Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
20.09.2010

Геннадий Истомин: «Рецепт прост - слово правды»

Борис Краинский, Газета "Право выбора", 20.09.2010

Этот разговор с Геннадием Истоминым состоялся в июльские дни, когда отмечалось 15-летие избирательной системы Иркутской области. На торжественном заседании по случаю памятной даты им были сказаны добрые слова в адрес организаторов выборов, а многим еще и вручены Почетные грамоты областного Законодательного Собрания, Благодарственные письма.

Геннадий Истомин, обращаясь к участникам торжества, был эмоционален, когда говорил о значении выборов, их роли в демократизации нашего общества. Он говорил о том, что знал. Оценивал то, что пережил. Вспоминал собственный опыт. И это были не дежурные, приготовленные к случаю фразы. Ведь ему пришлось пять раз пройти через горнило выборов в областное Законодательное Собрание, заместителем председателя которого он является в настоящее время. Все это и подтолкнуло нас пригласить Геннадия Истомина в гости к читателям нашей газеты.

"Легкая дымка пыли и чада. Молодой высокий парень стремительными шагами проходит вдоль рядов электролизных ванн, останавливается около выливщика, что-то говорит ему, помогает перетащить шланг, затем помогает кому-то еще... Это Геннадий Истомин, прибывший на БРАЗ в 1974 году с дипломом Иркутского политехнического института. Он последовательно прошел все ступени - электролизник, анодчик и, в конце концов, принял бразды правления в 13-м корпусе. Однако пугающее многих число "13" не помешало молодому специалисту вывести свою смену в передовые. И уже в 1976 году получить правительственную телеграмму о награждении его рабочего коллектива переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ и денежной премией...".

Эта заметка из бразовской многотиражки для нашего собеседника оказалась приятной неожиданностью, разбередила память, а нам помогла начать разговор.

- Судя по всему, молодой инженер Истомин вполне мог рассчитывать на продвижение по служебной лестнице?

- БРАЗ, действительно, помогал рабочим и специалистам проявить себя с самой лучшей стороны. Люди с творческой жилкой, истинные труженики вправе были рассчитывать, что их заметят и дадут возможность для профессионального роста. Вот и я свои планы связывал с производством, но судьба распорядилась иначе. Заводская жизнь для меня, как и для многих других, еще была связана и с разными общественными заботами - и по комсомольской линии, и по профсоюзной... А вскоре пришлось расстаться с родным цехом, чтобы окунуться уже в городские проблемы. Оказалось, что они требуют, как и у электролизной ванны, полной самоотдачи. Это особенно почувствовал во время работы заместителем председателя Падунского райисполкома.

- Это ведь был выборный мандат.

- Да, первый опыт связан с участием в выборах в совет народных депутатов Падунского района, а следом пришлось избираться в городской совет Братска. Выборы в ту пору были безальтернативными, но далеко не простыми. За кандидата ведь ручался трудовой коллектив, выдвигая во власть своих представителей. Судили же о нем по делам, а не по характеристикам. Такое доверие ко многому обязывало. Новичок, возможно, еще и мог рассчитывать на послабление, а депутату со стажем, особенно из числа руководителей, требовалось предъявить землякам, тем, с кем сам рядом трудился, конкретные примеры своей полезной деятельности на общественной ниве.

- И все-таки, насколько трудным, хотя бы психологически, оказался переход к альтернативным выборам, без чего невозможно уже представить любое голосование?

- Альтернативное голосование явилось логическим итогом развития нашего общества, вставшего на путь демократизации. И, конечно, каждый, кто сегодня решится включиться в предвыборную борьбу, должен подходить к себе с самыми высокими мерками. Надо дать ответ прежде всего себе самому, насколько готов ты к депутатской работе, накладывающей высочайшую ответственность перед избирателями. В этом мне довелось убедиться на первых выборах в областной парламент, проходивших в 1994 году, а затем проверить свои ощущения еще четыре раза, пройдя через чистилище альтернативных выборов.

- У вас, наверное, имеется какой-то собственный рецепт, позволяющий побеждать соперников?

- Думаю, со мной согласятся все ветераны выборных баталий. Успех обеспечивает открытый диалог с людьми. И слово правды. Всякий раз, когда приходилось вступать в очередные выборы, упор старался делать на встречи с избирателями. В день порой приходилось проводить до десятка таких встреч - на рабочих местах, по месту жительства. Так было, когда первый раз получил мандат доверия от братчан из поселков Падун и Гидростроитель. Так было и позже, когда боролся за голоса иркутян из предместий Рабочее, Марата и Радищево. Или в Слюдянке и Байкальске, как это было в 2008 году на выборах нынешнего областного парламента.

- Геннадий Васильевич, становление избирательной системы Иркутской области проходило при прямом участии областных законодателей. Если перенестись назад на полтора десятка лет, когда все начиналось, что вспоминается прежде всего?

- Острота законодательных проблем, если сказать коротко. Ведь законодательная база, регламентирующая выборные процедуры, в ту пору по существу отсутствовала. Начинать приходилось с чистого листа, а времени на раскачку-то не было.

Вспомним 1994 год. Мартовские выборы, не побоимся громких слов, оказались историческими для нашей области. Впервые единовременно были избраны представительные и исполнительные органы власти всех уровней - от старост и глав администраций сел, поселков и депутатов городских и районных дум до губернатора и Законодательного собрания Иркутской области. В областной парламент вошли 45 депутатов, избранных по одномандатным округам. В 37 городах и районах прошли выборы мэров и полностью сформированы представительные органы. Кроме того, были избраны свыше трехсот глав сельских и поселковых администраций. Одновременно проводилось голосование по основным положениям Устава Иркутской области, который еще предстояло разработать и принять.

Столь масштабные по охвату глубины и социальной значимости выборы проводились в условиях крайне ограниченной нормативной правовой базы. На федеральном уровне были заданы только ее контуры в виде основных положений, утвержденных президентскими указами. На их основе удалось подготовить соответствующие внутриобластные временные положения для каждого вида выборов. Это потребовало большого напряжения как от депутатов, так и от администрации, но общими усилиями с задачей удалось справиться. Выборы прошли организованно, с эмоциональным подъемом.

- Ну, а депутаты взялись за кладку правового фундамента уже под будущие выборы?

- С этой целью создали комитет по государственному строительству Иркутской области и местному самоуправлению, который в структуре областного парламента сохранился до сих пор. Активнейшим образом в работу включился институт регионального законодательства, созданный при областной администрации. Надо сказать, что и сама администрация, особенно ее правовое управление, самым непосредственным образом участвовала в законотворческом процессе. Коллективные усилия направили на подготовку весьма объемного пакета законов, регулирующих выборы губернатора, депутатов разных уровней, устройство местного самоуправления, включая механизмы избрания мэров, глав сельских администраций, депутатов местных дум. Причем, к принятым законам приходилось постоянно возвращаться. Вносились поправки и изменения, а то нужно было браться и за подготовку новых редакций аналогичных законов.

Ситуация коренным образом изменилась с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Этот закон открыл новую страницу в истории современной России, поскольку впервые давал гарантию прямого осуществления власти народом через выборы. Новый закон также задал вектор перемен в реформировании самой избирательной системы. Тогда и был принят закон об Избирательной комиссии Иркутской области.

- Это произошло 17 июля 1995 года.

- И одновременно Законодательное собрание и губернатор своими постановлениями утвердили персональный состав комиссии. И хотя ей предстояло решить массу организационных вопросов, комиссия с первых шагов подключилась к законотворческой работе.

- Насколько качественными оказались законы, рождавшиеся в результате коллективных усилий?

- На юбилейном заседании по случаю 15-летия избирательной системы прозвучал такой факт: за эти годы облизбирком не проиграл в судах ни одного дела. Случалось, рассмотрение переносилось в Верховный Суд, который подтверждал в итоге правомочность решений нашей областной комиссии. Это ли не свидетельство юридической прочности областных законов.

Вспоминается 2000 год, самые напряженные и самые скандальные выборы Законодательного Собрания третьего созыва. Суды были завалены исками. Причем, десять исков рассматривались в Верховном Суде, но облизбирком в очередной раз оказался на высоте. Так уж получилось, что и мне, попавшему под град ударов, пришлось отстаивать собственную победу в первом избирательном округе. Затяжная череда выяснения отношений в судах - от Кировского до Верховного - продолжалась более года. И только Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда поставила окончательную точку. Вновь восторжествовала позиция областной комиссии, сумевшей своими решениями защитить права избирателей округа №1, сохранить мою победу, а с ней и депутатский мандат.

- Насколько прочны сегодняшние контакты законодателей с организаторами выборов?

- В 2001 году областная избирательная комиссия была наделена правом законодательной инициативы. И это вывело наши отношения на новый уровень. По ее инициативе постоянно вносятся законопроекты по совершенствованию региональных законов, не менее двух - трех ежегодно. Действовать же стараемся на опережение.

В октябре в двух десятках городов и районов состоятся очередные местные выборы. На них обкатку пройдет обновленный Закон "О муниципальных выборах в Иркутской области". Трижды в текущем году закон подвергался корректировке на сессиях. Все предложения, подготовленные облизбиркомом, были тщательно проработаны. Депутатам оставалось лишь проголосовать за обновленную редакцию закона. Минимум поправок со стороны законодателей - свидетельство добротной проработки правовых нюансов на предварительном этапе. Эта работа велась не только с прицелом на предстоящие выборы. Одновременно шлифовался и материал для нового закона о местных выборах, который предстоит принять в будущем году.

- На очереди принятие и других законов, в том числе и нового закона о выборах депутатов Законодательного Собрания.

- Действительно, необходимость в нем имеется. С объединением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в единый субъект Федерации возникли новые реалии, которые следует отразить в будущем законе. К тому же на федеральном уровне политические реформы сказались на выборном законодательстве.

- Наверное, при его подготовке прозвучат предложения в пользу выборов депутатов только от политических партий?

- Не исключаю подобных предложений, но возникает вопрос, стоит ли с этим спешить? Все-таки наша многопартийная система пока находится в стадии формирования. Далеко не все партии имеют яркие программы, невелик и численный состав. Это характерно и для нашей области. К предстоящим октябрьским выборам из семи партий, имеющих региональные отделения, интерес проявила только четверка парламентских партий.

- Почему же, а "Патриоты России"?

- У регионального отделения этой партии хватило сил на выдвижение только трех кандидатов в депутаты Черемховской городской думы. Это лишний раз убеждает в том, что переход на выборы только по партийным спискам станет возможен тогда, когда партии наберут вес, создадут боевой актив и приобретут популярность среди избирателей.

Пока же избиратели больше доверяют депутатам, за которых голосуют персонально. Думаю, что нынешняя система формирования областного парламента, когда половина депутатов избирается напрямую через округа, а вторая половина - по партийным спискам, наиболее оптимальна.

- Можно не сомневаться и в том, что вновь вскипят споры о численном составе областного парламента. Ведь не секрет, что имеется немало сторонников увеличения депутатских мандатов в Законодательском Собрании.

- Споры, конечно, будут, но увеличивать количество депутатов не стоит. В этом у меня нет сомнений. Сейчас Законодательное Собрание имеет оптимальный численный состав. Зато надо искать дополнительные возможности для прямых связей с избирателями, укрепления депутатской вертикали, чтобы еще крепче объединить депутатов всех уровней, до сельских поселений включительно.

Вот почему нами создан целый ряд общественных структур и формирований - совет законодателей, общественный совет, областной молодежный парламент. Полезно развиваются контакты с местным самоуправлением, а учебные семинары с депутатами местных дум переведены в этом созыве на круглогодичный цикл.

Проще говоря, двери областного парламента должны быть широко распахнуты - для экспертов, консультантов, активистов-общественников... Это поможет законодателям лучше чувствовать пульс жизни, общественные настроения. Мы обязаны знать, что беспокоит и волнует людей, и не бояться браться за решение сложных проблем.

Справка "Право выбора":

Истомин Геннадий Васильевич. Родился в Баяндаевском районе Иркутской области. Окончил Иркутский политехнический институт (инженер-металлург) и Иркутскую экономическую академию (юридический факультет).

В 1974-1982 гг. - электролизник, мастер электролизного цеха БРАЗа. С 1982 по 1991 гг. - работа в партийных и советских органах Братска. В 1991-1994 гг. - председатель правления АО "Торговый дом "Братский", вице-президент ассоциации независимых предприятий "Дело" г. Братска.

С 1994 г. - бессменный депутат Законодательного Собрания Иркутской области. Свой депутатский статус подтверждал пять раз на выборах областных парламентариев. В настоящее время - заместитель председателя областного Законодательного Собрания.

В 2007 г. удостоен знака отличия "За заслуги перед Иркутской областью". Почетный гражданин Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.