Лукин Валерий Алексеевич
24.12.2024 07:49
Нам многое предстоит
Законодательное собрание стало ближе к пользователям сети Интернет. С начала года на официальной сайте областного парламента www.irk.gov.ru регулярно проводятся Интернет-конференции с участием депутатов. Сегодня мы предлагаем вам сокращенную версию общения заместителя председателя комиссии по контрольной деятельности Валерия Лукина с посетителями сайта. Известный политик, автор закона о квотировании рабочих мест для инвалидов, депутат по 34 избирательному округу г. Усть-Илимска в течение двух часов отвечал на вопросы жителей области.
— Валерий Алексеевич, расскажите, чем занимается комиссия по контрольной деятельности, кого и как она контролирует?
Валерий Лукин: Круг деятельности комиссии определен регламентом Законодательного собрания и его полномочиями. Одна из функций Законодательного собрания, кроме законодательной — контрольная. Мы должны осуществлять контроль над исполнением региональных законов, законов Иркутской области. В первую очередь это вопросы целевого и эффективного использования бюджетных средств и областной государственной собственности.
— Вы были инициатором принятия Закона *0 квотированиирабочих мест для инвалидов Иркутской области». Начал ли ондействовать, и какой эффект отего принятия?
— Он начал действовать сиюля прошлого года. Его норма,касающаяся выплаты работодателями в бюджет Иркутской области определенной суммы, еслиони по каким-либо причинам несмогли принять на работу инвалидов, действует с 1 января 2004года. Законом предусмотрен следующий порядок: губернатор должен утвердить положение о взимании этой платы. К сожалению,этого постановления пока нет,поэтому те средства, которыепредполагалось получить в бюджет от реализации Закона (а главное финансовое управление запланировало 200 миллионов рублей) — под большим вопросом.
А вообще норма такая: 3% рабочих мест в каждой организации, которая имеет численность более 30 человек, должны быть предоставлены инвалидам. И эта норма действует, по крайней мере, я не знаю фактов отказа в трудоустройстве инвалидов. Отказ же работодателя в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 доЗОМРОТ.
Валерий Алексеевич, когда, по Вашему мнению, мы будем жить лучше?
Жить будем лучше, если научимся выбирать власть. Если, наконец, поймем, что от позиции каждого из нас зависит судьба будущей России. Мы не должны быть безразличны, если власть принимает решения, которые ухудшают наше положение. Это относится к исполнительной власти и в полной мере к законодательной. Нам очень многое еще предстоит сделать в становлении гражданского общества. Большая роль в этом отводится профсоюзам и нам, депутатам.
Мы знаем, что Вы многое делаете для того, чтобы возобновилось строительство школы в пос. Эдучанка. Она будет введена к 1 сентября 2004 года?
— Мы с моим коллегой, депутатом Виктором Долговым,позавчера в Эдучанке провелибольшое совещание непосредственно в самой школе. Там создан тепловой контур и полнымходом ведутся отделочные работы. На совещании присутствовалмэр района Виталий Хомяков, генеральный директор УИ ЛПКВладимир Батищев, руководители строительных организаций,учителя и даже школьники.
Мы с удовлетворением отметили, что в прошедшем году строители полностью выполнили свои обязательства. Корпорация «Илим-Палп» приобрела хорошую автономную котельную для школы. К сожалению, администрация области не выполнила полностью обязательств по финансированию указанных работ на сумму 4,8 миллиона руб., и рабочим была задержана выплата заработной платы. Мы отметили, что существует реальная возможность ввести в эксплуатацию школу к 1 сентября. Сейчас для завершения строительства не хватает 12 миллионов рублей. Нужно задействовать все источники: бюджет, средства спонсоров. Стройка должна стать народной. На благоустройстве будут работать все жители поселка Эдучанка: и взрослые, и дети.
Вы — поборник законности, хорошо разбираетесь во всех правовых нюансах, но при этом Вы не юрист по образованию. Как удается все схватывать в столь сложном законотворческом процессе ? Вы занимаетесь самообразованием?
Самообразованием в юридических вопросах занимаюсь давно. Это мне необходимо было при работе председателем профсоюзного комитета, когда очень много приходилось решать правовых вопросов, так или иначе связанных с нарушением трудовых прав работников. Сейчас в сферу моей деятельности входят вопросы не только трудового законодательства, но и государственного строительства, социальной защиты населения, поэтому круг изучения, конечно, расширился.
Сколько необходимо депутатов, работающих на освобожденной основе, чтобы парламент стал профессиональным? На декабрьской сессии мнения депутатов разошлись.
Обсуждение этого вопроса у нас достаточно бурно прошло, приняли решение: на профессиональной основе будет работать только 11. Это мнение большинства, и к нему надо прислушаться, но я убежден, что качество законов было бы намного выше, если бы все депутаты работали на профессиональной основе и исполняли свой долг перед избирателями. В то же время не определен механизм отбора депутатов, изъявивших желание работать на постоянной основе. Если выбор будет диктоваться политическими пристрастиями, то, на мой взгляд, это станет большой бедой, которая затронет интересы всего населения области.
Некоторые депутаты при обсуждении закона о предоставлении бесплатных земельных участков говорили о возможной коррупции. Как Вы относитесь к таким высказываниям, и как избежать злоупотребления властей при предоставлении земель? Будут ли депутаты контролировать исполнение этого закона?
Я обращал внимание депутатов Законодательного собрания, что есть возможность для коррупции при торговле землей. Я вносил конкретные поправки, которые могли бы как-то ограничить распространение этого зла, в них говорилось о том, что о наличии свободных земель на начало года население должно быть информировано через средства массовой информации, но, к сожалению, большинство депутатов не поддержало меня. Мэры-депутаты говорили, что это затруднит их работу и так далее, много дополнительной работы, но я по-прежнему считаю, что закон некачественный в этом плане.
У нас в Устъ-Илимске под угрозой закрытия станция переливания крови. Можете ли Вы помочь в этой ситуации?
Такая проблема есть. Необходимо заменить на станции переливания крови холодильное оборудование. Во время моей поездки я встречался с главврачом СП К и и.о. мэра города Тулубае-вым, который подтвердил мне, что вопросы финансирования практически решены, необходимо 3 миллиона рублей. Надеюсь, что в ближайшее время будет объявлен конкурс на приобретение специального оборудования, и во втором квартале текущего года оно поступит в Усть-Илимск.
Собираетесь ли Вы избираться в Законодательное собрание осенью?
Да, собираюсь. Я думаю, что тот опыт, который у меня есть, пригодится, и я могу быть полезным своим избирателям.
На встрече главы Иркутской области со спикером Законодательного собрания 9 января был поднят вопрос об усилении контроля над деятельностью Контрольно-счетной палаты. Какова Ваша оценка деятельности КСП в 2003 году, и насколько необходимо усиление контроля?
В новой редакции закона области о КСП предусмотрена-возможность отчета отдельных аудиторов на заседании постоянных комитетов и комиссий Законодательного собрания. По их предложению отчет аудитора может быть заслушан непосредственно на сессии Законодательного собрания. В прошедшем году КСП работало эффективно, и, на мой взгляд, никакого усиления контроля не требуется. Если мы введем такой контроль, то ограничится независимость КСП.
Как продвигается работа над законопроектом о деятельности КСП? Какие спорные вопросы возникают по разработке этого законопроекта ?
Работа продвигается сложно. Но, думаю, на февральской Сессии мы будем рассматривать закон во втором чтении. Спорным вопросом до сего времени был вопрос о категории аудиторов КСП. В законе, принятом в первом чтении, отмечено, что они относятся к категории "А". Как это и существует в настоящее время. Имеются другие точки зрения: отнести их к категории "Б" или "В". Считаю это неправомерным. И это подтверждено в заключении одного из институтов Генпрокуратуры РФ. Сохранение категории "А" для аудиторов необходимо не для расширения льгот, как многие пытаются представить, а для сохранения независимости аудиторов в их профессиональной деятельности. Нам понятно, что аудитор должен быть независим — это азбука, не надо ничего здесь придумывать. Иначе мы получим фарс, а не реальный контроль.
Почему Вы не пошли на выборы в Госдуму, в прогнозном списке Вас называли.
По двум обстоятельствам. Я полагаю, что я еще не все сделал в области и есть у меня резервы в этом плане, и второе, не менее важное, — в нашем избирательном округе был уважаемый мною кандидат В.Б. Шуба, которого я ценю, и поэтому считаю, что он в полной мере может представлять наши интересы в Госдуме.
Какие меры наказания предусмотрены для провинившихся чиновников, вот, к примеру, выявили нецелевое использование бюджетных средств, и что дальше?
К сожалению, пока, кроме увещеваний и обращений к высшему должностному лицу области по привлечению кого-то к дисциплинарной ответственности, никаких мер не предпринимается. Я полагаю, и Путин об этом тоже говорил на одной из встреч, что необходим федеральный закон об ответственности чиновников за свою деятельность. В наш план законопроектных работ я внес предложение о том, чтобы все-таки мы разработали закон об административной ответственности должностных лиц за неисполнение наших региональных законов.
Как оцениваете деятельность Законодательного собрания третьего созыва? Какова сейчас, на Ваш взгляд, обстановка в Законодательном собрании?
— В целом, на мой взгляд,этот созыв работал продуктивно. Принято довольно много законов.Среди них было немало полезных. Но были законы, которые принимались в спешке, были не доконца проработаны. Увы, далеконе все депутаты занимались тем,чем они должны заниматься —подготовкой качественных законов. Ведь от нас, депутатов, требуется не только высказаться "за"или "против" того или иного закона, но и в первую очередь принимать участие в его разработке.Сейчас в Законодательном собрании, фактически, подавлена оппозиция. Она перестала игратьроль катализатора при обсуждении важных для населения области законов. Демократия — это нетолько победа большинства, нои способность учитывать позициюменьшинства. А это благодаря отдельной группе депутатов практически исчезло, что негативно сказывается на качестве принимаемых законов. У нас, к сожалению, под конструктивным взаимодействием исполнительной изаконодательной ветвей властипонимается молчаливое голосование на сессии по большинству законопроектов, которые вноситадминистрация области. Вместосодержательного обсуждения проблем в интересах жителей области, вместо выявления ошибок вэтих же законопроектах, у нас, порой, происходит молчаливое соглашательство. Это главная угроза, которая стоит перед нынешним и будущим составом Законодательного собрания.
Дело в том, что с точки зрения мировой практики, есть два типа плохих парламентов: вредные и бесполезные. Вредные, когда они находятся в жесткой конфронтации с исполнительной властью. Это мешает работе всех органов власти. А бесполезный, когда он послушен исполнительной власти и, по сути, является ее приводным ремнем. Он принимает все, что предлагает ему исполнительная власть. Наше Законодательное собрание еще пока не бесполезный орган. Но, к сожалению, он вплотную, опасно приблизился к этому второму типу.
Валерий Алексеевич, слышал, что Вы являетесь членом рабочей группы по внесению изменений в действующую программу социально-экономического развития области. Какие Ваши предложения по ней?
В первую очередь необходимо, на мой взгляд, откорректировать программу в соответствии с требованием президента РФ об удвоении к 2010 году ВВП области. Я не могу согласиться с положением программы о том, что областная политика по отношению к северным территориям должна заключаться в продолжении переселения в южные районы области избыточной рабочей силы. Учитывая то, что мы на пороге освоения Ковыктинского газо-конденсатного месторождения и Сухого Лога, считаю, что должна быть разработана комплексная программа развития Севера области.
Как Вы оцениваете взаимодействие между Законодательным собранием и администрацией области и лично губернатором после прихода нового председателя собрания?
Я думаю, что еще рано делать выводы, — надо больше работать. С чем я не могу согласиться, это с тем, что законы нам вносятся накануне сессии. У нас такого раньше не было, в таком массовом порядке. Это меня настораживает. Мы не избавлены от брака, когда поспешно принимаем в работу достаточно серьезные документы, зачастую определяющие людские судьбы... Мне бы не хотелось потом возвращаться к работе над ошибками. Но, как положительное, могу отметить, что Б.А. Говорин стал присутствовать на сессиях Законодательного собрания, это уже говорит о каких-то положительных сдвигах. Я также с надеждой жду, что в этом году администрация области все-таки проинформирует о положении дел в области Законодательное собрание, как представительный орган государственной власти.
Валерий Алексеевич, спасибо Вам за то, что поддерживаете веру в существование порядочных людей среди депутатов.
Интернет-конференцию вел Сергей КУЛЫГИН, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Законодательного собрания.
апрель 2004 г.