Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Рожков Юрий Иванович

Изменение страницы:
02.10.2022 17:16

rozhkov.jpgЮрий Рожков в Законодательном собрании Иркутской области представляет избирателей 43 округа, который объединяет Жигаловский, Качугскии, Усть-Удинскии и Нижнеилимский (частично) районы. Второй созыв он возглавляет бюджетный комитет, а в конце 2003 г. был избран еще и заместителем председателя собрания. Ранее избирался в областной Совет народных депутатов, руково­дил комиссией по строительству и архитектуре. В конце сентября истекает срок полномочий Законодательного собрания третьего созыве, и возможность поговорить об итогах и особенностях ра­боты областного парламента стала поводом для нашей беседы с Юрием Рожковым

Юрий Иванович, крутой поворот в вашей биографии случился восемь лет назад. Опытный строитель стал профессиональным полити­ком и с головой ушел в бюд­жетные выкладки вместо при­вычных пусковых графиков...

За восемь депутатских лет убедился: бюджетное строитель­ство подбрасывает порой пробле­мы не менее сложные, чем те, с которыми приходилось сталки­ваться, мотаясь по новостройкам. Бюджетный комитет, чем бы он ни занимался, всегда находится под пристальным контролем. Когда проходят наши заседания, то, как говорится, в кабинете яблоку не­где упасть. Это вполне понятно, поскольку реальное участие в формировании и распределении бюджетных средств и создает пря­мые предпосылки для решения социальных и иных проблем, за­ставляющих бороться за депутат­ский мандат. Вот и сейчас, на ис­ходе полномочий, напряжение не ослабевает. Подготовлены суще­ственные поправки к внесению в закон о межбюджетных отношени­ях. С их принятием начнет дей­ствовать более справедливый механизм распределения налогов внутри области, более прозрач­ными станут принципы финансо­вой поддержки местных бюдже­тов. Надо спешить с утверждени­ем поправок на сессии, посколь­ку подходит пора формирования областного бюджета 2005 года. Думая о перспективе, одновре­менно приходится заниматься те­кущими финансовыми проблема­ми. К сожалению, нынешний об­ластной бюджет утвержден с де­фицитом, чего удавалось избе­гать в последние годы. Правда, исполнение обнадеживает. По крайней мере, полугодовые ре­зультаты подтверждают точность расчетов.

—Наиболее важные цифры можно назвать?

Вот о чем свидетельствуют данные главного финансового уп­равления. Консолидированный бюджет исполнен с профицитом в 134,6 млн руб. Доходы соста­вили 14,4 млрд руб., в том числе налоговые поступления достигли 11,1 млрд руб. Расходы вылились в 14,2 млрд руб. Что же касается областного бюджета, то полугодо­вой баланс получился с плюсом в 346, 2 млн руб. Налоговых и иных доходов собрано 6,3 млрд руб. Всего же в областной казне оказалось 7,98 млрд руб. По ито­гам полугодия зафиксирован рост промышленного производства в два процента. У нас появляются дополнительные возможности для покрытия дефицита, пусть и частичного.

Насколько Вы удовлет­ворены итогами законотвор­ческой деятельности депута­тов нынешнего созыва?

—Законодательное собрание третьего созыва со своими зада­чами вполне справилось. Важно, что почти половина депутатов, получив вновь кредит доверия из­бирателей, продолжила работу в областном парламенте. Преем­ственность помогла и традиции сохранить, и быстрее набрать рабочий ритм, поскольку начинатьми, и вот о чем свидетельствует статистика. На 39 сессиях, состо­явшихся в третьем созыве, рас­смотрено 1253 вопроса и приня­то 284 областных закона. Сессии проходили практически ежеме­сячно, в конструктивной обста­новке. Это позволило превзойти «по валу» законодателей второго созыва, сумевших принять 235 законов и рассмотреть порядка 900 вопросов. Конечно, в законо­творчестве далеко не все можно измерить арифметическими вык­ладками, но эти цифры, как ми­нимум, следует принять к сведе­нию.

Главным же результатом депу­татских усилий стало создание современной нормативно-право­вой базы. Причем на всех важней­ших направлениях регионального законотворчества — будь-то ме­стное самоуправление, эконо­мика и финансы, межбюджетные отношения, социальная политика или функционирование самой региональной власти в ее новом качестве. Мы имеем работающие законы, касающиеся всех сфер жизни региона. И в этом заслуга депутатов всех трех созывов, до­казавших способность действо­вать стратегически и одновремен­но решать текущие задачи.

Вы сказали, что с нача­ла созыва принято 284 закона, но почти половина — 135 за­конов — фиксировали поправ­ки, дополнения и изменения к действующим законодатель­ным актам. В чем тут причи­на: время ушло вперед или за­коны устарели?

Сказались оба фактора. Начиная с 1994 года, когда регио­ны получили право формировать собственную нормативно-право­вую базу, у нас принят 631 област­ной закон. Конечно, сегодня дале­ко не все они действуют в перво­начальном виде. Часть выполни­ла «историческую» миссию и пе­редана в архив. Многие же за­коны пришлось корректировать с учетом изменений федерального законодательства. Например, принятие Бюджетного и Налогово­го кодексов РФ потребовало и на областном уровне пересмотреть действовавшие законы, опреде­лявшие порядок формирования бюджетов. В конце 2001 годе мы приняли два базовых закона - о бюджетном процессе и о межбюд­жетных отношениях. По той же причине пришлось в новой редак­ции принимать законы, регулиру­ющие ставки налогов на имуще­стве предприятий, на игорный бизнес, за право пользования, водными, лесными ресурсами... В этом списке, действительно, бо­лее ста законов, отшлифованных депутатами, или переписанными заново. Важно, что сегодня прак­тически все областные законы, принимавшиеся в разное время, приведены в полное соответствие с федеральным законодатель­ством. Этим во многом и обеспе­чивается стабильность социаль­но-экономической обстановки в области.

Разумеется, жизнь также зас­тавляет постоянно анализировать практику применения законов, заниматься их обновлением с учетом социально-экономичес­ки «чКгтэипнки и житейских Dea-


слаться на Закон «О транспорт­ном налоге», претерпевшем не­сколько корректировок. Еще при Подготовке было решено опубли­ковать текст законопроекта, что­бы все заинтересованные сторо­ны могли высказать свои предло­жения. Однако автомобилисты от­молчались, не проявили активно­сти и владельцы личного транс­порта. Но когда закон заработал, а транспортный налог оказался главным источником формирова­ния дорожного фонда, претензии посыпались со всех сторон. Пер­выми очнулись руководители автопредприятий, а затем и авто­владельцы. Все, что было в на­ших силах, постарались уточнить через поправки. В частности, сна­чала от уплаты налога освободи­ли ветеранов войны и труда. Сле­дом эту же льготу распространи­ли и на инвалидов, о. которых, к сожалению, забыли при первой корректировке. Одновременно решили, что льготой могут вос­пользоваться владельцы любого транспортного средства, будь -то автомобиль, моторная лодка, мо­тоцикл или мотоколяска. Главное, чтобы мощность двигателя не превышала сто лошадиных сил. Принимая такое решение, учли пожелания северян и сельских жителей.

Все помнят, .насколько острой ситуация оказалась с введением в силу Закона «О системе нало­гообложения в виде единого на­лога на вмененный доход для от­дельных видов' Деятельности», Представители малого бизнеса смогли убедить депутатов и руко­водителей администрации в не­подъемное™ налоговых ставок. И тогда совместными усилиями уда­лось выработать приемлемые предложения по корректировке закона. Вот сейчас возникла ост­рая необходимость внесения из­менений в закон о межбюджетных отношениях, который, как было сказано, принят совсем недав­но — в 2001 году. Так что не надо бояться пересмотра законов. Если на ошибки указала практи­ка, сама жизнь, надо их устранять. И по возможности без проволочек.

— Говоря о депутатской работе, хочу затронуть воп­рос, вокруг которого не ути­хают споры. Кто он. Ныне званный заниматься исключи­тельно законотворчеством, т. е. быть знатоком права и «бумажным червем», или, как говорили прежде, слуга наро­да, для которого на первом плане - наказы избирателей, их воля?

— Действительно, если срав­нивать депутатов Советов и ны­нешних народных избранников,
работающих в Законодательных собраниях, то разница будет очевидной. Прежде, в советской сис­теме, на первый план ставились наказы избирателей. Помню, сколько сил доводилось тратить,
добиваясь их выполнения. Ведь наказы официально фиксировались, и по степени их выполнения
оценивалась деятельность депу­татов. Сегодня ситуация поменялась. В нынешних условиях депутат, прежде всего, призван быть законодателем. Он должен делать
все, чтобы, во-первых, своевре­менно принимались нужные для
региона законы. И, во-аторых, что­ бы затем эти законы эффективно действовали.

И все-таки, зарываться с голо­вой в бумаги вряд ли стоит. В та­ком случае рано или поздно ото­рвешься от избирателей и не бу­дешь знать истинной обстановки в своем округе. Депутат попросту отстанет от жизни, а это смерти подобно. Вот почему надо искать золотую середину: и законотвор­чеством заниматься с полной от­дачей, и продолжать работать в избирательном округе. И еще очень важно находиться в самом тесном контакте с руководителя­ми городов и районов, местными депутатами.

— Каким же образом этого
можно добиться?

* — Не надо изобретать вело­сипед. Бывая регулярно в Качуге, Жигалово, Усть-Уде, обязательно провожу встречи с избирателями, на которые могут прийти все же­лающие. Получаешь бесценную информацию, но также и неотлож­ные просьбы, наказы на перспек­тиву. И хотя поЗже, уже в Иркутс­ке, приходится тратить силы и время на решение вопросов, по­ставленных избирателями, пони­маешь, что без таких вот прямых контактов, значительно труднения при подготовке законопроек­тов, утверждении законов на сес­сиях. Встречи с избирателями, публичные отчеты, приемы по личным вопросам — эти прове­ренные формы депутатской рабо­ты должны обязательно быть в арсенале сегодняшних законо­дателей.

И, конечно, надо участвовать в заседаниях местных дум. Ста­раюсь твердо следовать этому правилу, и, пожалуй, не пропустил ни одного заседания, на которых принимались районные бюджеты. С удовлетворением могу оказать о взаимодействии, например, с депутатами Усть-Удинской район­ной думы. При их прямом участии в Усть-Уде сумели за четыре года утроить районный бюджет. При этом вдвое возросли собственные доходы. Где взяли деньги? Вдвое поднялись сборы от налога на прибыль. В пять раз подскочили поступления от налога на совокуп­ный доход. Оказывается, даже в самых дальних местах можно най­ти собственные стимулы разви­тия производства, малого пред­принимательства…..

Борис Краинский