Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Наталья Дикусарова: муниципальные образования необходимо включить в процесс регулирования лесных отношений
30.08.2016

Наталья Дикусарова: муниципальные образования необходимо включить в процесс регулирования лесных отношений

Пресс-служба

Ряд предложений был выработан в ходе дискуссионной площадки  «Лесопользование. Борьба с незаконной заготовкой древесины» Всероссийского форума «Живой лес», состоявшегося в Иркутске. Они будут представлены Президенту РФ Владимиру Путину в ближайшее время. Об этом рассказала заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области, модератор дискуссионной площадки, руководитель региональный мониторинговой группы «Живой Лес» Наталья Дикусарова.

Вице-спикер напомнила, что 31 регион России,  где проблемы по охране леса стоят особенно остро, участвовали в мониторинге реализации федерального закона № 218 о совершенствовании регулирования лесных отношений, который был принят на весенне-летней сессии Государственной Думы РФ. Она отметила, в общей сложности принято 25 поправок, касающихся едва ли не всех аспектов лесопользования. К примеру, в Лесном кодексе появились отдельные главы, посвящённые охране и воспроизводству лесов, а также их защите от загрязнения и иного негативного воздействия; изменены статьи, касающиеся лесоустройства, охраны от пожаров, воспроизводства и восстановления лесов, аренды и купли-продажи участков насаждений. Одним из ключевых нововведений стало появление термина «недобросовестные лесопользователи», чей реестр должны будут составлять и вести региональные власти. Вместе с другими поправками оно должно вступить в силу с 1 марта 2017 года.

Наталья Дикусарова рассказала, что целью мониторинга как раз стала проверка того,  насколько регионы готовы реализовывать измененное федеральное законодательство. «Проводя мониторинг, мы коснулись всех тем, связанных с лесом, потому что ограничиться одной из них невозможно, – подчёркивает Наталья Дикусарова.

Так, одним из первых предложений круглого стола  «Лесопользование. Борьба с незаконной заготовкой древесины» стало то, что нужно вернуться к понятийному аппарату законодательства и определиться с терминологией: что является «незаконной заготовкой древесины» и «незаконная рубка». «Тех, кого поймали с пилой у дерева – можно привлечь к ответственности, но это крайне малая доля нарушителей. А кто дальше пошли по этой цепочке, от транспортировки до реализации  – сложно выявить», - отмечает Наталья Дикусарова.

Кроме того, должны быть пересмотрены требования к участникам аукционов, которые претендуют на заключение договора аренды лесных насаждений. «Необходимо включить профессиональные требования, чтобы люди, имеющие договоры аренды вели не просто лесозаготовительную деятельность, а экономическую деятельность в сфере лесопользования, - поясняет вице-спикер. - На сегодняшний день, к сожалению, это могут быть любые организации, которые могут иметь небольшой уставной капитал, любое место регистрации, при этом, не имея никакой производственной мощности, никаких профессиональных особенностей и навыков. Такие организации не могут нам гарантировать лесовосстановительные работы и что очень важно, не осуществляют экономической деятельности по глубокой переработке древесины, по работе с отходами, по внедрению новых технологий, по трудоустройству своих работников».

Руководитель региональной мониторинговой группы «Живой лес» также сообщила, что участники круглого стола пришли к выводу, что тема субаренды лесных участков должна быть исключена из Лесного Кодекса РФ, «поскольку именно субаренда открывает путь незаконной и безответственной деятельности в лесу».

Требования к инвестпроектам должны быть пересмотрены. «На сегодняшний день, ряд организаций, реализующие инвестиционные проекты во многих регионах и взявшие на себя определенные обязательства, выполняют их далеко не по всем позициям. В связи с этим нужно проанализировать сами инвестпроекты и включить новые требования к ним», - отметила Наталья Дикусарова.

Она также добавила, что требуется внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты Правительства РФ и разработать бланки строгой отчетности, применяемой при транспортировке древесины, поскольку сейчас сопроводительная документация на перемещение древесины не является бланком строгой отчетности, в связи с чем  отследить сегодня лес, который перевозится незаконно практически невозможно.

Открытость информации еще один пункт, который стал камнем преткновения при проведении мониторинга во всех регионах. «Нигде нет информации о том, как у нас обстоят дела с пользованием лесосырьевой базы. Система ЕГАИС также далека от совершенствования. Нет в этой системе информации о пиломатериалах, а та информация, которая есть – недостоверна, поскольку отображается только то, что идет на экспорт. Более того, в этой системе нет информации от органов, которые сопредельно занимаются, например, контролем за санитарными рубками леса. По большому счету мы видим, что в ЕГАИС  поступает ровно та информация, которая нужна лесопользователям. Причем она поступает с опозданием срока, а это уже состав административного правонарушения», - рассказала вице-спикер. 

Дополнительным блоком на форуме были сформированы три предложения от Иркутской области, которые найдут отражение в итоговом докладе, направленном Президенту РФ. Первое, что предложено: единожды определиться с численностью лесных инспекторов, их полномочиями и нагрузкой. По мнению Натальи Дикусаровой, вопрос о том, должны ли быть лесные инспекторы или нет – не должен вставать,  «в лесу должен быть хозяин».

Также, как считают участники дискуссионной площадки, нужно провести лесоустроительные работы. «Сегодня мы не знаем, что у нас в лесу: что именно выделяем в аренду, что мы тушим, что заготавливается незаконно? Последние лесоустроительные документы датированы 1991-1993 годами. И цифры, которые мы сейчас видим по санитарным рубкам, по горевшему лесу – мифические. За это время лес вырос, лес горел, лес незаконно вырубался, заключены сотни договоров аренды, то есть и качественный, и количественный состав леса у нас изменился, а результаты лесоустроительных работ у нас прежние.  В конечно счете, мы не знаем, за что и сколько мы должны поучить отчислений в бюджет. Здесь нужно навести порядок», - поясняет Наталья Дикусарова.

Еще одно предложение, которое включено в доклад Президенту РФ – включить в процесс контрольной деятельности в лесной сфере органы местного самоуправления, с наделением их не только полномочий, но и соответствующей финансовой составляющей. «Сегодня они на свой страх и риск содержат пожарную охрану, осуществляют деятельность по тушению лесных пожаров, отчитываются за чрезвычайные ситуации по пожарам. Муниципалитетам необходимо дать полномочия, включить их в процесс регулирования лесных отношений», - отметила вице-спикер Наталья Дикусарова.