Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
14.12.2011

Геннадий Нестерович: Село нас накормит, если мы ему поможем

Газета Областная газета, спецпроект "Законодательно Собрание: итоги 2011"Олег Гулевский

Геннадий Нестерович - один из старожилов Законодательного Собрания. Еще будучи на посту председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве, был замечен в лоббировании интересов провинции. Став вице-спикером и возглавив фракцию "Единой России" в Законодательном Собрании, с еще большей последовательностью взялся бороться за финансовое благополучие и социальное развитие муниципальных образований.

- Этот год непременно войдет в историю Законодательного Собрания, - заявил он при нашей встрече. - Войдет как год поворота депутатов и правительства к насущным проблемам населения. Областной бюджет - это миллиарды расходных обязательств, за которыми зачастую не разглядишь мелких нужд. А людям в глубинке ближе свои заботы: водопровод в поселке провести, ухабы на дороге засыпать, крышу в клубе перекрыть... А денег в местных бюджетах, как всегда, кот наплакал: ни на крышу не хватает, ни на дорогу, ни на водопровод. Поэтому идея партии "Единая Россия" о формировании "народного бюджета", который бы помог реализовать все эти отложенные желания, была поддержана нашей фракцией.

- Представляю, какое изумление вызвало ваше предложение на местах.

- Вы знаете, большинство глав поселений в него просто не поверило. Все же знают, каково выколачивать деньги из минфина, охрипнешь доказывать свою правоту, а тут как в сказке: по щучьему велению, по моему хотению... Моим коллегам пришлось выезжать в свои территории и убеждать, что все без обмана. Я и сам исколесил весь свой избирательный округ - Куйтунский и Тулунский районы - агитируя людей использовать уникальный шанс для решения накопившихся проблем.

- И на какую сумму потянул "Народный бюджет"?

- Предварительно в депутатском кругу мы ориентировались примерно на 900 миллионов рублей. Это на всю область. Правительство несколько охладило наш пыл, сказав: надо исходить из возможностей бюджета. Возможности оказались в пределах 672 миллионов. Как видите, тоже солидная сумма. На долю каждой территории пришлось где-то от 13 до 15 миллионов рублей.

- А на сколько, интересно, размахнулись поселения в своих желаниях?

- На 1,2 миллиарда.

- Деньги пошли территориям лишь в сентябре. Не слишком ли поздно для претворения задуманных проектов в жизнь?

- Раньше не было возможности выделить средства. Вы, наверное, помните, что на сентябрьской сессии были заведены в областной бюджет дополнительные доходы, которые и направлены в "Народный бюджет". Конечно, время поджимало, и было непросто освоить деньги до конца года. Поэтому договорились, что они будут истрачены на те работы, которые можно выполнить в короткий срок. Например, для отсыпки той же дороги не составит большого труда сделать смету и провести конкурс. Не Бог весть, какая сложность отремонтировать в поселке водонапорную башню, приобрести спортинвентарь для школы и набор музыкальных инструментов для клуба, установить детскую площадку... Было бы желание.

- А как обстоят дела с конкурсом муниципальных проектов? Он ведь тоже, если не ошибаюсь, начал раскручиваться с подачи вашей фракции.

- Совершенно верно. Работа проведена большая. Защита проектов проходила и на местах, и в стенах серого дома. Мы собрали все "хотелки", которые подготовили главы муниципальных районов. Диапазон этих "хотелок" большой: от ремонта и расширения детских садов до закупки концертного рояля для местной самодеятельности. Предложений столько, что пришлось вводить квоту: не больше двух-трех проектов от каждого района. И все равно набралось 350 проектов на общую сумму в 4,5 миллиарда рублей.

- Такие деньги найдутся в областном бюджете?

- С губернатором было в самом начале согласовано 500 миллионов рублей. Сейчас необходимо провести отбор проектов, проверить наличие проектной документации. Реально, я думаю, мы и подойдем к этой цифре.

- Кажется, депутатам удалось окончательно убедить правительство в необходимости бюджетной поддержки сельхозпроизводителя?

- Да, я должен с удовлетворением отметить, что нынешний год стал переломным в понимании проблем сельского хозяйства. Если в 2009 году дотации селу опустились до нижайшего уровня - 240 миллионов рублей, в 2010 поднялись лишь до 400 миллионов с небольшим, то в этом году, используя дополнительные доходы, поддержка достигла миллиарда 39 миллионов рублей. И хотя в первоначальном проекте бюджета на 2012 год значилась более скромная цифра - 800 миллионов, мы убедили правительство и губернатора в том, чтобы стартовать от достигнутого результата, с миллиардной отметки. Что по сути этот миллиард - менее полутора процентов всех бюджетных расходов. А при советской власти, должен заметить, на поддержку села тратилось более 10 процентов.

- Сегодня основная ставка в сельскохозяйственной политике делается на финансирование инвестпроектов, авторами которых являются сами сельхозпроизводители. Это, на ваш взгляд, более продуктивный подход?

- Я бы сказал - один из продуктивных подходов. Сколько можно раздавать всем сестрам по серьге, дробить финансы. Надо направлять их на конкретных получателей, защитивших свои бизнес-планы, доказавших с цифрами в руках выгодность своих предложений. По моему твердому убеждению, в первую очередь бюджетную поддержку надо оказывать проектам, направленным на подъем отстающих отраслей. Овощей и картофеля мы, например, сегодня производим столько, что не только обеспечиваем потребности области, но и вывозим за ее пределы. За эту отрасль можно не беспокоиться, она и без дотаций не пропадет. А вот по производству мяса и молока мы сильно отстаем. И любой инвестпроект, берущийся увеличить надои и привесы, мы должны, просто обязаны привечать.

- А как быть с зерновым направлением?

- Зерно - кормовая база для мяса и молока. И этим все сказано. Но нельзя ограничиваться одним фуражным зерном. Климатические условия в лесостепной части области позволяют выращивать пшеницу с хорошей клейковиной. Зачем нам везти с Алтая муку, когда есть возможность обеспечить мукомольные предприятия своим продовольственным зерном.

- Почему же продолжаем везти муку с Алтая?

- Потому что производить фуражное и продовольственное зерно - две разные вещи. Крестьянина нужно заинтересовать, чтобы он взялся за выращивание более прихотливых сортов пшеницы. Иначе он будет всю жизнь гнать фуражное зерно, не ломая особо головы. Сегодня, например, Иркутский масложиркомбинат вкладывает крупные инвестиции в Амурскую область. Почему, понятно - ему нужна соя. Соя у нас не растет. Но растет рапс, из которого масло получается не хуже соевого. Но рапс - культура привередливая, можно вложиться и... вылететь в трубу. Без господдержки быстрого результата в производстве также мы не достигнем.

- Вы уверены, что дотации работают на подъем сельского хозяйства? Минсельхоз обещал вырастить в этом году 700 тысяч тонн пшеницы, а осилили лишь более 500 тысяч. Где же рост производства?

- Винить в этом сельхозников нельзя, винить следует нашу нерасторопность. Когда мы начали вкладывать деньги в инестпроекты? По сути дела, во второй половине нынешнего года. А закладка урожая происходит по осени. По весновспашке хорошего урожая, как правило, не получишь. По овсам, ячменям еще можно, а пшеница требует хорошо подготовленную пашню. Когда надо было землю пахать, мы еще только начали рассматривать инвестпроекты, процеживать через конкурсную комиссию. Крестьяне не знали: будет поддержка или не будет, замахиваться им на большее или ограничиться тем, что есть. К тому же и погода не всем районам благоприятствовала, кое-где поля прихватила засуха как раз в период формирования колоса. Нынче картина совсем иная. И пашни напахано достаточно, и инвестпроекты профинансированы и запущены в работу. Не сомневаюсь, что в будущем году мы будем с зерном.

- Вам не кажется, что в проекте бюджета-2012 программа социального развития села оказалась бедной падчерицей?

- Ей, действительно, ничего не добавили, оставив нынешний уровень финансирования - 231 миллион рублей. Этого же, конечно, недостаточно. К тому же на 100 миллионов урезали программу индивидуального строительства жилья на селе. А эта программа идет по системе софинансирования. Сколько мы дадим, столько и федерация даст. К тому же эта программа очень популярна на селе. За счет нее строят жилье и учителя, и врачи, и молодые специалисты. Очередь такая, что требуется как минимум полмиллиарда, чтобы удовлетворить спрос, а не те 88 миллионов, которые отпущены. Мы приняли бюджет-2012 в первом чтении с условием, что программа соцразвития села будет увеличена не менее чем на 100 миллионов рублей. И договорились на фракции, что она будет дополняться в случае получения бюджетом дополнительных доходов.