Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
01.12.2011

Людмила Берлина: Цель парламентского контроля - защитить интересы граждан

Газета Коммерсант. Сибирь, прил. Special Review «Первые лица»

В январе 2011 Законодательное собрание Иркутской области объявило текущий год годом парламентского контроля. О причинах принятого решения, промежуточных итогах года парламентского контроля, а также планах депутатского корпуса на будущее рассказывает председатель областного парламента Людмила Берлина.

- Людмила Михайловна, почему среди множества направлений депутатской деятельности решено акцентировать внимание именно на теме парламентского контроля?

- Прежде всего это соответствует времени и положению дел в области. В стране и в регионе сейчас реализуется ряд реформ и проектов, которые требуют пристального внимания, мониторинга со стороны парламента. Это и реформа бюджетных учреждений, и реформа сферы оказания госуслуг, и продолжающаяся реформа местного самоуправления. Требуется наше внимание в отношении идущего строительства Богучанской ГЭС, работы по организации пригородных железнодорожных перевозок, механизмам поддержки агропромышленного комплекса области. Остро стоит необходимость наведения порядка в лесной отрасли. Внимания требуют модернизация здравоохранения, образования, вопрос реструктуризации задолженности прошлых лет, накопленной муниципальными образованиями Иркутской области и еще очень и очень много тем.

Наш парламентский контроль в принципе не может быть формальным. Его смысл не в том, чтобы найти чужие проступки и назначить виноватых, а в том, чтобы выявить проблемы, просчеты и в конструктивном взаимодействии их устранять. И, конечно, очень важно, чтобы наша работа была открыта, мы должны всегда отчитываться перед избирателями, которые не прощают фальши, лицемерия и двойных стандартов.

Мы пытаемся выстроить такую систему совместной работы законодательной и исполнительной власти в регионе, когда гарантируется открытость принимаемых решений, существует персональная ответственность за их реализацию, присутствует взаимная требовательность и принципиальность.

Инструменты парламентского контроля призваны обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства, защитить интересы граждан, организаций, муниципальных образований Иркутской области. На сегодняшний день правовые основы, для того чтобы гарантировать социально-экономическое развитие территории и повышение благосостояния людей, созданы. По большому счету необходимо одно - чтобы все законы исполнялись, и это требование относится абсолютно ко всем, в том числе и к органам власти. Нам требуется диктатура Закона!

Именно поэтому я утверждаю, что сейчас как раз та ситуация, когда в работе Законодательного собрания наряду с законотворчеством мы должны все больше внимания уделять контрольной функции. Скажу больше: эти направления работы нередко становятся равновеликими.

- Людмила Михайловна, каков механизм парламентского контроля и какие практические результаты депутатской работы были получены в уходящем году?

- Стартовой точкой, как правило, выступает какая-то конкретная ситуация, проблема, напряженность. Именно обращения избирателей к депутатам, письма в Законодательное собрание Иркутской области, в Общественную приемную председателя Правительства России Владимира Владимировича Путина часто лежат в основе депутатских запросов, проверок контрольно-счетной палаты и других контрольных мероприятий. Среди наших инструментов отчет правительства Иркутской области перед областным парламентом, Правительственные часы.

Практический результат имеется. Всего с января по сентябрь 2011 года на заседаниях Законодательного собрания было принято 12 депутатских запросов, из них 9 остаются на контроле.

Одним из наиболее резонансных стал запрос группы депутатов к прокурору Иркутской области Игорю Анатольевичу Мельникову "Об организации проверки ОАО "Западное управление жилищно-коммунальными системами" и других управляющих компаний города Иркутска в части выявления фактов неосновательного обогащения при взимании с жильцов платы за потребленную жильцами тепловую энергию и горячую воду". Масштабная прокурорская проверка по данному вопросу проводилась с апреля, ее итоги прокурор Иркутской области трижды представлял на заседаниях Законодательного собрания. Вопрос находится на контроле Генеральной прокуратуры РФ.

Уже к настоящему времени 8 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, приняты меры административной ответственности к юридическому лицу (управляющей кампании). В судах рассматриваются иски о возмещении ущерба нанесенного гражданам. 2 октября 2011 года по материалам проверки возбуждено уголовное дело по статье 201 УК РФ, ведется следствие.

Благодаря работе правительства Иркутской области в рамках запроса группы депутатов к губернатору Иркутской области Дмитрию Федоровичу Мезенцеву "О ситуации по дальнейшей организации пассажирских перевозок в пригородном сообщении на территории Иркутской области" сдвинулся с места вопрос создания Байкальской пригородной компании. Мой депутатский запрос, поддержанный коллегами-депутатами, позволил наконец-то решить вопрос с выделением средств на переселение граждан из давно упраздненного поселка Умбелла Казачинско-Ленского района.

Это лишь отдельные примеры, однако они показывают: при наличии активной позиции депутатов мы способны самым существенным образом вмешаться в неблагоприятно складывающуюся ситуацию и побудить все компетентные службы и органы власти к ее оперативному решению.

- Как, на ваш взгляд, нужно совершенствовать парламентский контроль?

- Вектор движения понятен. В 2009 году мы приняли закон о депутатской проверке. Но пока ни одной проверки проведено не было. Между тем основания депутатской проверки сформулированы достаточно четко: "негативные события в сферах действия Устава Иркутской области и законов области, получившие широкую общественную огласку" - разве этого не было у нас за истекшие два года? Далее обоснованием также являются "факты грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, происшедшие или происходящие на территории Иркутской области".

Обращаю внимание: не грубого и массового, а грубого или массового. То есть грубое нарушение прав даже одного человека может послужить основанием для проведения депутатской проверки.

При этом депутатская проверка по своей природе позволяет проводить контроль более активно и глубоко, получая более весомые результаты. Результатом проверки является не просто чей-то ответ на чей-то вопрос, пусть и официальный, а заключение комиссии по итогам рассмотрения и исследования всех собранных материалов. Заключение подлежит рассмотрению на заседании Законодательного собрания и утверждению путем голосования. Депутатская проверка носит коллективный характер, в нее так или иначе вовлечено все Законодательное собрание. Это очень действенный и перспективный инструмент!

Считаю, что мы сумеем в ближайшем будущем расширить спектр форм контроля, в том числе за счет депутатской проверки. Не исключаю, что мы увидим необходимость совершенствования правового регулирования парламентского контроля - и, значит, проведем соответствующую законотворческую работу!

- Если подводить предварительные итоги законотворческой деятельности в 2011 году, какие из принятых депутатами законов вы бы отметили особо?

- В плане законотворчества год был весьма напряженным. Кроме большой работы по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства законов Иркутской области, нам удалось разработать и принять немало имеющих существенное значение правовых актов. В их числе - законы Иркутской области "О Контрольно-счетной палате", "О муниципальных выборах в Иркутской области", "Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению", "Об областной государственной поддержке деятельности, направленной на сохранение и улучшение состояния уникальной экологической системы озера Байкал".

Принят блок важных социальных законов. Среди них - закон Иркутской области "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области", согласно которому при рождении третьего или последующих детей начиная с 1 января 2012 года при соблюдении определенных условий полагается областной материнский капитал в размере ста тысяч рублей, который можно направить на улучшение жилищных условий или получение образования ребенком.

Право на единовременную выплату ста тысяч рублей при усыновлении дает принятый депутатами закон Иркутской области "О дополнительной мере социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Иркутской области".

В результате внесения изменений в соответствующий закон Иркутской области право на получение мер социальной поддержки получили медицинские и фармацевтические работники, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и работающие в муниципальных организациях здравоохранения.

Хотела бы особо отметить областной закон "О дорожном фонде Иркутской области". Скажу прямо: мы возлагаем на него определенные надежды, благодаря созданию дорожного фонда перед регионом появилась возможность существенно увеличить объемы финансирования дорожного строительства. Это ожидаемо очень многими муниципальными образованиями, ведь состояние дорог сегодня вряд ли может устраивать жителей области. Закон должен оказать комплексное позитивное влияние на экономику: ведь кроме транспортной составляющей - за счет увеличения объемов дорожных работ ожидается создание новых рабочих мест, обновление парка дорожной техники и так далее.

- Людмила Михайловна, в 2011 году вы стали председателем Координационного совета по местному самоуправлению межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Сибирское соглашение". Чего удалось достичь на этом "фронте"?

- В уходящем году состоялось два заседания координационного совета: в марте гостей из субъектов федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, мы принимали в Иркутске, а в октябре наше заседание прошло в городе Барнауле Алтайского края.

Должна отметить, что координационный совет объединяет очень сильных участников: представителей федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Отсюда и итоги нашей работы: по каждому из рассматриваемых вопросов разработаны продуманные рекомендации, через которые мнение муниципального мира доводится до всех структур, принимающих решения, в том числе до Правительства России, до членов Федерального Собрания Российской Федерации.

Отрадно, что наши инициативы и предложения муниципального сообщества России находят сегодня отклик и понимание у руководства страны, наши идеи оказываются созвучны инициативам федерального центра.

Приведу такой пример. 13 октября 2011 года на заседании координационного совета, которое прошло в Барнауле, были разработаны и приняты рекомендации по теме финансового обеспечения вопросов местного значения и совершенствования межбюджетных отношений. Мы рассматривали данный вопрос - обозначив его как первоочередной и имеющий принципиальное значение для развития местного самоуправления в России. А 11 ноября 2011 года, в ходе состоявшегося в Хабаровске заседания президиума Государственного совета соответствующие планы по изменению существующей системы распределения бюджетных средств в пользу регионов и муниципалитетов были озвучены президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

Я абсолютно уверена, что такая консолидированная позиция, безусловно, будет способствовать совершенствованию нормативно-правовой базы и практики взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными органами власти по вопросам формирования и распределения финансовых ресурсов, а также полномочий и ответственности по их использованию. А это значит, что существующие проблемы с финансовым обеспечением полномочий органов местного самоуправления будут решены!

- 2011 год прошел под знаком 350-летия со дня основания города Иркутска. Какую лепту в подготовку празднования внес депутатский корпус?

- От имени депутатов Законодательного собрания Иркутской области могу сказать: мы не остались в стороне от юбилея.

Очень рады, что удалось поучаствовать с депутатами Иркутской городской думы в проекте "К юбилею города - 350 добрых дел", который был объявлен фракцией партии "Единая Россия" думы города летом прошлого года.

Проект был воспринят не только как призыв к добрым инициативам в Иркутске, но и как возможность показать, что все изменения зависят прежде всего от людей, от нашего единства, профессионализма и умений. Депутаты вносили свою лепту в подготовку Иркутска к юбилею, и каждый сам выбирал место и дело для приложения своих усилий. Вот лишь несколько примеров.

По инициативе депутата Законодательного собрания Иркутской области, начальника ВСЖД Анатолия Анисимовича Краснощека в микрорайоне Ново-Ленино было организовано благоустройство парка "Роща": заасфальтированы дорожки, установлены скамейки, спортивная площадка и детский городок, проведено освещение, приведены в порядок деревья и кустарники.

В рамках одного из проектов "Наш город самый лучший" депутата Законодательного собрания Иркутской области Татьяны Владимировны Семейкиной юными художниками города облагорожено рисунками ограждение детского сада №97 в микрорайоне Синюшина гора, организован большой конкурс "Детский рисунок на асфальте".

Благодаря инициативе депутата Антона Васильевича Романова среди студенческой молодежи Иркутска проведено около 20 деловых игр "Город без наркотиков" в высших и средних учебных заведениях.

Многие депутаты оказали материальную и организационную помощь в реализации социальных проектов, благотворительных программ и адресную поддержку нуждающимся в ней жителям Иркутска. Среди таких депутатов Олег Григорьевич Каньков, Сергей Юрьевич Тен, Николай Степанович Труфанов, Виктория Владимировна Дворниченко, Тимур Ринатович Сагдеев, Владимир Александрович Матиенко и многие другие. При их содействии оборудовались и ремонтировались школы, больницы, клубы и многие другие социальные объекты. Детским садам была оказана помощь в ремонте помещений и вывозе мусора с территорий.

В июне 2010 года Законодательное собрание Иркутской области объявило конкурс на лучшие фотоработы и журналистские материалы, посвященные 350-летию основания Иркутска, в мае мы подвели его итоги. Материалы конкурса составили блестящую коллекцию творческих работ журналистов, посвященных истории города, людям и событиям, связанным с Иркутском.

Еще одним интересным мероприятием стал конкурс рисунка "Любимый город, с Днем рождения!"

Для того чтобы акцентировать взгляд на Иркутск как на столицу дипломатии Сибири, подчеркнуть международное значение нашего города депутатами Законодательного собрания Иркутской области был проведен конкурс научных и творческих работ "Иркутск - дипломатический". Церемония награждения проходила в Музее истории города Иркутска в форме дипломатического приема с участием представителей аккредитованных в Иркутске генеральных консульств Монголии, Республики Корея, Польши, Китайской народной республики.

31 октября на площади перед дворцом спорта "Труд" состоялась яркая молодежная акция "Мы любим тебя, Иркутск" - в рамках проекта Молодежного парламента при Законодательном собрании Иркутской области "Письмо молодежи - 2021".

Все наши мероприятия, о которых я сейчас говорила, и многие другие - стали нашим вкладом в общее дело подготовки к празднованию.