Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Комиссия по контрольной деятельности

Изменение страницы:
13.12.2023 22:46

Комиссия по контрольной деятельности.

Председатель комиссии – Сагдеев Тимур Ринатович.

В 2011 году проведено 16 заседаний комиссии. Рассмотрено 39 вопросов. 2 вопроса внесены на рассмотрение сессий Законодательного Собрания.

Заслушана информация по 36 мероприятиям, проведенным Контрольно-счетной палатой Иркутской области.

Из рассмотренных на заседаниях комиссии вопросов по результатам контрольных мероприятий, проведенных КСП, поставлено на контроль – 40, снято с контроля – 27.

На рассмотрение 31-й сессии, состоявшейся 20.04.2011, внесен вопрос «Отчет о деятельности комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания Иркутской области за 2010 год».

На рассмотрение 32-й сессии, состоявшейся 25.05.2011, внесен вопрос «Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Иркутской области за 2010 год».

Из наиболее значимых вопросов, рассмотренных на заседаниях комиссии в 2011 году, можно отметить следующие:

1) О результатах проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения акциями, находящимися в областной государственной собственности, предоставления и использования субсидий из областного бюджета сельхозтоваропроизводителями области (ОАО «Искра») за 2008 – 2010 гг. и истекший период 2011 года.

Комиссия отметила, что 100 % акций ОАО «Искра» находятся в областной государственной собственности. Руководство деятельностью общества, созданного 27.12.2007 на основе ОГУП «Тепличное», с момента его учреждения осуществляли шесть генеральных директоров, в настоящее время назначен седьмой руководитель (в статусе исполняющего обязанности).Частая сменяемость руководителей приводит к неэффективному управлению ОАО «Искра» и не позволяет в полной мере достичь основной цели деятельности ОАО «Искра»: получение прибыли, полное, качественное и своевременное удовлетворение общественных потребностей. Конечный финансовый результат, полученный по годовым итогам деятельности ОАО «Искра», характеризуется образованием чистого убытка, который имеет тенденцию к росту (2009 – 2010 гг.). В составе кредиторской задолженности предприятия большая часть приходится на долги перед ООО «Иркутскэнергосбыт» за потребленную электроэнергию, а также на обязательства по лизинговым платежам ОАО «Иркутская продовольственная корпорация», кредиты ОАО «БайкалИнвестБанк», займ ЗАО Электромонтажная фирма «Радиан». В ходе контрольного мероприятия проанализирована кредиторская задолженность, оценена возможность погашения обязательств перед кредиторами, в том числе по кредиту ОАО «БайкалИнвестБанк», за счет собственных и привлеченных средств под залог основных средств в виде земельных участков, зданий и сооружений ОАО «Искра».

Правительству Иркутской области, министерству имущественных отношений Иркутской области, министерству сельского хозяйства Иркутской области рекомендовано разработать и утвердить комплекс мер, направленных на недопущение банкротства ОАО «Искра», оздоровление финансово-экономической ситуации, сложившейся на предприятии. Также депутатами принято решение направить заключение Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 19.04.2011 № 01/11-з в прокуратуру Иркутской области для правовой оценки фактов, указанных в заключении. Вопрос находится на контроле.

2) О результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности, за 2005 – 2010 годы».

Комиссией отмечено, что нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности областных государственных образовательных учреждений по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося на территории области не установлены. Средства, предусмотренные в бюджете региона на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, недостаточны для покрытия учебных расходов образовательных учреждений в полном объеме. Также депутатами отмечено, что в период 2005 – 2010 годов на уровне региона не разрабатывались правовые, методические и программные документы по развитию общеобразовательных учреждений. Качество условий образовательного процесса в области не отвечает ряду современных требований. Выявлены факты необоснованного принятия решений о ликвидации малокомплектных школ, без учета требований санитарно-эпидемиологических правил. Действующая в период 2005 – 2010 годов система оплаты труда педагогических работников, а также уровень оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, в особенности педагогов, не способствует повышению престижа труда учителя, привлечению в общеобразовательные учреждения квалифицированных кадров, формированию инновационного поведения педагогов и, соответственно, повышению качества образования. Анализ индекса потребительских цен по данным Росстата за 2006 год свидетельствует о значительном снижении реальных доходов педагогических работников в 2010 году по сравнению с 2006 годом.

Комиссия рекомендовала Правительству Иркутской области:

- обеспечить достижение прогнозных целевых показателей эффективности региональной программы «Развитие образования Иркутской области на 2011 – 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 22 июня 2011 года № 162-пп;

- обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Планом действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в Иркутской области на 2011 – 2015 годы, утвержденным распоряжением заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 12 октября 2010 года № 222-рзп;

- установить нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Иркутской области, в соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;

- пересмотреть Методику расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений Иркутской области с учетом потребности в увеличении расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы;

- обеспечить повышение уровня оплаты труда работников общего образования до уровня средней заработной платы в Иркутской области;

- определить порядок формирования фонда оплаты труда государственных образовательных учреждений Иркутской области в соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 9 октября 2008 года № 82-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области». Вопрос находится на контроле.

3) О результатах проверки деятельности министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области по вопросам организации финансирования, целевого и эффективного использования бюджетных средств за 9 месяцев 2010 года.

Комиссия отметила, что в деятельности руководства, финансово-бухгалтерских подразделений министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области и подведомственного ему ОГОУДО «Иркутская областная Школа высшего спортивного мастерства» контрольной проверкой Контрольно-счетной палаты Иркутской области установлен целый ряд недостатков и нарушений на общую сумму 47 млн 819,4 тыс. рублей, в том числе нецелевое в сумме 78,5 тыс. руб. и неэффективное в сумме 464,3 тыс. рублей использование бюджетных средств. Неэффективность и непрофессионализм в организации финансового администрирования министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области в 2009 году объясняются формальным подходом бывшего руководства министерства к составлению бюджетной отчетности, отсутствием надлежащего финансового контроля за деятельностью подведомственных учреждений. В отношении главного бухгалтера министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, допустившего нарушения, проведена служебная проверка. Также установлено необоснованное и нерациональное использование привлеченных и целевых средств при проведении чемпионата России по шахматам на общую сумму 1 млн 978,5 тыс. рублей.

Комиссия рекомендовала министерству по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области принять меры по устранению выявленных нарушений, отмеченных в заключении Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 31.12.2010 № 06/42-з. Также депутатами принято решение направить заключение Контрольно-счетной палаты Иркутской области в прокуратуру Иркутской области для правовой оценки нарушений при использовании бюджетных средств, выделенных на проведение соревнований по шахматам. Вопрос находится на контроле.

4) О результатах проверки эффективности использования финансовых ресурсов ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» в 2009 – 2010 годах.

Комиссией отмечено, что в ходе проверки ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» был выявлен ряд нарушений, связанных с необоснованным повышением платы за услуги ЖКХ и общим неэффективным управлением. Отмечено увеличение в 2009 году тарифов на содержание и ремонт многоквартирных домов путем индексации тарифов 2008 года на 118,2 %. Причем сделано это было с нарушением условий договора с жильцами, без общего собрания собственников помещений домов. Нарушения коснулись не только тарифов, но и установки и использования приборов учета, завышения расходов по текущему ремонту, расчетов за использование теплоэнергии. Особое внимание, по мнению депутатов, необходимо уделить такому нарушению, как передача личных данных жильцов третьим лицам, например, коллекторским агентствам, которые занимаются взыскиванием задолженности. Расходы, осуществленные Западным управлением за счет управленческого вознаграждения, превысили установленный размер (10 % от суммы собранных платежей за жилищные услуги) на 2 982,2 тыс. рублей в 2009 году и 5 249,2 тыс. рублей в 2010 году. В рамках своей управленческой деятельности управляющая компания заключила ряд агентских договоров по использованию общего имущества многоквартирных домов, которые были подписаны без согласования на общих собраниях собственников жилья. В рамках проверки использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета г. Иркутска, собственников многоквартирных домов, выделенных «ЗУ ЖКС» на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, установлены нарушения бюджетного законодательства на общую сумму 12 408,2тыс. рублей.

Комиссия рекомендовала администрации г. Иркутска принять меры по устранению недостатков и нарушений, указанных в заключении Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 8 июля 2011 года № 09/36-з. Также депутатами принято решение направить заключение Контрольно-счетной палаты Иркутской области в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области для правовой оценки действий генерального директора ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» Барташова А.А. и предложить прокуратуре Иркутской области провести проверку ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания». Вопрос находится на контроле.

5) О результатах контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности за период 2010 и 1-е полугодие 2011 года ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство».

Комиссией отмечено, что в 2010 году и 1-м полугодии 2011 года деятельность ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство» (далее – ОАО «ИРЖА») и ОАО «Иркутское ипотечное агентство» (далее – ОАО «ИрИА») с частным и государственным капиталом была неразрывно связана.ОАО «ИРЖА» является региональным оператором ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее – ОАО «АИЖК»), а ОАО «ИрИА» аккредитовано в качестве его сервисного агентства и занимается рефинансированием ипотечных кредитов, выданных первичными кредиторами по стандартам ОАО «АИЖК» с последующей продажей закладных в ОАО «АИЖК». ОАО «ИРЖА» представило обоснование увеличения уставного капитала для достижения целей и задач, предусмотренных долгосрочной целевой программой по стимулированию развития жилищного строительства в области на 450 млн руб. (на 200 млн руб. в 2011 году и на 250 млн руб. в 2012 году), что позволит привлечь 4,5 млрд руб. средств федерального агентства АИЖК. При этом ОАО «ИРЖА» не представило расчеты планируемой в случае успешной реализации проектов прибыли.

В 2006 году рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» для активизации деятельности агентства, внедрения на территории области ипотечных продуктов, предлагаемых Федеральным агентством жилищного кредитования, привлечения федеральных средств уставный капитал за счет средств областного бюджета был увеличен до 150,6 млн руб., из них средства в сумме 70 621 тыс. руб. были размещены на условиях краткосрочных возмездных займов, в том числе 20 000 тыс. руб. перечислено в фонд пятого Байкальского экономического форума и 50 621,2 тыс. рублей ОАО «Дорожная служба Иркутской области». Займы в срок возвращены не были, а деятельность ОАО «ИРЖА» в 2008 – 2009 годах была приостановлена и рассматривался вопрос о его ликвидации. На момент проверки (сентябрь 2011 года) погашена задолженность и уплачены проценты за пользование денежными средствами только ОАО «Дорожная служба Иркутской области». Средства в сумме 20 000 тыс. руб. по-прежнему отвлечены в задолженность Фонда V БЭФа.

Комиссия рекомендовала Правительству Иркутской области вопрос об увеличении уставного капитала ОАО «ИРЖА» рассмотреть после разработки проектов необходимых документов, а также определения застройщика и механизма финансирования соответствующих проектов. Также принято решение направить обращение прокурору Иркутской области с просьбой принять меры прокурорского реагирования по факту неисполнения судебного решения о взыскании с фонда пятого Байкальского экономического форума в пользу ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство» суммы долга в размере 20 000 тыс. рублей по договору займа, процентов за пользование займом и неустойки за неисполнение обязательств по договору.

6) О результатах проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных Агентству по государственному заказу Иркутской области в 2010 году.

Комиссией отмечено, что Агентством по государственному заказу Иркутской области за проверяемый период допущен значительный объем расходов, осуществленный с нарушением законодательства, – 5 800,1 тыс. рублей, в том числе объем средств, использованных не по целевому назначению, составил 495,5 тыс. рублей. Выявлены многочисленные нарушения норм законодательства о государственной гражданской службе, при оформлении служебных командировок, при исполнении государственных контрактов, заключенных Агентством по государственному заказу Иркутской области, и другие.

Комиссия рекомендовала Агентству по государственному заказу Иркутской области устранить нарушения и недостатки, отмеченные в заключении Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 29 ноября 2011 года № 08/55-з. Также рекомендовано министерству финансов Иркутской области рассмотреть вопрос о возврате в областной бюджет средств в сумме 495,5 тыс. рублей, использованных не по целевому назначению, а также в размере 6,8 тыс. рублей, использованных сверх утвержденных лимитов. Вопрос находится на контроле.

Из решений комиссии, снятых с контроля в 2011 году, можно отметить следующие:

1) О результатах проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных областному государственному учреждению «Центр профилактики наркомании», в 2009 году и за 9 месяцев 2010 года.

Комиссией отмечено, что «Центром профилактики и наркомании» за проверяемый период допущен значительный объем расходов, осуществленный с нарушением законодательства, – 598,8 тыс. рублей. Кроме того, Центром допущены неэффективные расходы областного бюджета как при выполнении функций учреждения, так и при реализации Программы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами», всего на сумму 905,2 тыс. рублей. Центром допущены нарушения при расходовании средств на оплату труда, оплату услуг по содержанию имущества и оплату приобретаемых материальных запасов. Отсутствие отлаженной системы сотрудничества с реабилитационными центрами и медицинскими учреждениями области и то, что фактическая штатная численность Центра 12 человек, – все это не позволяет проводить профилактические мероприятия на территории всей области.

По информации министра по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области Иванова И.В. (исх. от 24.02.11 № 96-37-640/11) областным государственным казенным учреждением «Центр профилактики наркомании» проведена работа по устранению выявленных нарушений и учету рекомендаций, содержащихся в заключении Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 20.10.2010 № 05/40-з, в том числе структура, штатное расписание Центра и оплата труда специалистов приведены в соответствие с федеральным и областным законодательством.

2) Об итогах контрольного мероприятия по соблюдению нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области в 2010 году.

Комиссией отмечено, что значительная часть нарушений касается положений постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2008 № 114-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета». Выявлено нарушений законодательства на общую сумму 20 299 тыс. рублей. Анализ нарушений по оплате труда мэров территорий показал, что они связаны с превышением норматива формирования расходов на оплату труда по окончательным выплатам главам муниципальных образований при сложении их полномочий. Также выявлены нарушения при начислении главам территорий и муниципальным служащим надбавок за работу со сведениями, содержащими государственную тайну.

Представлена информация заместителя председателя Правительства Иркутской области – министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Аникеева С.Д. о том, что для формирования согласованной методики расчета нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области, с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области сформирована рабочая группа с участием представителей управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике, министерства финансов Иркутской области, некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» и муниципальных образований Иркутской области. В рамках подготовки методики расчета нормативов планируется рассмотреть вопрос о повышении заработной платы главам поселений с низкой численностью населения.

Муниципальными образованиями Иркутской области продолжается работа по приведению муниципальных правовых актов в соответствие с постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 407/186-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципальных образований Иркутской области».

3) О результатах проверки деятельности министерства здравоохранения Иркутской области по вопросу использования бюджетных средств в 2010 году и истекшем периоде 2011 года на оказание высокотехнологичной медицинской помощи государственными учреждениями здравоохранения Иркутской области.

Комиссией отмечено, что проверка Контрольно-счетной палаты Иркутской области выявила ряд серьезных нарушений. В частности, из областного бюджета были выделены средства в сумме 87 614,6 тыс. рублей на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВМП), но часть этих денег, а именно 10 540 тыс. рублей, больницы и поликлиники израсходовали не по назначению. Деньги были израсходованы на оплату труда с начислениями административно-хозяйственному персоналу, на услуги связи, транспортные, коммунальные, хозяйственные и прочие расходы по содержанию учреждений. Нарушения вызваны также отсутствием нормативно-правового акта, четко регламентирующего нормативы и направления финансовых расходов.

Несмотря на нарушения, объемы оказания ВМП в Иркутской области значительно увеличились, что свидетельствует о высокой потребности в медицинских услугах и возможности наращивать объемы ВМП. Сокращение объемов ВМП может негативно повлиять на своевременность и доступность оказания медицинской помощи детям.

Выявлено нарушений законодательства по результатам проведенного контрольного мероприятия всего на сумму 36 812,98 тыс. рублей, в том числе неэффективно использованных средств – на сумму 8 389 тыс. рублей.

В указанный комиссией срок поступила информация от заместителя Председателя Правительства Иркутской области Вобликовой В.Ф. (исх. от 14.06.2011 № 02-13-1457/11) об устранении недостатков и нарушений, отмеченных в заключении Контрольно-счетной палаты Иркутской области от

31 марта 2011 года № 07/8-з, в том числе:

- государственное задание на оказание ВМП в 2011 году утверждено приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 24.05.2011 № 58-мпр «Об утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, за счет бюджетных ассигнований федерального и областного бюджетов»;

- министерством здравоохранения Иркутской области представлены заявки в министерство финансов Иркутской области на увеличение бюджетных ассигнований в 2011 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в ГУЗ «Иркутская областная детская клиническая больница».

4) О результатах контрольного мероприятия «Проверка финансирования, целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных Государственному учреждению культуры Иркутский областной художественный музей им. Владимира Платоновича Сукачева, в 2010 году и за истекший период 2011 года.

Комиссией отмечено, что по итогам проверки деятельности Художественного музея выявлено нарушений расходования бюджетных средств на сумму более 7,4 млн рублей, но фактов нецелевого использования средств не обнаружено. Музей неэффективно планировал доходы от платных услуг, что привело к тому, что в 2010 году музеем не было освоено более 1,6 млн рублей. Кроме того, был выявлен ряд нарушений, связанных с заключением контрактов. В музее находится 22378 единиц музейных предметов и коллекций основного фонда. Пять тысяч девятьсот тридцать три (5933) музейных предмета приобретены музеем за счет средств областного бюджета, поступили от граждан и организаций по договорам дарения, а также в результате безвозмездной передачи по иным основаниям. Из них 1176 единиц находятся у музея без передачи в оперативное управление, так как до сих пор не разработан регламент передачи на федеральном уровне.

По информации первого заместителя министра культуры и архивов Иркутской области С.Г. Ступина, в адрес Министерства культуры Российской Федерации направлены письма с просьбой о включении в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева. Художественным музеем приняты меры по устранению выявленных нарушений, указанных в заключении Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 06.07.2011 № 05/32-з, в том числе приняты меры по заключению с начала 2012 года государственных контрактов путем объявления котировок на год в Агентстве по государственному заказу Иркутской области.