Необходимо укрупнять субъекты РФ для равного экономического потенциала. Потенциал Иркутской области и потенциал УОБАО очень сильно разнятся. Кстати, в 1999 году я шел на выборы под лозунгом объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью и тогда земляки поддержали меня. И сейчас продолжаю оставаться сторонником объединения. В дальнейшем, не исключаю и создания субъекта типа Байкальской губернии - с вхождением в его состав, например, Читинской области, Бурятии, Агинского Бурятского автономного округа. Иркутская область с ее энергетическим потенциалом могла бы стать «локомотивом» в развитии всего Забайкальского края. Я не оставляю надежд на решение вопроса в положительную сторону, но решающее слово остается за жителями области и округа. Я считаю, что необходимо в кратчайшие сроки провести референдум - «да» или «нет» объединению. И если жители области и округа выскажутся положительно, то после этого решать каким образом проводить сам процесс объединения, решать какую долю ответственности возьмут на себя округ, область и Федерация. Единый хозяйственный механизм и самодостаточность крупного субъекта несомненно придаст больший политический вес, что в свою очередь позволит более эффективно решать любые проблемы. Местечковый патриотизм может толкать политических деятелей на абсурдные поступки, когда независимость, а не целесообразность ставится во главу угла, когда амбиции небольшой группы наносят ущерб всему населению.
- Власти и жителей округа понять можно - сейчас округ имеет лучшее бюджетное обеспечение, чем область.
Там нет проблем с выплатой зарплаты, социальных льгот, нет демонстраций и забастовок. Зачем им нужно объединяться с областью, где нет денег на выплату зарплаты?
— Мне не нравится, что сегодня сознательно насаждается мысль, прежде всего жителям УОБАО, что они живут очень хорошо, здорово, что у них все есть и они должны быть всем довольны, получая большой трансферт из Москвы. Сегодня роста объема промышленности, сельскохозяйственного производства в экономике округа не наблюдается. Действительно округ имеет лучшее бюджетное обеспечение. Но в то, что
это произошло в результате титанических усилий окружных властей, вериться с трудом. Стабильное обеспечение дотациями - результат политики федерального центра, а точнее, президента Путина. Отмени
федеральную дотацию и через месяц округ рухнет в финансовую пропасть. Но не чересчур ли оптимистично будет утверждать, что это на века?
Более того, бюджетная политика федерального центра направлена на то, чтобы регионы нарабатывали собственный потенциал, стали самодостаточными. И что тогда будет с тем трансфертом, который получает Усть-Орда? В Госдуме уже обсуждается такой механизм: к примеру, в 2003 году запланировано 70% трансфертов, на следующий год должно быть запланировано меньше, чтобы территории нарабатывали собственный потенциал, а не привыкали к иждивенчеству. Но то, что территория наработала, за счет своей инициативы, за счет содействия предпринимательству, большому бизнесу, это остается у нее. За территорией останутся налоги, передается часть федеральных налогов, а финансовая поддержка будет снижаться.
В этой ситуации, Иркутская область хоть и имеет несравненно меньшую бюджетную обеспеченность, зато живет, как говориться на свои. И если бы не ударное повышение заработных плат бюджетникам -преспокойно обходилась бы без федеральных средств. В этой ситуации объединение округа и области принесло бы плоды обеим сторонам. Область обеспечила бы себя дешевой и качественной продукцией сельского хозяйства и животноводства из округа. Последнему же, благодаря стабильному рынку сбыта, необходимо будет сконцентрироваться на интенсивном развитии этих отраслей. Шаг от домашнего частного хозяйства к агропромышленному комплексу позволит создать реальную налогооблагаемую базу.
Мы (область и округ), к сожалению, упустили инициативу по объединению, которую буквально держали в руках. Если бы мы пришли к финишу первыми, то новый субъект Федерации получил бы определенные преференции, как это случилось с Коми-Пермяцким автономным округом и Пермской областью, хотя и там не все гладко.
— Сейчас много говорят о том, что в связи с объедине нием ставиться под сомнение существование бурятской на циональной и культурной автономии. Как Вы к этому от
носитесь?
- А кто собирается отнимать право бурят на национальную автономию? Когда мы говорим об объединении, мы говорим об Усть-Ордынском муниципальном образовании в составе Иркутской области сособым статусом, гарантирующим существование национально-культурной автономии.Особый статус может предположить выборность главы округа в ранге заместителя губернатора Иркутской области. Руководители подразделений окружной администрации могут быть в ранге первых заместителей соответствующих подразделений администрации области. Наконец, необходимо разработать четкую программу развития экономики округа, реализация которой гарантирована федеральным центром. Да и разве для развития бурятской культуры непременно требуется отдельный титульный субъект федерации? Никто ведь не прелагает сразу же после объединения закрыть все бурятские школы и насильственно заставить забыть родной язык. Программы по сохранению национальной культуры и языка должны быть прописаны в рамках отдельной статьи в федеральном бюджете.
— Но ведь укрупнение субъектов таит в себе и определенные опасности?
— Некоторые политики высказывают опасения, что укрупнение субъектов и их излишняя самостоятельность может привести к «феодальной раздробленности», вспоминая историческую фразу президента Ельцина «берите суверенитета столько, сколько хотите». Однако такой сценарий можно предотвратить здоровым федеральным законодательством. Чем крепче будут регионы, темь крепче будет и Россия в целом.
• Вы являетесь членом «Делового союза» и фракции «Единой России» в Законодательном собрании. Каковы цели этих объединения?
— Фракция «Деловой союз»всегда поддерживала и поддерживает губернатора Иркутской области Бориса Говорина. Почему я вошел в «Деловой союз»? Потому что он пользуется абсолютным авторитетом среди моих избирателей. По моему избирательному округу он набирает более 70% голосов. Поэтому, я считаю для себя невозможным игнорировать ихпозицию. Практически все депутаты «Единой России» состоят во фракции «Деловой союз». Сам я, будучи, по большому счету, демократом и разделяя идею правых сил о либерализации, считаю, что народу надо прийти к полному пониманию общественных процессов. Можно критиковать «Единую Россию», но мне кажется, что это как раз та сила, которая может нас объединить. Мне нравятся ценности, которые пропагандирует партия - «Единая Россия - сильная Россия», уважаю своих соратников по партии. Хотя согласен с тем, чтонеобходимо укреплять идеологическую платформу.