Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Отчет комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области

Изменение страницы:
13.12.2023 22:46

Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области

Комитет по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области в истекший период осуществлял свою деятельность в соответствии с Уставом Иркутской области, Законом Иркутской области «О Законодательном Собрании Иркутской области», Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области, руководствуясь планом работы Законодательного Собрания Иркутской области на 2014 год, планом работы комитета на 2014 год.

Главной целью деятельности комитета является реализация нормотворческих (законодательных) функций Законодательного Собрания в сфере законодательства о государственном строительстве области и местном самоуправлении. Задачами комитета являются предварительное рассмотрение и подготовка на заседания Законодательного Собрания вопросов по предметам ведения комитета и самостоятельное принятие решений по ним в пределах полномочий комитета.

Комитетом за отчетный период проведено 30 заседаний.

На заседаниях рассмотрено 274 вопроса, из них 224 внесено на рассмотрение сессий Законодательного Собрания Иркутской области.

 Количество законов, принятых в окончательном чтении и направленных Губернатору Иркутской области для обнародования, – 62.

Количество отклоненных законодательных инициатив – 1. Отклонена законодательная инициатива депутатов Законодательного Собрания Иркутской области «Об использовании копии Знамени Победы в Иркутской области».

В отчетном периоде был принят ряд законопроектов, касающихся учреждения Уставного Суда Иркутской области. Так, Законом Иркутской области «О поправках к Уставу Иркутской области» от 30 мая 2014 года № 2-У, внесены изменения в статьи 9, 21, 46, 47, 53, 58 и 90 Устава области, а также введена новая глава 12 в целях учреждения Уставного Суда Иркутской области. Определено, что Уставной Суд состоит из пяти судей, назначаемых Законодательным Собранием по представлению Губернатора Иркутской области на срок десять лет. Председатель и заместитель председателя суда назначаются из числа судей в том же порядке на пять лет, при этом одно и то же лицо может назначаться на эти должности неоднократно. Областному Уставному Суду предоставляются следующие полномочия: по проверке областных и муниципальных нормативно-правовых актов с точки зрения их соответствия Уставу Иркутской области; по разрешению споров о компетенции с участием органов государственной власти и местного самоуправления; по толкованию Устава Иркутской области; по даче заключений по вопросам о соответствии Уставу области проектов законов о поправках к Уставу и поправок к таким проектам законов; по проверке соответствия нормативно-правовых актов бывших Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Уставу области, областным законам, иным правовым актам Иркутской области (нового субъекта РФ – Иркутской области). Законом Иркутской области от 28 ноября 2014 года № 135-ОЗ «Об Уставном Суде Иркутской области» регламентирован порядок работы Уставного Суда.

В отчетном периоде приняты два законопроекта, связанные с реформой местного самоуправления. Их принятие обусловлено изменениями, принятыми в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный законодатель предложил регионам самим определиться и выбрать для региона модель формирования органов местного самоуправления из нескольких предложенных.

Законом Иркутской области от 30 мая 2014 года № 54-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» установлено, что представительный орган муниципального района будут избирать на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа района. Определено, что мэры муниципальных образований избираются также на муниципальных выборах и возглавляют местные администрации. Глава сельского поселения тоже будет избираться на муниципальных выборах и возглавлять местную администрацию, если Уставом муниципального образования не предусмотрено, что глава поселения также входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполняет полномочия председателя представительного органа. Органы муниципальной власти будут избираться сроком на пять лет.

Другой закон, связанный с реформой местного самоуправления, – Закон Иркутской области от 30 мая 2014 года № 53-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения». Указанным Законом Иркутской области урегулированы общественные отношения, связанные с закреплением до конца 2014 года за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения, которые до вступления в силу Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являлись вопросами местного значения поселений.

Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уточнил перечень вопросов местного значения поселений, исключив из числа вопросов местного значения сельского поселения ряд вопросов, закрепляя их реализацию за органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. При этом вышеуказанный Федеральный закон предусмотрел возможность закрепления за сельскими поселениями иных вопросов местного значения поселений законами субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что бюджеты сельских поселений и муниципальных районов Иркутской области сформированы с учетом действовавшей, на тот период времени редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года     № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом закреплена до окончания финансового года за сельскими поселения реализация полного перечня вопросов местного значения поселений.

Важное значение для областного законодательства имеет и Закон Иркутской области от 3 июня 2014 года № 55-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области», которым внесены изменения в:

- Закон Иркутской области от 26 октября 2005 года № 66-оз «О референдуме Иркутской области»;

- Закон Иркутской области от 6 мая 2006 года № 25-оз «О местных референдумах в Иркутской области»;

- Закон Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области»;

- Закон Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области»;

- Закон Иркутской области от 25 июня 2012 года № 54-ОЗ «О выборах Губернатора Иркутской области»;

- Закон Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 156-ОЗ «Об отзыве Губернатора Иркутской области».

Необходимость внесения изменений в перечисленные законы Иркутской области опосредована особенностями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, изменением требований к изготовлению ящиков для голосования, установлением гарантий, обеспечивающих возможность восстановления пассивного избирательного права граждан, судимость которых снята или погашена, а также уточнением условий выдвижения кандидата, кандидатов в составе списков кандидатов на выборах, некоторых вопросов, связанных с досрочным голосованием.

Закон Иркутской области от 11 июня 2014 года № 69-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об Общественной палате Иркутской области». Названный Закон Иркутской области направлен на приведение Закона Иркутской области от 16 апреля 2007 года № 27-оз «Об Общественной палате Иркутской области» в соответствие с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», вступившими в силу с 1 января 2014 года. Изменения направлены на обеспечение единства правовых статусов Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Иркутской области.

Закон Иркутской области от 21 ноября 2014 года № 133-ОЗ «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Иркутской области» устанавливает, что взаимодействие и координацию деятельности народных дружин в Иркутской области осуществляет координационный орган по профилактике правонарушений при Правительстве Иркутской области в порядке, установленном Правительством Иркутской области. В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин на территории муниципальных образований Иркутской области главы местных администраций городских, сельских поселений и городских округов могут создавать координирующие органы (штабы) при местных администрациях либо возлагать функции по взаимодействию и координации деятельности народных дружин на консультативно-совещательные органы (советы, комиссии и другие) при местных администрациях, созданные для решения вопросов в сфере охраны общественного порядка. Состав, формы работы, полномочия указанных органов, а также порядок принятия решений указанных органов определяются муниципальными правовыми актами. Определено, что в функции органов входит оказание консультативного, методического и информационного содействия деятельности народных дружин, а также координация взаимодействия народных дружин, участвующих в охране общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования, в целях обеспечения их согласованных действий. Командир народной дружины после приема гражданина в дружину выдает ему удостоверение и отличительный знак дружинника. Установление льгот и компенсаций для народных дружинников, а также использование иных форм их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляются в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Закон Иркутской области от 10 декабря 2014 года № 149-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области», которым предлагается с 1 января 2015 года объединить муниципальные образования, входящие в состав района, в единый муниципалитет, и наделить его статусом городского округа.

Следует отметить Закон Иркутской области от 26 декабря 2014 года № 170-ОЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», которым предлагается изменить способ избрания мэра Иркутска, определив, что он будет избираться из числа депутатов городской думы. Одновременно с этим создается должность главы администрации, который назначается по контракту по итогам конкурса на срок полномочий думы. Оценивать кандидатов на должность главы администрации будет конкурсная комиссия, членов которой представляют местная дума и Губернатор Иркутской области.

В отчетном периоде законодательные инициативы поступали от Губернатора Иркутской области, прокурора Иркутской области, Избирательной комиссии Иркутской области, депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.

Депутатами Законодательного Собрания Иркутской области – членами комитета внесены законодательные инициативы:

ü «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» (Б.Г. Алексеев, Н.А. Чекотова, А.В. Чернышев, В.А. Матиенко, О.Н. Кузнецов);

ü «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Иркутской области «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых депутатами Законодательного Собрания Иркутской области о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, соблюдения депутатами Законодательного Собрания Иркутской области установленных ограничений и запретов» (Л.М. Берлина, Б.Г. Алексеев, Н.А. Чекотова, А.В. Чернышев, В.А. Матиенко);

ü «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Иркутской области «Об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны общественного порядка в Иркутской области» (Л.М. Берлина, Б.Г. Алексеев, А.О. Егорова, Н.А. Чекотова, А.В. Чернышев, В.А. Матиенко, О.Н. Кузнецов);

ü «О внесении изменений в статью 2 Закона Иркутской области «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области» и статью 2 Закона Иркутской области «О должностях, периоды работы на которых включаются в стаж муниципальной службы, порядке его исчисления и зачета в него периодов трудовой деятельности» (Л.М. Берлина, Б.Г. Алексеев, Н.А. Чекотова, А.В. Чернышев, В.А. Матиенко, А.О. Егорова);

ü «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Иркутской области «Об административной ответственности в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» (Б.Г. Алексеев);

ü «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» (Л.М. Берлина, Б.Г. Алексеев, Н.А. Чекотова, А.В. Чернышев, В.А. Матиенко, А.О. Егорова);

ü «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» (Б.Г. Алексеев);

ü «О признании утратившими силу отдельных законов Иркутской области и отдельных положений законов Иркутской области» (Л.М. Берлина, Б.Г. Алексеев);

ü «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области» (Л.М. Берлина, Алексеев Б.Г., Чекотова Н.А., Чернышев А.В.).

Депутатами – членами комитета внесено и рассмотрено 113 поправок к проектам законов.

В 2014 году проведено 4 общественных слушаний на темы:

- «О реформе местного самоуправления». Участие приняли депутаты муниципальных дум и главы районов и поселений, слушания были посвящены изменениям, внесенным в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Изменения носят концептуальный характер и меняют модель организации местного самоуправления. Это впервые концептуальные и существенные изменения за последние 10 лет – закон затронул организационные, территориальные основы местного самоуправления. Принятый Федеральный закон предполагает дальнейшее совершенствование российской законодательной базы и активное участие регионов в этом процессе. Общественные слушания стали просветительским мероприятием, разъясняющим поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе обсуждения представители муниципальных образований задавали вопросы, касающиеся организации выборов в новых условиях, перераспределения полномочий, организации учета мнения населения и др. На вопросы были даны подробные ответы.

- «Взаимодействие органов государственной власти с представителями национально-культурных центров и объединений на территории Иркутской области». В мероприятии приняли участие депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, представители Правительства Иркутской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, прокуратуры Иркутской области, национальных объединений и центров, Иркутского научно-исследовательского Государственного Технического Университета, некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области», Общественной палаты Иркутской области, мэры и депутаты муниципальных образований области, сотрудники аппаратов администраций муниципальных образований Иркутской области.

В рамках слушаний рассмотрена Государственная программа Иркутской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области на 2014 – 2020 годы». Участники слушаний пришли к выводу: несмотря на отсутствие ярко выраженных зон риска, задачи регулирования межнациональных отношений и предупреждения конфликтов являются актуальными. Несомненно, региональной власти необходимо вести работу по урегулированию межнациональных отношений не автономно, а с привлечением органов власти и управления, отвечающих за социально-экономическую ситуацию, а также опираться на институты гражданского общества. В процессе обсуждения вопросов участниками общественных слушаний выработаны рекомендации.

 - «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения». В рамках слушаний был рассмотрен проект закона «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения». Данный вопрос рассматривался в продолжение темы реформы местного самоуправления, начатой в 2014 году. В соответствии с принятыми в мае изменениями в Федеральный закон
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» за сельскими поселениями были закреплены
13 полномочий, также федеральный законодатель предоставил право региональным властям перераспределять полномочия между сельскими поселениями и муниципальными районами. Принятый Закон Иркутской области от 30 мая 2014 года № 53-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» до конца года закрепил за муниципальными образованиями полномочия в том виде, в каком они и исполнялись ранее. Действие закона закончилось 31 декабря 2014 года. Новым проектом закона «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» предлагалось сохранить сложившееся распределение полномочий еще на один год – до 31 декабря 2015 года. На общественных слушаниях выступили уполномоченный представитель Губернатора Иркутской области в Законодательном Собрании, исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, председатель думы Иркутского района. Выступающие поддержали обоснованность продления переходного периода. Анализ показал, что аналогичные решения были приняты в большинстве территорий России. Было принято решение определить переходный период до 1 января 2016 года.

- «Реализация антикоррупционного законодательства Российской Федерации». В слушаниях приняли участие представители Управления Министерства юстиции РФ в Иркутской области, прокуратуры Иркутской области, Главного Правового управления Губернатора и Правительства Иркутской области. В ходе мероприятия было отмечено, что в текущем году Законодательным Собранием проводилась планомерная работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства Иркутской области. Так, установлена единая форма справки предоставления данных о расходах и доходах депутатов и государственных служащих. Принят закон об учреждении Уставного Суда, который также должен включиться в работу по противодействию коррупции в части оценки нормативно-правовых актов и их соответствию законодательству. Уточнен закон о порядке увольнения лиц, замещающих государственные должности и государственных служащих в связи с утратой доверия. В стадии разработки находится законопроект об основах общественного контроля в Иркутской области. По итогам обсуждения предложено в следующем году организовывать семинары в муниципальных образованиях совместно с Управлением юстиции РФ в Иркутской области, министерством юстиции Иркутской области и прокуратурой. Данные семинары будут нацелены на повышение уровня знаний антикоррупционного законодательства в органах местного самоуправления. Кроме того, планируется также проведение таких семинаров на базе Законодательного Собрания и Правительства Иркутской области.

За истекший период проведено 3 круглых стола на тему:

- «О реализации Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 года
№ 105-ОЗ «Об обеспечении оказания юридической помощи на территории Иркутской области». По итогам обсуждения участники пришли к выводу, что данный Закон успешно реализуется на территории области. В то же время есть необходимость совместно с Правительством Иркутской области рассмотреть целесообразность внесения поправок для совершенствования системы оказания бесплатной юридической помощи;

- «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

- «Общественная экспертиза проектов законов Иркутской области».

Комитетом в отчетном периоде проводились также заседания рабочих групп по вопросам:

- внесения поправок к Закону Иркутской области № 107-оз «Об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны общественного порядка». В настоящее время тема отрабатывается совместно с ГУВД по Иркутской области и Правительством Иркутской области;

- внесения изменений в региональное избирательное законодательство;

- к проекту закона «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об Общественной палате Иркутской области»;

- к проекту закона «Об упразднении отдельных населенных пунктов»;

- мониторинга правоприменения Закона Иркутской области от 12 ноября 2007 № 103-оз «Об определении пределов нотариальных округов в границах Иркутской области, количества должностей нотариусов в нотариальном округе, материально-техническом и финансовом обеспечении государственных нотариальных контор»;

- по вопросу оказания адвокатами бесплатной юридической помощи;

- по вопросу целесообразности внесения изменений в Закон Иркутской области от 12 ноября 2007 № 103-оз «Об определении пределов нотариальных округов в границах Иркутской области, количества должностей нотариусов в нотариальном округе, материально-техническом и финансовом обеспечении государственных нотариальных контор»;

- к проекту закона Иркутской области «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области, устанавливающие административную ответственность»;

- реализации контрольно-счетными органами муниципальных образований Иркутской области полномочий в части составления протоколов об административных правонарушениях за нарушения бюджетного законодательства;

- к проекту закона Иркутской области «О внесении изменений в статью 5 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»;

- к проектам законов Иркутской области «О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области», «О преобразовании рабочего поселка Мегет Ангарского района Иркутской области».

Также следует отметить участие председателя комитета в мероприятиях:

- заседание круглого стола Общественной палаты Иркутской области «О задачах судебных и правоохранительных органов в свете предложений Президента РФ по изменению норм Конституции РФ «О системе судебных органов и органов прокуратуры Российской Федерации»;

- общее собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в городе Якутске по теме законодательного регулирования вопросов эффективного развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона;

- заседание круглого стола Общественной палаты Иркутской области на тему «Взаимодействие силовых структур с представителями национально-культурных центров в предупреждении и профилактике правонарушений и преступлений»;

- заседание комиссии по реализации проектов народных инициатив;

- заседание Координационного совета по местному самоуправлению Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» в городе Чите.

В течение 2014 года председатель комитета принимал участие в заседаниях Правительства Иркутской области; региональной оперативной комиссии по вопросу обеспечения безопасности движения при Губернаторе Иркутской области; общественного Совета по наградам при Губернаторе Иркутской области; рабочей группы и межведомственной комиссии об участии граждан в охране общественного порядка; рабочей группы под руководством первого заместителя председателя Правительства Иркутской области В.В. Игнатенко по вопросам официального опубликования правовых актов Иркутской области.

В течение года проводились мониторинги исполнения законов Иркутской области:

- с целью анализа исполнения субъектами системы оказания юридической помощи Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 105-ОЗ «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области». Анализ показал, что данный закон работает на территории области. В тоже время есть потребность поработать над возможностью внесения поправок для совершенствования системы оказания бесплатной юридической помощи;

- правоприменения Закона Иркутской области от 12 ноября 2007 года  
№ 103-оз «Об определении пределов нотариальных округов в границах Иркутской области, количества должностей нотариусов в нотариальном округе, материально-техническом и финансовом обеспечении государственных нотариальных контор»;

- правоприменения Закона Иркутской области от 12 ноября 2007 года  
№ 103-оз «Об определении пределов нотариальных округов в границах Иркутской области, количества должностей нотариусов в нотариальном округе, материально-техническом и финансовом обеспечении государственных нотариальных контор».