Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
26.11.2014

Алексей Козюра: «Инвестировать надо в людей», Газета Право выбора, 24.11.2014

Депутат Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, заместитель председателя комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями, член комитета по здравоохранению и социальной защите, кандидат исторических наук Алексей Козюра в интервью нашему изданию рассказал о том, почему не стоит разрешать голосовать с 16 лет, как проект "Народные инициативы" помогает стать настоящим избирателем и какой эффект может дать стопроцентное финансирование сферы культуры.

- Алексей Викторович, в этом году в Иркутской области прошла масштабная избирательная кампания, связанная с муниципальными выборами. Как вы оцениваете ее для развития гражданского общества в регионе?

- Прошедшие выборы готовились в своеобразных условиях, учитывая, что в послании президента на этот год одним из ключевых тезисов было реформирование системы органов местного самоуправления. А так как наша страна в свете определенных исторических событий воспринимает слово "реформа" как революционно-радикальное действие, общественное мнение было настроено на какой-то "переворот" на втором уровне местного самоуправления. Поэтому кандидаты в мэры и депутаты дум находились в напряжении. Но система формирования органов местного самоуправления сохранилась, политическая культура не претерпела изменений, и мы, реализуя послание президента, постепенно движемся к повышению качества власти на местах.

Что касается непосредственно кампании и ее деталей, то она отличалась от предыдущих. Так, на заре развития демократических отношений в России люди определялись со "своим" кандидатом эмоционально. Нужны были харизматики. Избиратели обращали мало внимания на программы кандидатов. Теперь от людей, идущих во власть, требуют всё больше конкретики, четкого видения предстоящей работы - то есть системного понимания будущего муниципалитета.

Такая ситуация заставляет и политические партии, и самих кандидатов более ответственно подходить к выборам. Заметьте, что сейчас в кампаниях почти нет случайных людей. В большинстве случаев кандидаты - это люди, имеющие опыт, образование, которые готовятся к выборной гонке, изучая все тонкости социально-экономического развития муниципалитетов. Безусловно, это положительная тенденция.

Также нынешний политический цикл формирования органов местного самоуправления еще и четко обозначил начало системной региональной политики. Если предыдущие составы областного правительства, губернатор мало участвовали в выборных процессах на местах, предпочитая по факту работать с теми, кого изберут, то этот избирательный цикл показал их явный интерес к формированию органов местного самоуправления. У региональной власти есть понимание, что бросать этот процесс на произвол судьбы нельзя, потому как сама бюджетная политика, работа со вторым уровнем в сложных экономических условиях зависят от того, кто придет к руководству городскими округами и муниципальными районами.

Конечно, качественная региональная политика по формированию органов местного самоуправления за год не появится. И за два тоже. Она строится достаточно долго. Вклад в этот процесс прошедшей кампании и продемонстрированный новый подход к региональной политике можно оценить как высококачественный.

- Но при этом явка всё равно была невысокой по сравнению с другими регионами...

- Конечно, низкую явку нельзя назвать позитивным моментом, но она не означает, что жителям Иркутской области не интересен сам процесс выборов, создания местной власти. Не свидетельствует она и о том, что люди, идущие во власть, тоже не интересны избирателям. Низкая явка прежде всего говорит о том, что у многих жителей области в их жизненной повестке стоят более актуальные вопросы. Жить стало сложнее, для того чтобы заработать, надо прикладывать всё больше усилий. Добавьте к этому инфляцию, нехватку рабочих мест, недостаточное качество социальных услуг. В такой экономической ситуации люди стали более активно самостоятельно решать собственные проблемы. И в их списке дел участие в социально-политических процессах явно не на первом месте.

Также справедливо будет напомнить, что органы местного самоуправления у нас с начала 1990-х годов традиционно формируются при невысокой явке.

- Ваши коллеги из Госдумы для повышения явки на выборах обсуждают возможность разрешить голосовать с 16-летнего возраста. Как вы считаете, стоит ли это делать?

- Не стоит. Если изменять возрастной ценз, то скорее в сторону увеличения, а не уменьшения. Поясню, обратившись к истории. Когда демократия рождалась в Древнем Риме и Греции, голосовать могли только граждане (к которым не относились женщины и рабы), достигшие определенного возраста и обладающие собственностью.

Давайте порассуждаем о том, почему же такое решение приняли люди, которые разрабатывали первые системы демократического формирования власти? По их логике, ответственный выбор может сделать только свободный человек, который получил образование, обладает собственностью, создал семью, то есть человек социализированный, со сформированными взглядами на жизнь. И когда накануне выборов появляется кандидат на какую-то должность, этот человек сравнивает его программу со своими представлениями и интересами. Если взгляды совпадают, он проголосует за этого кандидата, если нет - послушает и обдумает, что предлагают другие.

Шестнадцатилетний человек - не социализирован, у него нет устойчивого взгляда на жизнь, у него есть только запрос на саморазвитие. Только когда он сформирует свою "экологию", личную жизненную инфраструктуру, тогда и станет ответственным налогоплательщиком, избирателем, гражданином.

Так что снижать возрастной ценз на выборах только ради явки - это неправильно и безответственно. Знаете, в европейской культуре есть страны, где граждане платят за то, чтобы принять участие в выборах, потому что это весьма затратный процесс для государства. Этот взнос так и называется - налог на участие в избирательной кампании. Такой подход формирует осознанное отношение к выборам.

И нам нужен ответственный избиратель, принимающий взвешенные решения.

- Вы сказали о том, что в этом году избиратели подняли планку требований к кандидатам. Насколько претенденты на кресла в органах МСУ соответствовали запросам?

- Отмечу большое количество новых, молодых людей, которые появились в этой кампании. Они шли не просто попробовать силы, а боролись за победу. Состав местных дум тоже качественно изменился, пришли люди с новым мышлением, в большинстве с высшим экономическим образованием, имеющие опыт работы в различных бизнес-структурах, то есть имеющие представление о деньгах, бюджетах. Вообще бизнес-подход в политике проявляется в том, что люди ставят приоритетом экономию средств, так как в своих организациях они постоянно уменьшали расходы. Это хорошо, потому что в условиях незначительного сокращения доходной части областного бюджета такой подход даст положительный результат.

Социальный бюджет

- Сохранилась ли подобная тенденция у депутатов Законодательного Собрания Иркутской области при формировании областного бюджета, будет ли он по-прежнему социально ориентированным?

- Да, у нас по-прежнему социальный бюджет, где самые крупные статьи расходов, на которые заложены огромные средства, - это образование и здравоохранение. И это правильно.

Часто можно услышать (в том числе и на сессиях Заксобрания), что наш бюджет не инвестиционный. Мол, это не бюджет развития. Я с таким мнением категорически не согласен, потому что расходы на образование, здравоохранение, дороги или строительство социальной инфраструктуры - это и есть инвестиции в будущее области. Поэтому, хотя бюджет и называется социальный, он, безусловно, социально-инвестиционный. Инвестиции в людей - самые качественные и важные.

Да, конечно, хотелось бы, чтобы мы участвовали в конкретных инвестиционных программах. Но сейчас стоят другие приоритеты, определенные президентом, губернатором (который и вносит на рассмотрение депутатов проект бюджета). И я как депутат, вышедший из социальной сферы (Алексей Козюра преподавал в Восточно-Сибирской государственной академии образования), с такими здравыми приоритетами полностью согласен: сначала - модернизация образования и здравоохранения, потом - всей системы государственного управления, затем - всё остальное. Бюджет максимально приближен к нашим возможностям, решает важнейшие вопросы.

Единственное, что меня принципиально не устраивает, это сохраняющееся финансирование культуры по остаточному принципу. А ведь если вдуматься, это нонсенс, что мы так недооцениваем сферу общественных отношений, от которой зависит социально-психологический климат, социализация поколений. Не должно быть так. Хотелось бы, чтобы статья расходов на сферу культуры у нас была защищенная, как статьи "Образование" и "Здравоохранение", и на нее из областного бюджета выделяли столько, сколько нужно.

В одном из регионов был проведен смелый эксперимент: сфера культуры была профинансирована из областного бюджета на сто процентов ее потребности. Таким образом глава территории решил показать, какой эффект могут давать такие решения. Это позволило приглашать в вузы преподавателей из европейских университетов, привозить шикарные выставки. В конце эксперимента глава территории констатировал, что такой масштабный культурный проект приостановил отъезд молодых людей из области, потому что им стало интересно дома, они почувствовали себя комфортно.

Надеюсь, что и мы в Иркутской области когда-нибудь будем иметь возможность проводить такие проекты. Тем более, что крупные города - Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск - являются на самом деле не только экономическими и политическими центрами, но и высококультурными. Просто мы сами это не осознаем. У нас грамотный профессиональный министр культуры Виталий Барышников. То, что он предпринимает в существующих условиях, - геройство. Посмотрите на Гуркинский фестиваль в Черемхово. Кому-то покажется, что это мелочь, но именно благодаря таким "мелочам" появляются, раскрываются таланты, подобные Евгению Евтушенко и Денису Мацуеву. Я убежден в том, что нормальная организация и финансирование культуры поднимут на достойный уровень все остальные сферы и "подтянут" за собой всё - и спортивные успехи, и инвестиции в экономику.

Вкладывать в развитие

- Какая самая большая проблема, которая, по-вашему, сдерживает достойное развитие области?

- Отсутствие полноценного территориального планирования. Сейчас принят закон о стратегическом планировании, и он потребует совершенно другого подхода, чем есть сейчас. На мой взгляд, программный бюджет выведет нас всех к более серьезной, тщательной проработке территориального планирования.

Например, работая в комитете по здравоохранению и социальной защите, вижу, что некоторые подходы "хромают": мы строим или ремонтируем фельдшерско-акушерские пункты не там, где необходимо. Делаем дороги не там, где они являются элементом инфраструктуры первой необходимости. И такой нерациональный подход можно встретить в разных сферах.

Так, Черемховский район дает больше зерна, чем другие, - более 140 тысяч тонн в год. То есть это наша стратегическая территория. Но по существующей схеме на модернизацию инфраструктуры, сфер образования и здравоохранения району выделяется очень мало средств. Эту несправедливость и должно будет исправить территориальное планирование, цель которого - направить инвестиции прежде в те районы, муниципалитеты, которые дают максимальную прибыль, увеличивают региональный бюджет, от которых зависит продовольственная безопасность.

Если зерно, молоко, мясо Черемховского района везти по разбитым дорогам, эти продукты будут дорожать, а некоторые - просто портиться. И если уж и делать дороги, то именно там, здесь и сейчас, потому что здесь и сейчас нам нужны недорогие продукты питания. Особенно это актуально, когда мы вынужденно оказались в ситуации условного железного занавеса.

- Есть ли в проекте бюджета что-то особенно важное для вас лично?

- Да. Несмотря на увеличение госдолга, официальных обязательств по зарплатам, в бюджете сохраняется финансирование проекта "Народные инициативы". Когда он родился, мало кто верил, что проект долго просуществует, потому что это была фантастика - тратить огромные деньги на то, что хотят жители городов, сел, поселков. Тем не менее, время показало - это очень эффективно.

Когда мы говорим о социально-экономическом развитии, первое слово в этом сочетании - "социально". Важнейшая задача процесса - развитие социальных отношений, самоуправления как такового. Представьте: вот маленькое поселение, его жители собрались вместе и решили, что им надо или отремонтировать дорогу на почту, или проложить водопровод, или сделать освещение, и им именно на это выделили деньги из областного бюджета. Они вместе собрались и решили, что сделают это. Торжество самого принципа самоуправления. Люди начинают верить власти и чувствуют себя полноценными хозяевами собственного решения, что очень важно.

Получается, "Народные инициативы" - это инвестиционный проект, вложения по которому осуществляются в развитие самой системы местного самоуправления. Это достижение, которого больше нет нигде в России. И дело не только в том, что бюджет может это делать, а в подходе: мы вкладываем средства в развитие отношений.

Новый формат общения

- Основатель социальной сети "Фейсбук" Марк Цукерберг, говоря о глобальной цели своего проекта, отмечал: "Мы надеемся изменить то, как люди взаимодействуют с властью и общественными институтами. Мы уверены, что создание инструментов, упрощающих обмен информацией между людьми, будет способствовать развитию более честного и прозрачного диалога гражданина с властью, впоследствии - расширению сферы его влияния и приведет к большей ответственности чиновников перед обществом, а также решению ряда серьезных проблем нашего времени". По вашему опыту - это удалось? Насколько часто избиратели находят вас в соцсетях?

- Очень часто, круглосуточно, так что Цукерберг достиг цели. У меня в "Фейсбуке" больше тысячи подписчиков, многие спрашивают совета, обращают внимание на проблемы. Я отвечаю всём. Конечно, это не депутатский прием, но возможность оперативного прямого общения с людьми. Если вопрос сложный, рекомендую прийти со всеми документами прямо ко мне, моим коллегам или в соответствующую структуру.

Интернет формирует новую культуру общения, делает нас мобильнее. Этим ресурсом стоит пользоваться и для разговора избирателей с депутатами. Ведь чем больше мы будем общаться, тем лучше сможем понимать друг друга, а значит, меньше спорить и больше делать.