Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
2,5 года работы Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва
20.04.2011

2,5 года работы Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва

(видеозапись выступления смотрите здесь, а также видеофильм об итогах работы Законодательного Собрания области за 2,5 года "Возраст зрелости")

Уважаемые коллеги!

Сегодняшняя сессия символична, мы перешагнули с вами «экватор», позади ровно два с половиной года работы первого созыва Законодательного Собрания объединенной Иркутской области.

На самом деле два с половиной года для нас это некий условный рубеж, повод остановиться, проанализировать то, что было сделано депутатами, уточнить наши планы и приоритеты в деятельности.

Время бежит стремительно, половина срока полномочий промчались очень быстро. Мы напряженно работали, перед нами всегда стояли сложные задачи, требующие внимания и ежедневной кропотливой работы.

Вот сухие статистические показатели. За два с половиной года мы провели 30 заседаний Законодательного Собрания. 10 правительственных и 6 депутатских часов. Было рассмотрено 87 законодательных инициатив депутатов. В окончательном виде принято 340 законов.

Комитеты и комиссии Законодательного Собрания Иркутской области регулярно организуют открытые обсуждения по самым актуальным темам. Проведены десятки круглых столов и депутатских слушаний. Рекомендации, выработанные по итогам обсуждений, использовались в работе над законопроектами и в контрольной деятельности.

Когда мы приводим подобную статистику, часто возникает вопрос: а что можно назвать главным, центральным, основным? Убеждена, однозначно упростить работу Законодательного Собрания до какой-то одной детали нельзя. Потому что каждый закон, который был принят имеет свою цель и свое значение в системе регионального законодательства. За каждым принятым законом – большая и ответственная работа.

Есть еще один нюанс, который нельзя измерить количественными показателями. Это мировоззрение тех, кто обсуждает проблему или законопроект, кто слушает обсуждение, кто задумывается над услышанным, прочитанным, обсуждаемым. Смею надеяться, что и здесь есть депутатский вклад. Время уносит всё, но мы можем и должны оставить во времени след наших дел…

Стратегическая задача, которая была решена депутатами в первую половину созыва, это, безусловно, формирование правовой базы объединенной Иркутской области, как нового субъекта Российской Федерации.

Было очень важно в сжатые сроки скоординировать и закрепить в законодательстве объединенной области наиболее успешные правовое нормы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области.

Центральное место, несомненно, здесь занимает Устав Иркутской области. Именно действующему созыву ЗС выпала честь работать над этим основополагающим правовым документом для области.

Уже во время работы над Уставом депутаты продемонстрировали свой профессионализм и принципиальность позиций, во многом благодаря которым в Устав были включены нормы, которые в условиях правоприменительного тезиса о единстве госвласти закрепили систему сдержек и противовесов – систему взаимных полномочий законодательной и исполнительной власти по ограниченному вмешательству и влиянию друг на друга, что призвано исключить монополизм каждой из ветвей власти. Мы с вами получили право согласования двух первых заместителей Председателя Правительства Иркутской области.

Впервые в истории Иркутской области высший орган исполнительной власти – Правительство области стал коллегиальным. Устав усилил контрольные функции парламента, увеличил взаимную ответственность исполнительной и законодательной власти.

Непосредственным образом повлиял на нашу с вами работу экономический кризис. Его острый период совпал с началом деятельности Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва. Кризис потребовал нестандартных методов работы, нестандартных решений. Вы все помните то время, когда буквально на глазах ухудшалась ситуация с бюджетной обеспеченностью, безработицей, отмечалось падение объемов производства.

Депутаты – вместе с Правительством Иркутской области, работали в напряженном режиме. Самыми трудными для нас были решения по вопросам финансирования ранее принятых программ и обязательств. Остро стоял вопрос о сокращении расходов.

И здесь сработал принцип ответственности. По каждому пункту сокращения расходов решения принимались «в ручном режиме». В итоге все важнейшие социальные обязательства перед жителями области выполнены.

Мы продемонстрировали умение собирать и обобщать самую актуальную информацию, быть в курсе событий. С первых месяцев работы была создана и показала свою эффективность система депутатского мониторинга.

С точки зрения экономики, в 2010 году принят базовый документ нашего среднесрочного экономического планирования – Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы, в корректировке которого депутаты Законодательного Собрания области приняли активное участие.

Однако просто принять программу – мало. Её нужно реализовать.

Исполнение программы социально-экономического развития, безусловно, находится и будет находиться на постоянном контроле у депутатов.

Есть целый ряд вопросов, которые остаются в центре нашего внимания.

Нас беспокоит увеличение тарифов на энергоносители, на электроэнергию, это стало серьезным испытанием для малого и среднего бизнеса и нашего агропрмышленного комплекса. Положение дел в сельском хозяйстве вызывает озабоченность

Сложная ситуация в лесной отрасли.

К нам обращаются наши избиратели – которых волнует рост цен на товары и услуги.

Очень непросто идет в рамках социального партнерства согласование между правительством Иркутской области, профсоюзами и работодателями вопроса о минимальном размере оплаты труда. И здесь нужна воля Правительства и депутатский контроль.

Требует решения проблема низких доходов населения, проблема бедности, неуверенности в завтрашнем дне… А это – системные вещи, их невозможно исправить «штопанием» и перераспределением ресурсов с одной статьи на другую.

Стратегически, по большому счету, сегодня перед всей Иркутской областью стоит одна, но фундаментальная задача – за счет увеличения инвестиционной привлекательности максимально способствовать реализации крупных проектов по модернизации существующих и созданию новых производств, которые бы укрепили экономический потенциал региона. Именно это, на мой взгляд, тот приоритет, без которого мы не сможем дальше развиваться.

Иркутской области, по сути, нужна вторая индустриализация. Только она может стать реальным инструментом решения важнейших социальных проблем, позволит ликвидировать безработицу в муниципальных образованиях, даст возможность развиваться малому предпринимательству, а по большому счету развиваться социальному капиталу нашей области – людям!

Только крупные стратегические инвестиционные проекты способны привлечь в Иркутскую область тех высококлассных специалистов, которые когда-то отсюда уехали, и откроет для нас новые перспективы.

Уверена, что это единственный приемлемый путь, устраивающий тех, кто здесь живет и собирается жить в будущем. Если хотите – это наш единственный шанс вернуть себе право на нормальную жизнь. Все остальные «инерционные» и прочие сценарии заведут нас, пожалуй, в тупик.

Скажете, смелый вывод?.. А как без амбиций??

Над этим мы должны работать, совместно с Правительством Иркутской области. Время уходит. Звонок уже прозвенел! Миграционный отток экономически активного населения из области стал устойчивым и потому – очень опасным...

На создание условий для экономического роста нацелена сегодня вся государственная политика в Российской Федерации.

Даже такой вопрос как модернизация политической системы должен и может в перспективе способствовать усилению институтов гражданского и партийного контроля, без которых невозможно устранить из экономики блокирующую ее коррупционную составляющую.

Законодательное Собрание сегодня последовательно работает над принятием решений, направленных на развитие гражданского общества.

Мы приняли законы «Об областном народном обсуждении», «Об областном опросе», «О народной правотворческой инициативе». Проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. У нас, в отличие от многих других субъектов Федерации правом законодательной инициативы обладает областной суд. И этот институт совершенствования регионального законодательства должен заработать.

Принят закон «О противодействии коррупции в Иркутской области». Установлены дополнительные гарантии равенства политических партий при освещении их деятельности на региональных теле и радиоканалах. Приняты поправки в Регламент областного Парламента, закрепляющие право партий, не получивших депутатских мандатов, на участие в работе областного парламента. В феврале текущего года на сессии мы впервые обсуждали вопрос, инициированный партией «Патриоты России», не представленной в Законодательном Собрании.

В адрес Законодательного Собрания постоянно поступают обращения от жителей области по самым разным возникающим у них проблемам. Работа с избирателями в округах, приемы граждан, ответы на письменные запросы – важнейшая составляющая нашей с вами депутатской деятельности.

Работа Законодательного Собрания открыта, прозрачна. Наши сессии, круглые столы и депутатские слушания теперь транслируется в реальном времени на сайте Законодательного Собрания в Интернете. Ежемесячно проводятся интернет - конференции, во время которых любой житель региона может задать свой вопрос депутату.

Хочу отметить и работу журналистов. Благодаря вам каждый житель Иркутской области получает оперативную, точную информацию о нашей работе, о рассматриваемых законопроектах и принятых решениях.

Более того – многие журналистские материалы являются сигналом, привлекающим внимание депутатов к той или иной проблеме. По фактам, о которых первыми говорят и пишут журналисты, депутаты часто инициируют контрольные мероприятия, стремятся по-возможности решить проблему.

Мы не принимаем «кулуарных» решений. По всем наиболее сложным и острым вопросам создаются экспертные группы. Работает общественный совет. Самым активным образом Законодательное Собрание взаимодействует с органами местного самоуправления. Заключены соглашения о сотрудничестве с Некоммерческим партнерством работодателей, с Торгово-промышленной палатой Восточной Сибири, с коллегами-депутатами из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа. У нас есть опыт работы с парламентариями из Монголии, Кореи, Китая.

Уважаемые коллеги!

За два с половиной года работы нам с вами удалось избежать безответственных популистских решений. Главным принципом работы Законодательного Собрания Иркутской области был и остается принцип защиты интересов жителей Иркутской области. Именно он лежит в основе любого голосования, любого решения которое нами принимается.

Даже если на первый взгляд эти решения носили непопулярный характер, в долгосрочной перспективе каждое из них работало на сохранение в Иркутской области социальной стабильности.

Каждому из нас, уважаемы коллеги, избиратели – жители Иркутской области оказали на выборах доверие и поддержку. Именно поддержка людей дает Законодательному Собранию легитимное право озвучивать и предлагать решения по самым злободневным вопросам региональной государственной политики.

Хочу выразить особую благодарность вам, мои коллеги-депутаты за благотворительную позицию.

В прошлом году за счет личных средств мы оказали помощь пострадавшим от природных пожаров в Воронежской области. Мы ежегодно проводим с вами сбор средств и помогаем ветеранским организациям. Помогаем областному совету женщин, союзу пенсионеров многим и многим другим.

Считаю что это добрая и очень важная традиция, она объединяет нас и нет сомнений, что она будет продолжена в будущем.

Желаю всем нам в нашей дальнейшей работе успехов, результатов – которые позволяют каждому испытывать гордость за родную нам Иркутскую область.

Экватор пройден!..