Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
14.10.2016

Круглый стол о переходе на налогообложение для юрлиц исходя из кадастровой стоимости прошел в Заксобрании. НИА Байкал, 13.10.2016

В Законодательном Собрании 12 октября прошло заседание круглого стола на тему «Переход на налогообложение, основанное на кадастровой оценке недвижимого имущества (административно-деловых центров, торговых центров (комплексов). Проблемы и перспективы».

Как пояснила заместитель председателя областного парламента, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова, открывая заседание, в Заксобрание губернатором был внесен соответствующий законопроект, однако депутаты решили предварительно провести обсуждение предлагаемых изменений с предпринимательским сообществом. «Законопроект готовился долгое время, мы сами принимали участие в работе над ним в составе рабочих групп, а также обсуждали на площадке Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Однако широкого обсуждения с общественностью перед внесением в областной парламент документ так и не получил, между тем мы знаем, что в бизнес-среде он вызывает много вопросов. Наша задача сегодня — услышать мнения всех сторон, чтобы понять, в каком виде принимать законопроект», — цитирует вице-спикера пресс-служба ЗС.

«Все мы понимаем, что налог на имущество исходя из кадастровой стоимости в любом случае необходимо ввести, поскольку такое требование установлено федеральным законом. Однако мы не можем принять не взвешенное решение. Поэтому нам всем необходимо провести тщательный анализ, чтобы оценить все возможные последствия нашего решения», — добавил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Брилка, принимавший участие в заседании.

Министр имущественных отношений Иркутской области Владислав Сухорученко рассказал, что субъекты РФ до 2020 года должны принять собственные законы о переходе на налогообложение исходя из кадастровой стоимости имущества для юридических лиц. В настоящее время в Иркутской области такой принцип налогообложения действует только для имущества, которым владеют иностранные организации. Законопроектом предлагается установить налоговую ставку по налогу на имущество в размере 2% для деловых и торговых центров площадью более 1 тыс. кв.м. с 2017 года, площадью более 750 кв.м. — с 2018 года, площадью более 500 кв.м. — с 2019 года и площадью более 250 кв.м. — с 2020 года. При этом ставка в 2% — максимальный уровень налога, который могут установить регионы в соответствии с федеральным законодательством. По подсчетам регионального правительства, в данном случае объем изъятия составит 5% от оборота юридических лиц. «Мы считаем такой объем изъятий допустимым. Эта мера даже уравняет предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, с теми, кто применяет упрощенную систему налогообложения и не платит налог на имущество организаций», — добавил министр.

Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко спросила, есть ли перечень объектов, которые будут уплачивать налог исходя из кадастровой стоимости. Владислав Сухорученко ответил, что в категорию более 1 тыс. кв.м., которую предлагается перевести на новый принцип налогообложения с 2017 года, в Иркутской области попадает 999 объектов. Президент Иркутской региональной ассоциации работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей» Алексей Соболь предположил, что в случае увеличения налоговой нагрузки на владельцев торговых площадей, они переложат ее на арендаторов, а те включат в стоимость товаров, что приведет к росту цен. Он предложил на начальном этапе установить минимальную налоговую ставку и провести анализ последствий, на основе которого принимать решение о возможности дальнейшего повышения. По мнению министра имущественных отношений, рынок аренды в настоящее время перенасыщен, а значит, арендодатели не станут поднимать ставки, чтобы не потерять клиентов.

Председатель Общественной организации предпринимателей Иркутской области Ильдус Галяутдинов рассказал, что в Иркутской области было проведено исследование, которое показало, что при налоговой ставке в 0,3% «свернут» свою деятельность 40% предпринимателей, а при ставке 1,5% — все представители малого и среднего бизнеса. При этом данная мера подтолкнёт предпринимателей уклоняться от уплаты налогов, что приведет к расцвету теневой экономики. По мнению Ильдуса Галяутдинова, необходимо распространить действие нового налога только на деловые и торговые центры большей площади, например, более 3,5 тыс. кв.м. Кроме того, он отметил, что новый налог ударит больше всего по владельцам старых помещений, а новые торговые центры даже выиграют. Владислав Сухорученко подчеркнул, что большинство малых и средних предприятий являются арендаторами, а не владельцами помещений, и их налог не затронет, поскольку он касается только арендодателей. Он также добавил, что многие регионы России перешли на уплату налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в 2014-2015 годах, при этом изначально налоговые ставки могли быть меньше, однако к настоящему моменту все они выходят на ставку в 2%. При этом большинство субъектов ввели сплошное налогообложение, то есть вне зависимости от площади помещений, в Иркутской же области предлагается постепенный переход. Министр также подтвердил, что новые здания в результате применения новой системы могут даже выиграть, поскольку для расчета налога будет применяться не инвентаризационная стоимость, а кадастровая стоимость, которая приближена к рыночной.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексей Москаленко подчеркнул, что по расчетам налоговой службы, объем изъятий из оборота предпринимателей с введением нового налога составит 10% при ставке в 1,2%, соответственно, при ставке 2% он будет еще больше. Такой объем изъятий для малого и среднего бизнеса, по его мнению, является катастрофическим. Он также отметил, что в регионах, где уже введен такой налог, число субъектов предпринимательство сократилось на 30%.

Предприниматель Иван Брилка отметил, что арендодатели с учетом коммунальных платежей и налогов не получают сверхприбылей, и в случае появления дополнительной налоговой нагрузки переложат ее на конечного получателя услуг. По его мнению, некорректно сравнивать Иркутскую область с другими регионами, поскольку покупательская способность и возможности бизнеса везде разные. По его мнению, на начальном этапе рационально установить налоговую ставку 0,3% или 0,5% и поднимать ее постепенно. Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская рассказала, что у мэров много замечаний к законопроекту, поскольку они считают, что повышение налоговой нагрузки может негативно отразиться на малом бизнесе. При этом последствия принятия законопроекта будут разными для городских округов, где предпринимательство более развито, и муниципальных районов. Поэтому Зоя Масловская предложила ввести дифференцированный подход в зависимости от типа муниципальных образований. Однако Владислав Сухорученко пояснил, что в соответствии с федеральным законом, в одном субъекте РФ должна быть единая ставка для всех территорий. Первый заместитель министра финансов Иркутской области Александр Каневский рассказал, что в случае принятия законопроекта муниципальные образования гарантированно получат дополнительные доходы, поскольку уплачивать налог начнут индивидуальные предприниматели, освобожденные от него в настоящее время. Что касается областного бюджета, куда поступает налог на имущество организаций, использующий общую систему налогообложения, то избежать выпадающих доходов получится только в случае, если ставка будет не ниже 1,5%.

Наталья Дикусарова не согласилась с этой точкой зрения: «Если мы используем государственный, комплексный подход и говорим, что бюджет Иркутской области консолидированный, то мы понимаем, что в случае получения дополнительного дохода муниципальными образованиями, точка безубыточности может быть и при ставке ниже 1,5%. Поэтому эту тему надо проработать еще раз, сделав дополнительный расчеты при разных ставках. Сегодня прозвучало много предложений, различных мнений. У нас есть два дня на решение этого вопроса, и на комитете 14 октября, мы должны решить, рекомендовать ли принять внесенный законопроект в первом чтении, и если да, то какие поправки будут готовиться ко второму чтению».

Сергей Брилка, завершая обсуждение, подчеркнул, что при рассмотрении законопроекта должен быть найден баланс: «Мы должны сделать так, чтобы бизнес стал партнером государства, в свою очередь, государство должно правильно оценивать возможности бизнеса».