Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
11.12.2013

Единые социальные стандарты должны быть для всех жителей Иркутской области - депутат ЗС, соб.инф., РИА IrkutskMedia, 11.12.2013

Главная задача областных властей - выровнять уровень жизни в Иркутской области, чтобы человек одинаково себя ощущал что в Катанге, что в Иркутске. Единые социальные стандарты должны быть у всех жителей Приангарья. При этом в северных территориях граждане должны пользоваться дополнительными мерами поддержки со стороны государства, остальное должно быть на едином уровне, считает председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного собрания Иркутской области Андрей Лабыгин. Об этом депутат рассказал в интервью корр. РИА IrkutskMedia.

- Андрей Николаевич, областной бюджет максимально социально ориентированный, в этой связи работа вашего комитета выходит на один из первых планов. Как депутаты будут отслеживать ситуацию с исполнением социальных обязательств, контролировать расходы бюджета, помогать правительству искать выход из сложной экономической ситуации в регионе?

- Указы президента изданы не для того, чтобы заниматься популизмом, а исходя из обращений и чаяний граждан, которые идут с мест, в них аккумулируется мнение большинства населения. Конечно, они имеют существенное влияние на структуру бюджета на ближайшие годы. С точки зрения бюджетного законодательства, главный финансовый документ сам по себе социально ориентирован, не социально ориентированных бюджетов нет. Мы привыкли понимать, что социальная сфера — это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения. А разве вопросы, касающиеся поддержки сельского хозяйства, модернизации промышленности не направлены на то, чтобы создать лучшие жизненные условия?

Реализация бюджета направлена на создание комфортных условий проживания населения, а так как у нас область географически широкая и условия проживания разные, необходимо учесть все особенности. Эта идея правильная, и я ее поддерживаю: мы должны создать единые стандарты проживания для людей по доступности услуг, начиная от здравоохранения и заканчивая торговлей. Их проживание хоть в Катанге, хоть в Иркутске должно соответствовать единым стандартам. Задача областных органов власти - сделать так, чтобы человек по условиям проживания, по транспортной доступности, по медицинскому обслуживанию, по занятию спортом должен ощущать себя одинаково что в отдаленных северных районах, что в областном центре. А проживая на севере региона, он должен пользоваться еще и дополнительными мерами поддержки со стороны государства. Все остальное должно быть на едином уровне. Это очень глубокое изменение, о нем все говорят, не вдаваясь в подробности.

Раньше бюджет был просто сметой расходов и доходов. Смета, по которой все распределили, а конечным мерилом было, освоены средства или нет. Со времен социализма повелось так, что если ты к концу года деньги не освоил, тебя накажут. Позже в наше время такая практика продолжилась: под конец года оставались неосвоенные деньги, и их тратили на что придется. Такого быть не должно в принципе. Сейчас подход в корне изменился.

Теперь процесс расходования средств имеет четкую привязку к показателям бюджетных затрат, а эффективность программы оценивается по общественно значимым результатам. Есть 17 государственных программ, а так же индикаторы, которые отслеживаются по результатам выполнения проектов. Если это не достигается, то тогда наказывают тех, кто виновен. Уверен, что это позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, направляемые на выполнение социальных обязательств. В здравоохранении это, например, такие показатели как время выезда скорой помощи, снижение смертности и т.д. Вопрос освоения средств остается, но это не самое главное. Ты можешь сэкономить, внести изменения в программу, но должен достигнуть цели, а цель – это приближение жизни людей к тем стандартам, которые установлены на федеральном или на областном уровнях. Например, дети должны меньше болеть, потому что мы должны заниматься профилактикой и диспансеризацией, потому что легче и дешевле предотвратить заболевание, чем его лечить. Социальная направленность бюджета в этом, в прямом смысле этого слова, имеет большое значение. В бюджете на программы министерств здравоохранения, социальной защиты и образования приходится почти 70 млрд рублей. Это достаточно серьезный по социальной направленности бюджет.

- Все депутаты в вашем комитете, кроме Игоря Милостных, работают первый созыв. Как вы выстраиваете взаимодействие с депутатами и правительством, как строите работу комитета?

- Сейчас депутатский корпус только входит в работу. Произошла серьезная ротация, парламент обновился почти на 60%, полностью обновленный комитет, никто из депутатов в нашем комитете в нем раньше не работал. Из шести членов комитета только один депутат – Игорь Милостных – был в предыдущем созыве, все остальные новые депутаты. Принципы работы комитета – коллегиальность, взаимное уважение, профессионализм. Они незыблемы, мы на них ориентируемся. Споры в комитете бывают острыми, мы дискутируем.

Я всегда прислушиваюсь ко мнениям других людей и как следует взвешиваю их, прежде, чем принять решение. Чтобы любую проблему решить эффективно, нужно уметь слушать и слышать - и если предложения действительно реальны и окажут действенную помощь людям, то нужно их брать на вооружение. Ситуация, что в комитете нет ни одного медика – это нормально, потому что мы смотрим на вопросы с точки зрения потребителей услуг медицинских или социальных и т.д. При этом мы ориентируемся на профессионализм правительства Иркутской области. Работа единой командой – это то, на что мы были нацелены с самого начала. Вы знаете, любая работа требует времени для адаптации. Необходимо вникнуть в существующие проблемы, их изучить и найти пути решения. Мы придерживаемся обязательств, которые мы брали на себя в период выборной кампании. Без дешевых громких заявлений, для нас это - табу. Вопросы, которые носят пиар-характер, у нас не приветствуются. В нашей работе больше профессионализма, чем чего бы то ни было. Право и экономика превалируют над политикой.

- В составе Законодательного собрания пять депутатов от города Иркутска, и вы один из них. Как вы будете защищать интересы иркутян, будете ли взаимодействовать с другими депутатами от других партий?

- В процессе предвыборной кампании наказов от избирателей было дано много. В абсолютном большинстве наказы касались вопросов местного значения - ЖКХ, работа управляющих компаний, дороги, дворы, детские площадки. Мы же не только законодательная ветвь власти, но и представительная, и должны отстаивать интересы избирателей. У меня работает две депутатские приемные – на бульваре Рябикова, 11Б и в Ново-Ленино, на Тельмана, 53. Работа с населением налажена, те обращения, которые набрали, а это около тысячи, они находятся в работе. Я как депутат от города буду решать эти вопросы.

Главное – это консолидация усилий всех уровней власти - городской Думы, депутатов Законодательного собрания, Государственной Думы и членов Совета Федерации. Еще мало времени прошло, но уже сейчас видно, что направление по консолидации должно быть. Уж по крайней мере мы, пять депутатов от Иркутска, постараемся объединиться, независимо от партийной принадлежности. На каких условиях будет объединение, не так важно, но роль мэра города в этом случае должна быть консолидирующей. У него как у главы города вся информация по потребностям горожан. Однако пока мэр инициативы не проявляет. Последние высказывания на публичных слушаниях в ноябре – вроде бы надо консолидироваться, но к этому "надо" нужны практические шаги.

При формировании областного бюджета и внесении изменений в закон о межбюджетных трансфертах было много споров. Город считает, что он много потерял, но это эмоции, можно на митингах про это говорить, а надо садиться с бумагами и серьезно говорить, обосновывая каждое слово. Город не смог никому ничего доказать. И самое главное, власти города не хотят это слышать. Город "обидели", потому что мол отобрали часть НДФЛ, "упрощенку", но при этом замалчивается, что на областной уровень забрали выплату зарплат воспитателям, все здравоохранение. А это очень большая часть расходов.

При принятии закона о межбюджетных трансфертах правительство говорило о методике расчетов этих трансфертов. Мэрия говорит: нет, эта методика несовершенна. Предложите другую формулу! Но никто не предложил. Принцип – это плохо, но как сделать хорошо мы не знаем. Это тупиковая ситуация уходит корнями в нежелание искать выходы и возможности. Местечковости быть не должно. Мэров в Иркутской области 42, учитывая первый уровень, больше. Мэры должны выстраивать отношения с губернатором. Надо не на себя одеяло тянуть, а работать для людей. Например, мэр и администрация Черемхово двигаются вперед, хорошо управляют городом, в результате 90% населения проголосовало за Вадима Семенова на выборах.
На публичных слушаниях Думы города Иркутска по бюджету в ноябре я говорил о разнице в скорости движения администрации города Иркутска и властей области. Разная напряженность бюджетов: город Иркутск по-прежнему идет без фактического дефицита и без муниципального долга.

Поддерживая инициативу губернатора, я предлагал администрации строить больше детских садов. Детский сад ребенку и семье нужен сейчас! Федеральные эксперты подсчитали, что через 20-30 лет население уменьшится значительно. Мы, те, кому сейчас за 30-40 лет, на пенсию пойдем, а нас кормить некому будет, грубо говоря. Много детей рождается либо в семьях с высоким уровнем дохода, либо с совсем низким. Семьи со стабильным средним доходом пока к этому не стремятся: мама думает, как выходить на работу, если нет детского сада, а папа думает, как прокормить семью, если мама не будет работать. Поэтому рождаемость сдерживается. Государство ввело материнский капитал, поддержку семьям, а упирается все в детские сады. Федерация выделяет регионам миллиарды рублей на строительство дошкольных учреждений, потому что они нужны сейчас, а не потом. Областное правительство предлагает Иркутску софинансирование 50 на 50%, а администрация с этим не соглашается, ставит условия: давайте 80 на 20% - тогда будем строить. Однако самая большая очередь в детские сады именно в Иркутске.

Я предлагаю администрации: давайте мобилизуемся, построим сейчас 20 детсадов, займем денег, пусть будет муниципальный долг (область же наращивает кредитные обязательства), а потом строить не будем, будем кредит отдавать. В это время те, кто может родить ребенка, это решение либо не принимает, либо откладывает. Отмечу, что долги - это дополнительные заботы: руководитель города должен следить за строительством в ежедневном режиме и т.д., а когда город никому не должен, и забот нет, можно жить без нагрузки. Все работают "потихонечку". Я считаю, так нельзя, нужно по-другому работать, но не все этого хотят и считают это критикой.
Можно вообще ничего не делать, но жители нас не поймут. Нас уже начали сравнивать с Улан-Удэ, там есть положительные изменения, а в Иркутске – нет. Иркутск, по моему мнению, выпадает из общего движения в стране. И в этом смысле роль депутатского корпуса, который не будет вставать ни в какую фронду, оппозицию, но готов аргументированно доказывать и защищать интересы города, очень важна. Мы разные, из разных политических партий, но готовы объединиться и выступать посредниками между исполнительной властью разного уровня - города, области. Врагов нет, нужно идти навстречу друг другу, а не обижаться. От позиции обиженного ничего не меняется.

- Как, по вашему мнению, как бывшего председателя Думы города и как депутата от Иркутска, конкретно от округа, в который входят микрорайоны Синюшина гора, Первомайский, Университетский, Маршала Конева, можно решать транспортную проблему на въезде в город со стороны Шелехова, а также в районе ДжемМолла?

- Возможность регулирования светофорными объектами либо в ручную при помощи сотрудников ГИБДД исчерпана. Этому есть доказательства – научные работы специалистов ИрГТУ. Вопрос транспортного коллапса утром на въезде в город, вечером на выезде - в строительстве новой развязки. Без нее мы ничего не решим. Строительство крупнейшего торгового центра на улице Сергеева, который еще достраивается и развивается, все туже затягивает этот транспортный узел. Эта развязка должна встать вперед даже Маратовской развязки, на проектирование которой потрачен не один десяток миллионов рублей бюджетных средств. Нужно смотреть как разделить потоки автомобилей возле ДжемМолла.

Понятно, что городу одному это не поднять, да и области тоже, даже с учетом средств Дорожного фонда. Если Маратовская развязка ориентировочно стоит 8 млрд рублей, эта развязка будет не меньше. Нам нужно привлечение федеральных финансовых средств. А с учетом экономических трудностей в стране, в регионах, получить их будет достаточно сложно. Вот точка приложения общих усилий! И, главное, никаких лишних эмоций и личностных амбиций!

Транспорт прибывает с каждым годом в геометрической прогрессии, и это сложный вопрос, один из самых болезненных с точки зрения городской инфраструктуры. Вообще ситуация с дорожным движением наносит колоссальные убытки всем, кто сталкивается с движением в городе Иркутске. Если летом, в период отпусков, еще можно ездить, в зимнее время, когда происходит ухудшение дорожных условий, люди опаздывают, грузы вовремя не доставляются, работает со сбоем общественный транспорт. Это касается каждого человека, который живет в нашем городе, без исключения. Прорыв в этой сфере очень важен и должен выходить на одно из первых мест. Сейчас на первом месте строительство детских садов, это очень важно, выполнять указы президента необходимо. Но не менее важно для Иркутска и развитие городской инфраструктуры. После проблемы с местами в детских садах - это должно стать целью №1. Это мое мнение, оно может не совпадать с мнением городских властей.

- На заседаниях комитета были озвучены такие проблемы в здравоохранении как организация лечения наркозависимых и ситуация в оказании психиатрической и скорой помощи. Как будут депутаты комитета помогать решать эти проблемы?

- Мы будем работать не только в кабинетах: не все проблемы увидишь здесь. Пока сам не погрузишься в ту или иную проблему, движения вперед не будет. Проблемы здравоохранения сложны даже в такой благополучной территории как Иркутск, что говорить о других муниципальных образованиях. Пока медицина была муниципальной, местные власти, за исключением областного центра, не могли в достаточной мере уделять ей необходимое внимание и финансирование. Средств не хватало. Идея реформы здравоохранения ведет к тому, чтобы ввести единые стандарты медицинского обслуживания и улучшить оказание лечебных услуг.
Здравоохранение - это один из приоритетов любого государства, как социальная проблема, поэтому формирование бюджета на эту отрасль должно соответствовать требованию, иначе улучшения не будет и останемся со старыми проблемами, которые имеем. Есть проблема в оказании платных и бесплатных медицинских услуг. В этой сфере нужно наводить порядок и реформа на это и направлена. Это одна из самых сложных реформ.

Мы посетим ЦРБ Иркутского района в поселке Дзержинск, по ее работе есть жалобы у жителей и самих работников. Мы обязательно съездим в Александровский централ, психиатрическую больницу, которую нужно расселять из-за аварийного состояния. Но медперсонал нужно тоже трудоустроить, ведь для жителей села Александровское это единственное место работы. Такие вспышки происходят, а наша задача эти проблемы помогать решать. Побывали в Аларском районе - вопросов огромное количество! На выездных заседаниях раскрываются особые, присущие конкретному муниципальному образованию направления работы, формы и методы деятельности. Нам удалось добиться, чтобы в бюджете 2014 года были выделены более 118 млн рублей для учреждений здравоохранения города Иркутска. Это большая финансовая нагрузка для областного бюджета.

Депутаты будут отслеживать ход реформы и всю ситуацию в здравоохранении. Объем большой и область большая. Все будем держать на контроле, поскольку не может система больше так существовать. Это понятно всем.

- Над какими законодательными инициативами вы будете работать как депутат и как председатель комитета по здравоохранению и социальной защите?

- У нас сейчас в основном идет совершенствование регионального законодательства, приведение его в соответствие с федеральным. Пока мы только готовим план законопроектных работ. Это нужно делать так, чтобы не было популистских законов. У нас есть цель – создание условий по предоставлению жилья работникам здравоохранения Иркутской области. Для учителей такие программы есть, а вот для врачей пока нет. Мы изучаем, как можно эту проблему решить, потому что должен быть качественным закон. Молодые врачи будут приезжать работать, но нужны определенные условия, и в первую очередь жилищные. Мы должны привлечь имеющийся опыт других регионов, который показывает, что это работает, привлекает специалистов в здравоохранение. Есть нерешенные моменты, связанные с бесплатными и платными медицинскими услугами, как сделать, чтобы это упорядочить. В сфере социальной защиты изучаем меры социальной поддержки отдельных категорий граждан - мы смотрим, чтобы ни одна категория не осталась обделенной государством, если они нуждаются в поддержке. Мы формируем план законопроектных работ, и я думаю, что набирая стаж работы, мы будем усиливать свои инициативы. И, конечно, работать над исполнением наказов от населения. А ведь наказы жителей – это болевые точки всего города, это невероятный объем уникальной информации для любой власти!

Не нужно изобретать велосипед – реализуй наказы избирателей, и избиратели, они же жители нашего города, будут довольны и дадут истинную искреннюю оценку твоей работы. Вот она – гармония отношений человека и власти. А по большому счету, наказ депутату – это не просьба, а закон для исполнения, причем не только ему, а всей вертикали обеих ветвей власти, действующей в период созыва того или иного законодательного органа, будь то Законодательное Собрание или городская Дума.

Как рассказывало РИА IrkutskMedia, госдолг Иркутской области, предусмотренный бюджетом, не так страшен, как его представляют. Главный финансовый документ Иркутской области на 2014-2016 годы принят во втором чтении большинством голосов на заседании Законодательного собрания региона накануне, 27 ноября. Эксперты полагают, что госдолг дает возможность развиваться социальной сфере и экономике Иркутской области, а ситуация с величиной госдолга в Приангарье одна из лучших в стране. Вход в сложную экономическую ситуацию с величиной долга в 4,5% эксперты оценивают положительно, тем не менее высказывается мнение о необходимости менять программу социально-экономического развития, что и собирается делать Минэкономразвития Приангарья.

Окончательно в третьем чтении был утвержден бюджет Иркутской области на 2014 год на заседании Заксобрания 4 декабря. Парламентарии совместно с правительством региона составили подробный план работы над главным финансовым документом региона в следующем году.