Козьмин Алексей Павлович
13.09.2024 11:35
Среди убеленного сединами Законодательного собрания Иркутской области Алексей Козьмин смотрится неприлично молодым — 32 года. Но этот грех ему бы простили, не иди он наперекор мнениям "аксакалов". А он оказался из разряда вольнодумцев, исповедующих не старозаветные догмы, а евангелие от Адама Смита, в котором один Бог — целесообразность.
Соединив в себе три таланта: программиста, экономиста и управленца - Козьмин громко заявил о себе в 1999 году, став победителем Всероссийского конкурса "Золотой кадровый резерв России".
Это была хорошая разминка мозгов. Чтобы пробиться в финальную часть, пришлось рассчитать для области самое достойное будущее, а в Москве, в суперфинале, куда пробилось 63 человека, взяться за разработку стратегии развития уже для всей страны. Четыре дня, забыв о сне, они пересаживали Россию с дачного поезда, на котором она привыкла ездить, на скорый.
Конечно, это была только игра, но, как скоро выяснилось, куратор конкурса Герман Греф позаимствовал кое-что из нее для президентской программы, созданной его Центром стратегических разработок. Например, идею Козьмина о миссии государства в приманивании бизнеса.
Куда быстрее придет бизнес: на голое место или на готовую инфраструктуру? Дураку ясно, что туда, где есть коммуникации, тепло, электроэнергия... Еще будучи на стажировке в Италии Алексей обратил внимание на так называемые универсальные промплощадки. Они создаются по заказу государства в густонаселенных местах, с избытком трудовых ресурсов. Как из деталей детского конструктора собираются легкие ангары-цеха, подводятся дороги, прокладываются электрокабели... Заходи и работай. Можешь костюмы шить, можешь обувь тачать, можешь лес пилить... Государство в накладе не останется, оно вернет все затраты налогами.
Этот принцип подготовки поля для произрастания бизнеса особенно важен для Восточной Сибири, считает Козьмин. Ангарская сосна, конечно, богатство, но как до нее добраться, если она растет на севере? А там вся инфраструктура - река Лена. Строить железную дорогу? Но частному капиталу это не под силу. Нужен мощный экономический локомотив. И этот локомотив - государство.
Удивив. Москву свежестью своих пред-' ложений, Козьмин принялся удивлять и Иркутск четкостью мышления. Он, по просьбе областной администрации, подготовил программу вывода из кризиса Свирского завода "Востсибэлемент". На этот завод возлагались большие надежды, еще в 1994 году были взяты иностранные кредиты для закупки нового оборудования. Они-то и засадили предприятие в долговую яму после разразившегося в 1998 году дефолта. Когда задолженность по зарплате перевалила 20 миллионов, дело дошло до открытого бунта. Забастовка следовала за забастовкой, под шумок разворовывалось оборудование и ценные металлы. Никто толком не знал, что делать с гибнущим предприятием, кормящим весь город.
Когда программа Козьмина была утверждена, встал вопрос: кто ее будет воплощать в жизнь? Особых охотников садиться на завод-банкрот не находилось. Решили, что лучшей кандидатуры, чем сам автор, не найти. Молод? Может быть, но парень хваткий. Сам Алексей не сопротивлялся. Азы управления он давно освоил, создав несколько фирм. Даже свое увлечение музыкой приставил к делу, организовав сеть магазинов "Мьюзик-мост". Но это было все, так сказать, проба пера, хотелось чего-то "покруче". Директорство на "Востсибэлементе" как раз предоставляло эту возможность.
За полтора года он исполнил всю партитуру своей программы: расплатился с рабочими, навел мосты с кредиторами, вывел производство на доперестроечный уровень. Это в количественном отношении. По качеству аккумуляторы "Актех" были признаны лучшими из производимых в России.
Между прочив, копнув прошлое, выяснил, что не только ошибки прежних руководителей привели завод к фиаско. Тут приложили руки и другие сферы. Кредиты были связанными, т.е. вместо денег поставлялось сразу оборудование. И поставлялось двумя посредническими фирмами: американской Сеабеко-групп и швейцарской Мабитекс. По ценам... в два с половиной раза выше заводских. Кто нагрел на этой разнице руки: московские чиновники или их иностранные партнеры, вряд ли сейчас выяснишь, но нагрели они их основательно.
На завод Козьмин пришел весной 2000 года, а в июне выставил свою кандидатуру на выборы в Законодательное собрание области. И прошел, обойдя в первом же туре семерых претендентов от Свирска и Черемховского района. За него, члена партии СПС, проголосовали даже коммунисты.
— Зачем вам потребовалось нагружать себя еще депутатскими заботами,разве хлопот с заводом не хватало?
- Ради статуса. Спасая завод, мне приходилось стучаться в кабинеты разныхструктур: областной администрации, Иркутскэнерго, ВСЖД...Кто я был в глазах чиновников? Мальчишка, директор какого-то там заштатного заводика. Легковеснаяфигура, от которой легко отмахнуться. А кдепутату областного парламента совсемдругое отношение. Получая новый статус,я как бы переходил в другую весовую категорию. Да и Сергей Кириенко, бывшийэкс-премьер, с которым я познакомился наконкурсе в Москве, советовал мне не пренебрегать политикой.
— Для Свирска вы были чужаком, ивсе-таки вас выбрали. В чем секрет успеха? Особая технология избирательной кампании?
- Я интересуюсь только промышленными технологиями, а не выборными.Просто люди мне поверили. Хотя, наверное, и не все. Недавно на встрече с избирателями встает пожилая женщина и спрашивает: как вы, депутат, позволили приватизировать наше предприятие, ограбитьрабочих? Простите, отвечаю, когда в 92-мгоду был подписан план приватизации"Востсибэлемента", я еще учился на второмкурсе политеха и не мог помешать этому.Вижу - мой ответ ее не удовлетворил.Действует принцип: ты власть - ты и отвечай. Без срока давности.
— А как вы, между прочим, оцениваете эпопею с чековой приватизацией?
- Главная ее ошибка - людей предварительно не научили, что делать с собственностью. Сработала и привычка смотреть в рот начальству. Что начальник сказал, за то и голосовали. Правильно,неправильно - кого это интересовало. А директора манипулировали коллективами, проводили нужные им решения. В итоге, одним - контрольный пакет акций, другим -ничего. Только сейчас люди начинают понимать, что управлять собственностью ар-хисложно.
— Один из творцов чековой приватизации — ваш соратник по партииАнатолий Чубайс. Вы готовы высказатьему претензии?
- А он, между прочим, сам не скрывает, что с приватизацией были проблемы. И признается, что и сам наделал много ошибок, и Гайдар... Да разве только в приватизации? С представительством в Госдуму тоже перекос вышел. Сегодня депутатов избирают от числа населения. Естественно, что западные регионы имеют там 80 процентов мест, а Сибирь с Дальним Востоком, дающие львиную долю дохода в федеральный бюджет за счет нефти, газа, леса - всего 20.
Вы предлагаете избирать не по численности, а по вкладу в национальный валовой продукт?
Это было бы логично. Сегодняшняя Госдума не может принять решений в пользу восточных регионов. Те, кто живут за Уралом, просто не в силах понять, что для Сибири требуется отдельная политика. Нельзя только брать, надо и вкладывать.
Весьма убедительно, но скажите, почему вы не всегда находите поддержку в Законодательном собрании, хотя сидите среди земляков и не отгорожены от них Уралом? Сколько времени вы пробивали налог на вмененный доход?
Почти год,
А когда закон приняли, налоговые ставки так задрали, что они вызвали, бурю негодования у предпринимателей. Дело, если не ошибаюсь, дошло тогда до демонстраций?
• - Я сразу, еще при первом чтении закона, внес поправки, но они не были приняты. Депутатами руководило благородное желание снять побольше налогов, чтобы наполнить доходную часть бюджета. Когда же начались демонстрации, все всполошились: что делать? По моей инициативе была создана рабочая группа, занявшаяся пересмотром ставок. Привидением среднепотолочных цифр к реальным.
— Удалось достичь компромиссамежду желаемым и возможным?
Мы не только снизили налог, но и придали закону обратную силу, заставив его работать не с апреля, когда все страсти разгорелись, а с начала года. Это был первый подобный случай в истории областного законодательства.
Сопротивление было большое?
Главное финансовое управление области готово было нас на куски растерзать. Уверяли, что мы не патриоты, покушаемся на бюджет, вымываем его доходную часть... В общем, всех собак навешали. А в конце года выяснилось, что план по сбору налога на вмененный доход не только выполнен, но и перевыполнен. Бюджет получил больше, чем рассчитывал. Это и понятно. Малый бизнес нашел бы много способов сбежать от завышенного налога, а нормальный он полностью выплатил.
Кажется, в этом году вы поменялись с финуправлением местами: вы со своими коллегами Фалейчиком и Захаровым предложили обложить игорный бизнес высокими налогами, а начальник финуправления Козлов этому страшно сопротивлялся?
Да, очень страдная лояльность Козлова к этому бизнесу. Оглянитесь - игорные дома растут как на дрожжах. Если растут -значит выгодно. За рубежом государство забирает 90 процентов доходов казино - и
- все равно число желающих их держать не уменьшается.
Козлов пугает: придавим налогами - уйдут в подполье.
Уверяю вас, никуда не уйдут. Ну, подняли мы налоговые ставки на 250 процентов, кто-нибудь из владельцев казино пришел к нам и возмутился - много? Никто. Знают: займись мы детальными выкладками их доходов - окажется, что еще мало.
Вас называют трубадуром малого бизнеса. Какие его преимущества перед крупным вы видите?
— Повадки крупного бизнеса мы ужеизучили. Выстроенный, как правило, повертикально-интегрированной схеме, онлегко уводит свою прибыль из региона. Имы ничего с этим сделать не можем. Планируется, правда, подписать с ним соглашение по типу красноярского, чтоб он уж сильно не наглел и часть прибыли оставлял по месту прописки не штаб-квартиры, а предприятия. Получится - хорошо, не получится - останемся без доходов. А имей мы в областной казне доходов от малого и среднего бизнеса не 8 процентов, как сейчас, а хотя бы 30 - можно было бы спать спокойно. Потому что этот бизнес свои денежки ни в Москву, ни в оффшоры не уведет. И даже то, что уворует, все равно вложит в местное производство. Второй плюс: областной бюджет перестанет зависеть от конъюнктуры мирового рынка. Сейчас стонут: цены на алюминий упали, не доберем доходов. Завтра могут упасть цены на лес, послезавтра - на химию... А малый бизнес от мирового спроса не зависит. Он очень диверсифицирован. В одном месте может споткнуться, зато в другом наверстать.
— Какова доля малого бизнеса за рубежом? В той же, например, Америке?
- Насчет Америки ничего сказать немогу, не знаю. А вот в Италии, где я бывал,эта доля составляет 95 процентов. Да, да,не удивляйтесь. У нас, конечно, другаякультура и совсем другие условия, но мыбы могли получать половину своих доходов именно от малого и среднего бизнеса.
— Где этот бизнес, на ваш взгляд, могбы приложить силы?
- Во-первых, вся сфера услуг. Во-вторых, торговля. Это, можно сказать, еготрадиционное поцрище. Он мог бы заняться разработкой мелких месторождений полезных ископаемых, которые крупным корпорациям неинтересны. Ему по зубам перерабатывающие предприятия, таже пищевая промышленность. Совершенно неосвоенный сектор - жилищно-коммунальные услуги...
— Странная ситуация: все — и чиновники, и депутаты — охотно говорят онеобходимости поддержки малогобизнеса, но как доходит дело до ассигнований той же областной программыразвития малого и среднего бизнеса —весь пыл разом пропадает. Почему?
- Влезьте в шкуру депутатов. Они должны, просто обязаны принимать только социальный бюджет и только социальныепрограммы, чтобы говорить избирателям:смотрите, как мы о вас печемся. Малыйбизнес - это, конечно, курица, несущаязолотые яйца, но прежде чем она начнетнестись, надо ее вырастить. То есть вкладывать в нее года три, а может и больше,деньги. А где их взять? Оторвать от инвалидов, стариков и детей? Это считается неэтичным. Вот из-за этой ложной, на мойвзгляд, этики, мы проедаем свои доходы,не заботясь о будущем. Я уже не раз говорил об этом, но на меня смотрят, как на врага народа.
— Сколько денег выделено на будущий год на программу развития малого бизнеса?
- Обещали девять миллионов, дали вполовину меньше - четыре с половиной.
— Смешные деньги.
- Смешные. Но создана специальнаярабочая группа во главе с зам губернаторапо эффективному распределению этой"суммы". Как ее не дели - толку мало.
— А сколько нужно, если брать поминимуму?
- Давайте посчитаем. Как мне известно,Иркутск, принимая аналогичную программу на три года, закладывает в нее 50 миллионов. В Иркутске 600 тысяч жителей, а вобласти 2,8 миллиона.'В четыре с половиной раза больше. Значит и для областинужно закладывать в четыре с половинойраза больше. 225 миллионов на три года,по 75 миллионов в год. На эти деньги мымогли бы начать серьезно развивать малый и средний бизнес.
— Кредитовать его?
- Ни в коем случае. Я противник государственных кредитов, для этого существуют банки. Ест»другие способы помощи.Государство должно выступать в двухипостасях: развивать инфраструктуру дляпроизрастания бизнеса, как мы уже говорили, и быть гарантом между банком ипредпринимателем. Вот мы все мечтаем:приехал бы инвестор да денежки привез...Ладно, нынешним летом приезжает богатый инвестор, зам председателя Сбербанка, и говорит: куда выгодно и надежновложить наши капиталы? Ну, и что мы вответ? Предложили "Саянскхимпром",еще пару предприятий. И все. А надо быпо-другому: выложить перед ним стопроектов - выбирай любой. Все они про:шли экспертизу, для всех есть площадки иресурсы, дело только за деньгами. Отказался бы инвестор от такого предложения? Да никогда. Сам бы вложил деньги идругим посоветовал. Не забывайте, мыстоим на 16 месте среди российских регионов по инвестиционной привлекательности.
— А на каком месте по инвестиционным рискам?
- На 64. И будем на нем оставаться, если будем печься только о социально направленном бюджете и не дадим зеленыйсвет малому и среднему бизнесу. Мы сами себя загоняем в состояние кризиса. Тогосамого кризиса, когда достижение краткосрочных целей противоречит достижениюстратегических.
Беседовал Омег ГУЛЕВСКИЙ