Каутц Владимир Эмильевич
24.12.2024 07:49
«Намеченный путь должен быть понятным, а перспективы - достижимыми»
Длямногихизнаспредставлениеозваниидепутатаобластного Законодательногособрания—этонекаясмесьизгорячеготемпераментадепутатаБалтики (былвсвоёвремяпопулярныйодноимённыйфильм), звенящегоколокольчика, призывающегокмиру ипорядкувсевозможныхдо- ипослереволюционныхсобраний, и представительнойответственностизасудьбунемалойчастиродногоОтечества. Дабыосовременитьэтотумозрительныйпортрет, немешаетдобавитьещёнесколькочерт: высокийуровеньпрофессиональныхзнаний (кухарокдавнонеподпускаюткуправлению), приобретённуюдипломатичностьиумениеквалифицированнозащищатьсвоюточкузрения. Ичтобыещёподробнее узнать, каковжеон, современныйдепутат, ичтодумаетосвоей хотяиобщественной, ноотэтогонеменеенапряжённойработе, обратимсякодномуизних. ВладимирКаутц- экономист, финансист, железнодорожниксболеечемтридцатилетнимстажем, не большойлюбительпубличныхполитическихбаталийитрибун. Приверженецэволюционного (нивкоемслучаенереволюционного) методарешениялюбыхпроблем.
- Владимир Эмнльевич, депутатская деятельность - это для вас совсемновый опыт? Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях.
- Я, конечно же, имел общиепредставления о том, что мне придётся заниматься законотворчеством.То есть создавать то правовое поле, впределах которого жители Иркутской области будут чувствовать себязащищенными, смогут нормальножить и работать. В 2000 году, когдасостоялись выборы в Законодательное собрание и был избран новыйПрезидент Российской Федерации,несколько сменился общий политический курс... Перед региональнымизаконодателями была поставлена задача привести местное законодательство в строгое соответствие с федеральным. До этого, как вы помните,•предлагалось брать столько свободы и самостоятельности, сколько кому Для многих из нас представление о звании депутата областного Законодательного собрания — это некая смесь из горячего темперамента депутата Балтики (был в своё время популярный одноимённый фильм), звенящего колокольчика, призывающего к миру и порядку всевозможных до- и послереволюционных собраний, и представительной ответственности за судьбу немалой части родного Отечества. Дабы осовременить этот умозрительный портрет, не мешает добавить ещё несколько черт: высокий уровень профессиональных знаний (кухарок давно не подпускают к управлению), приобретённую дипломатичность и умение квалифицированно защищать свою точку зрения. И чтобы ещё подробнее узнать, каков же он, современный депутат, и что думает о своей хотя и общественной, но от этого не менее напряжённой работе, обратимся к одному из них. Владимир Каутц - экономист, финансист, железнодорожник с более чем тридцатилетним стажем, не большой любитель публичных политических баталий и трибун. Приверженец эволюционного (ни в коем случае не революционного) метода решения любых проблем.
низкий уровень заработной платы,
хотелось. Это привело к элементарному беспорядку и неразберихе: федеральные законы утверждали одно, а региональные могли трактовать те же нормы, но по-иному. Во многих регионах местные законы попросту превышали допустимые полномочия. За прошедшие годы областное законодательство усилиями депутатского корпуса приведено в порядок. Областным Законодательным собранием принимается очень много правовых документов. Обычно на каждую сессию выносится около тридцати самых разных законопроектов. Это не только большой интеллектуальной деятельности, но и ответственность, ведь мы обязаны прежде всего защищать интересы жителей области, наших избирателей. Много законов связано с бюджетным процессом.
Наверное, это самый болезненный процесс?
Процесс это такой, что денег не хватает постоянно и везде. В любой организации, финансируемой из бюджета области — а это школы, больницы, учреждения культуры, правоохранительная структура, — не только с декабря 2001 года на 86 процентов. Закон был принят на федеральном уровне, а источники финансирования предложено было поискать в субъектах федерации, то есть в областных бюджетах. Причём из-за отсутствия реальных источников финансирования задолженность по заработной плате начала накапливаться. Пока пытались решить эту проблему, направляя на выплату зарплаты практически все финансовые ресурсы, подошло лето, а с ним — и ремонтные работы в жилищно-коммунальной сфере, заготовка топлива для нужд городских котельных. В конце концов денег в полном объём? никому не хватило. ■
- И всё-таки извечный вопрос: ктовиноват?
- Несогласованность действийцентральных органов власти. Я считаю, что должно произойти разделение ответственности. То есть ктопринимает закон, тот и должен обеспечивать источники финансирования для его исполнения. А пока женалицо явный перекос: законы принимают верхи, а отвечают за их исполнение нижестоящие властныеструктуры. Кстати, свою лепту вносит и то, что центральные власти всёвремя увеличивают долю отчислений в федеральную казну. Если ранее в объёме собираемых в областиналогов доля перечислений в федеральный центр составила порядка 46процентов, то в последнее время этацифра уже превысила 60 процентов.Почему это происходит, понять можно, правительство метёт по сусекам,чтобы обеспечить выплату внешнегодолга. Максимальную сумму — а это17,5 миллиарда рублей — придётсяотдавать в этом году.
- Зная, что вопросы формирования и исполнения областного бюджета едва ли не самые сложные, вы всё же выбрали для гебя работу в бюджетном комитете. Почему?
- Это вполне естественно, вопросы финансов и экономики мне намного ближе, с ними я связан уже более тридцати лет. И хотя трудно поддаются решению проблемы выплаты заработной платы, подготовки к зиме, но многие другие всё же удается решать. Так, например, уже второй год закон об областном бюджете принимается вовремя, то есть до начала календарного года. Много споров возникает во время обсуждения множества других социальных законов, с поправками, дополнениями или изменениями, но они всё же принимаются и, я надеюсь, хоть в какой-то степени помогают защитить интересы малоимущих групп населения. Не менее важная часть законотворческого процесса касается поддержки производства, предпринимательства. Немало правовых документов было принято по реструктуризации накопленных ранее долгов. Одними из самых последних приняты законы о налоге на вменённый доход и о транспортном налоге. В результате долгих согласований ставки по транспортному налогу заметно снижены по сравнению с предложенными ранее. Установлены льготы для инвалидов, ветеранов войны и тружеников тыла.
- Когда вас избирали депутатом,наверняка вы получили от своих избирателей какие-то наказы? Что-то удалось исполнить?
- 29 избирательный округ, чьиинтересы я представляю, включаетгород Нижнеудинск и Нижнеудинс-кий район, Алзамай, часть Чунскогорайона и Лесогорск. Конечно же, пожеланий от избирателей было много.Причём они касались и конкретныхлюдей, и города, и района, и чуть лине всей страны. Что изменилось запрошедшие три года? Я считаю, что наэтих территориях налажена стабильная работа железнодорожных предприятий. В Алзамае, например, долгие годы простаивал ремонтно-меха-нический завод, который в своё время был закреплён залесной отраслью. Это было практически обанкротившееся предприятие, где по многу месяцев людям зарплату не платили. Несколько лет назад этот завод принят в состав ВСЖД. Там проведён весь необходимый ремонт. РМЗ полностью обеспечен заказами, коллектив очень хорошо работает и имеет долгосрочные перспективы. Силами этого коллектива была смонтирована линия по шпалопилению на Тайшетском шпалозаводе. Завод полностью обеспечивает нужды вагонного хозяйства запасными частями, нестандартным оборудованием. Возрождение к жизни этого предприятия я считаю хорошим примером плодотворного содружества железнодорожников, местных властей И жителей поселка. Кстати, пенсионеров РМЗ мы полностью обеспечили всеми полагающимися железнодорожникам льготами.
В Нижнеудинске когда-то, ещё в советские времена, было начато строительство крупного вагоноремонтного завода. Отведена была огромная территория. Долго пытались начать стройку. Но дальше фундамента дело не продвинулось. Благодаря усилиям бывшего начальника ВСЖД Г.П.Комарова всё же было принято решение коллегии МПС завершить этот долгострой и на базе этого завода организовать ремонт цистерн И изготовление колёсных пар. В 1996 году начали эту работу. В настоящее время Нижнеудинское вагоноремонтное депо введено в эксплуатацию, это современное мощное предприятие, на котором трудится около 1700 человек, но в близком будущем предполагается расширение производственных мощностей, а это потребует привлечения дополнительной рабочей силы. Ещё недавно в Нижнеудинске был один из самых высоких процентов безработицы, а теперь иногда даже отмечается дефицит рабочих рук. Там же, в Нижнеудинске, введён в строй профилакторий, где жители города и района могут получить все необходимые медицинские
услуги, поправить свое здоровье. Профилакторий — это также вновь созданные 84 рабочих места.
Ведётся реконструкция Нижне-удинского локомотивного депо, все корпуса восстанавливаются, и там будет производиться ремонт локомотивов. А это означает увеличение численности работающих. Все железнодорожные предприятия Нижнеудин-ска и района получают своё новое развитие. А это означает занятость людей, нормальный уровень доходов и возрастающие налоговые поступления в бюджет города и района. 60 процентов собираемых на этой территории налогов поступают от ВСЖД. Железнодорожники заботятся не только о развитии производства, но и об учреждениях здравоохранения, дошкольных, образовательных учреждениях. В Нижнеудинске прекрасное железнодорожное училище, которому ВСЖД помогает, так как заранее беспокоится о своём будущем.
- В Законодательном собрании выпредставляете интересы одного из наиболее стабильно работающих предприятий области. Это оказывает навашу депутатскую деятельность какое-то влияние?
- Прежде всего ВСЖД оказываетбольшое влияние на экономику области. Она не только является самымкрупным в области налогоплательщиком, который только в 2002 годуперечислил во все виды бюджетов 7,3миллиарда рублей, или 15 процентоввсех перечислений. ПредприятияВСЖД осуществляют 97 процентоввсех грузоперевозок в области. Всеусилия железнодорожников направлены на то, чтобы облегчить ситуацию в нашем регионе, своевременновывозить производимую промышленниками продукцию, перевозитьпассажиров, давать людям работу иплатить своевременно налоги и заработную плату. Как мне кажется, нашепредприятие стало примером устойчивости, стабильности в области. То,что я работаю на таком производстве,мне, конечно же, только помогает ввыполнении депутатских полномочий. Опыт ВСЖД последних летдоказывает возможность решать проблемы, развиваться эволюционным,а не революционным путём. На всёнадо время. И, конечно же, необходимо всё осмысливать, все должнывидеть результаты своей работы, экономической эффективности, заинтересованности. Намеченный путь должен быть понятным, а перспективы— достижимыми.
Александр ДМИТРИЕВ.