Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
13.10.2021

Механизмы привлечения средств на строительство школ обсудили на Общественном совете при ЗС. ИА "Сибирские нововсти", 13.10.2021

Изучить механизм инфраструктурных облигаций для строительства новых школ предложил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. С таким предложением спикер выступил на заседании Общественного Совета при областном парламенте, которое провел Алексей Соболь. Основной темой заседания были перспективы перехода школ Иркутской области на односменный режим обучения.

Напомним, накануне члены Общественного совета посетили школы в Иркутске и Иркутском районе. В этих муниципальных образованиях школы переполнены из-за роста численности населения в последние годы, образовательный процесс организован в две смены, есть подсменки. Вместе с тем, по замыслу правительства РФ к 2025 году все школы должны перейти на работу в одну смену. Сейчас же около 50% детей в Иркутске и около 40% в районе учатся во вторую смену.

По мнению Александра Ведерникова, для строительства как можно большего числа школ надо привлекать разные механизмы. «В первую очередь, надо максимально привлекать федеральные средства через национальные проекты и государственные программы, потому что большие школы - это дорогостоящие объекты. Однако только этим способом проблему полностью не решить, поэтому стоит рассматривать и привлечение частных средств. Уже сейчас используется механизм концессии, но нужно тщательно изучать финансовые модели, чтобы не сформировать избыточную долговую нагрузку на субъект, - сказал председатель ЗС. - Стоит также рассмотреть механизм инфраструктурных облигаций, который уже применяется в Челябинской области. Возможно, это будет более оптимальным решением для бюджета».

Министр образования Иркутской области Максим Парфёнов рассказал, что в Иркутской области работают 884 общеобразовательных организации, в которых учатся более 341 тыс. детей. Из них 262 школы и 72,5 тыс. детей учатся во вторую смену. В четырёх муниципальных образованиях - Мамско-Чуйском, Катангском и Усть-Илимском районах, а также в Усть-Илимске второй смены в школах нет. Строится 19 зданий школ на 9,086 тыс. мест. Регион подал заявки на федеральную субсидию на три пристроя к школам в Иркутске. Подготовлены заявки на строительство школ в рамках концессионных соглашений с вводом в 2023 и 2024 году. Строительство двух школ в Иркутске вошло в нацпроект.

По словам министра, предлагается задействовать областные средства на ликвидацию аварийных зданий школ в других муниципальных образованиях, в то время как в Иркутске и Иркутском районе строить большие школы с привлечением федеральных средств. Препятствием для строительства новых зданий в Иркутске при этом является нехватка земельных участков, поэтому министерство идет по пути возведения пристроев и новых корпусов уже действующих школ. Еще один способ оптимизировать учебный процесс - организовывать начальные школы в небольших действующих зданиях, а основные средние школы размещать в отдельных зданиях. Чтобы разгрузить муниципальные образовательные учреждения предлагается также подключить систему профессионального образования, учреждения которых могут получить лицензию на реализацию общеобразовательных программ.

На заседании выступили председатель комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Виталий Барышников и начальник управления образования администрации Иркутского района Роман Зарипов, которые рассказали, как обстоят дела в муниципальных образованиях. В Иркутском районе уже сейчас учится на 6,7 тыс. детей больше, чем положено по СанПин. При этом не хватает 36 автобусов для организации подвоза детей. В Иркутске дефицит мест составляет 24,5 тыс. Одновременно не хватает около тысячи учителей, чтобы обеспечить хотя бы средний по России коэффициент совмещения - 1,35.

Председатель Иркутского профобъединения Александр Коротких обратил внимание, что при переходе на односменную работу школам потребуется больше педагогов. В то же время заработная плата педагогов не должна снижаться. Депутат Олег Попов отметил, что в последние годы фиксируется снижение рождаемости в регионе, в связи с чем он поинтересовался, не прогнозирует ли министерство невостребованность строящихся школ через некоторое время. Максим Парфёнов ответил, что, учитывая общее число недостающих мест, такая проблема в ближайшие годы не актуальна. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова спросила, планируется ли развивать дополнительное образование на базе учреждений, которые учатся в одну смену. Министр подтвердил, что в таких школах организуется работа кружков и секций.

Председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям со СМИ Ольга Безродных поинтересовалась, планируется ли возродить интернаты при школах для проживания там учеников из отдаленных населенных пунктов, где сегодня в малокомплектных школах остро не хватает педагогов. Министр отметил, что ведомство будет готово рассмотреть такую возможность при необходимости, однако высказался за максимальное сохранение малокомплектных школ. Заместитель председателя по бюджету Георгий Любенков поинтересовался, какова стратегия министерства в отношении муниципальных образований, где нет такой острой проблемы, как в Иркутске и Иркутском районе, но вторая смена в отдельных школах есть, например, в Братске. По мнению министра, школы должны организовывать учебный процесс в комфортной для себя форме. При этом в большинстве школ есть возможность избежать второй смены, если правильно составить расписание.

По итогам совета приняты рекомендации по мерам, направленным на устранение дефицита мест в школах. Александр Ведерников также сообщил, что депутаты намерены посетить Иркутский региональный колледж педагогического образования, чтобы оценить условия подготовки будущих учителей и меры по стимулированию их трудоустройства в школы.

https://snews.ru/news/mehanizmy-privlecheniya-sredstv-na-stroitelstvo-shkol-obsudili-na-obshchestvennom-sovete-pri-zs?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1634286234000