Истомин Геннадий Васильевич
24.12.2024 07:49
ГЕННАДИИ ИСТОМИН:
ПОЛИТИКА -ЭТО ПРИЗВАНИЕ
Геннадий ИСТОМИН -уроженец села Баяндай Иркутской области. Окончил Иркутский политехнический институт по специальности «инженер-металлург» и Иркутскую государственную экономическую академию по специальности «юриспруденция». С1974 по 1982 год работал на Братском алюминиевом заводе, с 1982 по 1991 год - в партийных и советских органах города Братска. С1991 по 1994 год был председателем прав'ления АО «Торговый дом "Братский"» и вице-президентом ассоциации независимых предприятий «Дело». 1994 года занимал должность заместителя председателя Законодательного собрания Иркутской области. В ноябре 2003 года избран председателем ЗС.
Весной 1994 года в Иркутской области начала работать региональная законодательная власть. Вы, Геннадий Васильевич, были во всех трех составах Законодательного собрания. Таких политиков в ЗС всего шесть: Гейдар Гайдаров, Антон Романов, Игорь Гринберг, Сергей Зубарев, Александр Ташлыков и вы. Какэтидесятьлетразвиваласьзаконодатель-ная ветвь региональной власти?
Я бы сказал, что все эти годы мы двигались от романтизма к научному практицизму. В1994 году с большим энтузиазмом было воспринято решение о начале строительства институтов государственной власти в Иркутской области. В нашей области впервые на территории РФ прошли выборы губернатора, мэров и депутатов. Началась подготовка нормативных актов, прежде всего первого Устава Иркутской области, вызвавшего тогда очень живую реакцию. Я был председателем рабочей группы по внесению изменений и дополнений в устав, и к нам поступило более 1 200 (!) замечаний и предложений. Мы много спорили о том, каким образом должна быть сформирована система власти, нужно ли правительство, нужен ли двухпалатный парламент. Каким образом будут совмещены или разделены функции губернатора и главы администрации? Прошло десять лет, и я рад, что наш устав был признан модельным, по его принципам работали многие другие субъекты федерации.
Модель местного самоуправления, которую мы выбрали, также оказалась созвучна федеральному закону. Мы часто принимали законы, опережая федеральное законодательство, и это давало нам возможность решать многие проблемы Иркутской области. К примеру, закон о рентных платежах. На протяжении двух лет консолидированный областной бюджет получал хорошую добавку в виде рентных платежей от «Иркутскэнерго».
Вместе с этими позитивными в работе ЗС моментами нельзя не вспомнить и то, какие бои разыгрывались между законодательной и исполнительной ветвями власти на региональной политической арене.
В третьем созыве действительно возникло жесткое противостояние между Законодательным собранием и администрацией. Во время предвыборных кампаний и губернатор, и депутаты говорили о необходимости повышения ответственности бизнеса за решение социальных проблем на территории области. Однако после взыграли личные амбиции, началось столкновение мнений. Пользуясь этими противоречиями между органами представительной и исполнительной ветвями власти, финансово-промышленные группы решали свои корпоративные задачи, выстраивали схему оптимизации налоговых отчислений, просто выводили прибыли с территории Иркутской области.
Это не самая лучшая страница в истории ЗС, конфликт отвлекал от законотворческой работы, придавал нашей деятельности некий привкус политиканства. Но сейчас мы осознали необходимость выстраивать хорошие деловые отношения двух властных институтов.
Есть мнение, что законодательная власть должна заниматься законодательной базой, а взаимоотношения с бизнесом, в частности и по социальным проектам, - это прерогатива исполнительной власти.
Я не согласен с такой постановкой вопроса. И вот почему. Мы долго разрабатывали законопроекте квотировании рабочих мест для инвалидов. В Иркутской области 170 тысяч инвалидов, они живут очень тяжело, практически все имеют доход ниже прожиточного минимума. Понятно, что из бюджета выделить необходимые суммы невозможно. Поэтому нам нужно было найти такие рычаги, которые помогли бы справиться с этой проблемой. По «Закону о квотировании...» промышленные бизнесструкту-ры, а также малое предпринимательство должны внести в бюджет 2004 года 204 миллиона рублей. Эти деньги будут направлены на создание новых рабочих мест для инвалидов или на поддержку данной категории граждан. Вот это и есть пример участия разных ветвей власти в решении социальных проблем региона.
Геннадий Васильевич, как вы расцениваете роль спикера Законодательного собрания? Кто он, по-вашему, - помощник губернатора? \ человек, равный ему по объему властных полномочий, или третейский судья?
Спор о том, кто в области главный, я считаю абсолютно пустым. В уставе мы зафиксировали, что высшим должностным лицом на территории Иркутской области является губернатор. Поэтому ответственность за состояние дел в области несет он. Все остальные должны просто добросовестно выполнять свои обязанности в соответствии с законодательством. Основная функция ВС заключается в принятии нормативных документов, которые бы помогали администрации решать социально-экономические задачи. В связи с этим обязанность спикера - настраивать депутатов на конструктивную работу.
Я знаю, что отношение и ко мне, и к губернатору у населения разное. Одинакового и быть не може". Естьлюди, которые хотят вбитьклин между председателем ЗС и губернатором. К счастью, нам хватает мудрости отбрасывать все это в сторону, садиться за один стол и вместе работать над решением приоритетных для области задач.
- Третий созыв Законодательного собрания отличился еще и тем, что дважды снимали спикера. Хотелось бы услышать вашу оценку этих событий.
- Это в исполнительной власти на политику вляет один человек. В законодательном встает вопрос об отставке председателя, каждый может открыто высказать свою позицию. У нас были определенные договоренности с Боровским. Виктор Митрофанович не выполнил своих обязательств, и я прямо сказал ему об этом. Что касается Сергея Ивановича Шишкина, то здесь была другая ситуация - интересы государства, области должны быть выше личных.
В этом году выборы в Законодательное собрание будут проходить по новым правилам. В частности, половина собрания будет сформирована из представителей политических партий. Как вы думаете, насколько серьезно крупные корпорации будут влиять на формирование партийных списков?
К сожалению, сейчас исключить участие финансово-промышленных групп в выборах не удастся. Если корпорация является собственником градообразующего предприятия, то влияние ее на политику, проводимую на данной территории, достаточно велико. В этой ситуации органы власти должны донести до населения информацию о том, насколько цивилизованно ведут себя бизнесструктуры, как они выполняют свои обязанности перед жителями, готовы ли участвовать в решении социальных проблем. Тогда люди будут осознанно выбирать представителя той или иной финансовой структуры.
Не повторится ли в нашей области сценарий выборов в Государственную Думу, когда абсолютное большинство мест досталось одной партии?
Не нужно примитивно перекладывать ситуацию декабря прошлого года на октябрь будущего. Когда «Единая Россия» пришла в нижнюю палату парламента и заняла все ключевые комитеты, она тем самым взяла на себя всю ответственность за работу Думы. «Единая Россия» будет активно влиять и на процесс формирования правительства. И если она хорошо поработает, сможет удовлетворить ожидания населения, то на осенних выборах в ЗС ситуация декабря может повториться. Это, кстати, намного лучше, чем парламент из десяти партий, представленных в рав-
ных долях. В парламенте должно быть большинство, способное принимать решения.
Но ведь отсутствие альтернативной позиции тоже не принесет ничего хорошего?
Этого не произойдет. В Законодательное собрание в любом случае пройдут представители компартии, ЛДПР, вероятно, аграрной партии, «Яблока» и других. У каждого из них свои взгляды. Кроме того, депутаты-одномандатники не все одинаково мыслят. В их среде действует корпоративный механизм. Когда обсуждаются вопросы сельского хозяйства, депутаты, представляющие аграрный комплекс, объединяются и лоббируют интересы своей отрасли. То же самое делают работники образования, здравоохранения, промышленности. Профессионализм не позволяет им принимать непродуманные решения.
Здесь гораздо важнее другой момент: насколько серьезно политические партии отнесутся к процессу выдвижения кандидатур. Они должны понимать, что человек, представляющий партию в ЗС, будет являться лицом этой партии. ее публичным политиком. Партии должны направить в ЗС таких людей, которые будут способны нести ответственность за свои решения.
Геннадий Васильевич, вы закаленный политический боец, прошли не только через выборы, но и через сложнейшие судебные процедуры. Доказывая незаконность решения избиркома об отмене результатов выборов по вашему округу, вы дошли до Конституционного суда.
Я вел предвыборную кампанию честно и был уверен, что рано или поздно все встанет на свои места. Для этого мне действительно пришлось дойти до высшей судебной инстанции. Впервые в Иркутской области физическому лицу удалось выиграть дело в Конституционном суде.
На предстоящих выборах в ЗС вы будете снова выдвигать свою кандидатуру?
Буду ли я участвовать в выборах по партийным спискам, это решит президиум «Единой России». Но по своему округу баллотироваться буду. Я убежден в том, что каждый должен заниматься
своим делом. Я в политике с 1982 года. До этого работал на алюминиевом заводе, моя смена заняла первое место во всесоюзном соревновании и была занесена в Книгу летописи ВЛКСМ. Я стал самым молодым специалистом БрАЗа, направленным за границу, два с половиной года отработал в Египте. Потом меня пригласили на работу в Братский горком партии. Был инструктором, заведующим орготделом, заместителем председателя исполкома. Для меня общение с людьми, представление их интересов стало нормой жизни.
Почему сегодня люди не доверяют власти? Около 40 процентов из них не хотят идти на выборы. Дело в том, что не все политики готовы говорить с населением. На встречу с депутатом люди приходят со своими проблемами. И требуется некоторое мужество, чтобы выйти на такую встречу.
Для меня эта работа - призвание.
Беседовали ОЛЕГ ВОРОНИН и ТАТЬЯНА ЛУКАНКИНА