Авторизация на сайте
В Иркутской области продолжаются споры вокруг бюджета. Депутат ЗС Александр Битаров: «Мы прошляпили хорошие годы»
11.11.2013

В Иркутской области продолжаются споры вокруг бюджета. Депутат ЗС Александр Битаров: «Мы прошляпили хорошие годы»

 (ИА «Телеинформ»)

Депутат областного парламента Александр Битаров подверг критике проект бюджета Иркутской области на 2014-й и плановый период 2015 и 2016 годов. В частности, он высказался против ликвидации регионального инвестиционного фонда с последующей передачей средств на социальные выплаты.

Напомним, что в будущем году прогнозируется существенное снижение доходов по налогу на прибыль (опорного для формирования регионального бюджета), при этом расходная часть увеличивается в связи с необходимостью повышения заработной платы бюджетникам согласно майским указам президента, а также в связи с тем, что с будущего года вступают в силу еще три региональных социальных закона. Один из них предусматривает ежемесячные денежные выплаты гражданам, имеющим статус «дети Великой Отечественной войны». Вторым законом гарантируются единовременные денежные выплаты в размере 100 тыс. руб. семьям, усыновившим или удочерившим детей-сирот. Третий предусматривает выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей, на что в следующем году закладывается 194 млн. руб., а в 2015 и 2016 годах – по 389 млн. руб.

Как заявил Александр Битаров, региональное правительство ни в коем случае не должно отказываться от «бюджета развития», поскольку это чревато дефолтом в будущем.

 

На заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС 7 ноября, в ходе подготовки проекта бюджета 2014-2016 к принятию в первом чтении, депутат высказал ряд претензий. В частности, по поводу того, что для ознакомления с заключением региональной КСП было предоставлено слишком мало времени (заключение Контрольно-Счетной палаты, к слову, с большим количеством замечаний, было внесено за сутки до заседания бюджетного комитета).  При этом депутат заявил, что, невзирая на все и «вопреки своей совести», проголосует за принятие проекта бюджета в первом чтении на ближайшей сессии ЗС (напомним, она состоится 13 ноября).

-  Я не успел полностью прочитать заключение КСП, но, веря в профессионализм нашего министерства финансов, вопреки своей совести, проголосую за принятие бюджета в первом чтении, - заявил Александр Битаров. - Но давайте говорить откровенно: одна из первых задач депутата регионального парламента – утверждение бюджета. А в заключении КСП достаточно много обоснованных замечаний.

Депутат подчеркнул, что согласен с КСП: нельзя при рассмотрении  прогноза социально-экономического развития области в двух вариантах (умеренно оптимистическом и пессимистическом), основываться на одном и том же уровне инфляции. Кроме того, он напомнил, что сейчас экономическая ситуация в стране сильно изменилась (наблюдается очевидная рецессия), а программа социально-экономического развития этот момент не отражает.

- Программа социально-экономического развития была принята еще при губернаторе Мезенцеве в 2010 году, и уже тогда подвергалась серьезной критике, потому что ее готовили два аспиранта, - поделился Александр Битаров подробностями региональной политики. - Я и тогда выступал - говорил, что теоретическая часть программы подготовлена на высоком уровне, а практическая … Подобрали, как говорится, из планов крупных предприятий области и все это поставили в программу. Роли правительства там нет. Хотелось бы, чтобы сегодня этот вопрос был поставлен.

Битаров заявил, что его «очень насторожило то, что правительство, поразмышляв, решило отказаться от бюджета развития и предлагает бюджет социальной стабильности»:

- Я с этим категорически не согласен. Бюджет должен быть минимально обеспечивающим социальные обязательства, и в обязательном порядке содержать «бюджет развития». Мы видим, что сейчас происходит с мировой экономикой, в течение 2014, 2015, 2016 годов у нас заложен стабильный рост госдолга, он доходит до критической величины. Мы видим, что добывающие отрасли вышли на определенный максимум своего развития в Иркутской области, и если региональному правительству не заниматься развитием, то в 2016-2017 году мы можем получить дефолт.

 

Тем не менее, Александр Битаров позитивно оценил действия областного правительства по созданию в этом году инвестиционный фонд, но высказал мнение, что направление это надо развивать.

- Надо каждый год, каким бы ни был бюджет – 80 млрд, 100 млрд, - определять 3-5% и направлять их в фонд развития, - считает депутат. – И если «паровозом» не будет само правительство, то ждать, что крупные корпорации, расположенные на территории Иркутской области, что-то сделают - не стоит.

Битаров считает, что возможности для увеличения бюджетных доходов, даже при нынешней неблагоприятной ситуации, есть, была бы политическая воля:

- Надо заниматься темой повышения доходной части бюджета. Наталья Вениаминовна Бояринова (Минфин Иркутской области, - прим.ред.) озвучила, что сейчас вновь создаются рабочие группы  по этому направлению. Это хорошо, но плохо, что они не на постоянной основе работают. К сожалению, мы не использовали тот благоприятный период, который был в 2010, 2011 и 2012 годах. «Прошляпили» хорошие годы. И тут претензия, скорее, не к нынешнему, а к предыдущему правительству, которое в те благополучные годы тупо «гасило» бюджет и не направляло средства на инвестиции.

Битаров считает, что нужно активизировать работу по сбору НДФЛ, причем, не рассчитывать только на налоговые органы, а и властям (муниципальным в том числе) подключаться к работе:

 

- Бюджетники (а это четвертая часть экономически активного населения) дают 40% по НДФЛ. Ну как такое может быть? Мы же с вами знаем, какие там минимальные зарплаты. А бизнес (на который приходится  70% экономически активного населения области) дает всего 60% налога на доходы физлиц. Стоит поработать (там есть ресурс) и в части земельного налога, а также налога на имущество.

В заключении депутат, тем не менее, отметил, что, вероятно, региональный минфин все правильно делает, «но нужно, все же, думать о будущих поколениях»:

- Многие помнят 1995-96 годы, когда была катастрофа -  многомесячные невыплаты зарплаты. И губернатор садился и, чуть ли, ни сам делил эти копейки, которые были в бюджете. Не исключено, что нам грозят подобные времена – если экономика не будет работать, и если мы будем рассчитывать только на крупные компании.

Первый зампред правительства Иркутской области Николай Слободчиков, отвечая на высказанные замечания, заявил, что разделяет мнение Александра Битарова, однако, хотел бы обратить внимание на ряд факторов, которые невозможно не учитывать. Прежде всего речь идет о неблагоприятной экономической ситуации и о необходимости  исполнять обязательства, продиктованные решениями президента и правительства РФ.

 

– В прошлом году бюджетных средств, которыми мы могли маневрировать, которые были в нашем распоряжении (89%) – это была сумма в 104 млрд рублей. В 2016 году она уменьшается и в абсолютном выражении (составит 92,2 млрд рублей), и в удельных показателях (она превращается в 62%), - напомнил зампред. – Мы видим, к чему такое падение может привести, и пытаемся хеджировать эти угрозы. К таким мерам относится и переход к принципиально новой управленческой модели – от затратной к результативной схеме оценки эффективности. Второе: то, что мы сохраняем приоритеты, которые обозначены в части «инвестиционный бюджет». Напомню, что до 2013 года в Иркутской области  не было такого, чтобы в бюджете отдельно выделялся инвестиционный фонд. Но все понимают, что инвестиционный цикл занимает не год-два, а 5-7 лет. И взять и разместить 2-3 млрд средств регионального инвестиционного фонда в проектах, которые  не прошли всестороннюю экспертизу и обсуждение с учетом мнения общественности – на наш взгляд, это было бы слишком опрометчиво.

Как сообщил зампред, на текущий момент 1,9 млрд. рублей из регионального инвестиционного фонда вносятся в виде уставного капитала региональной корпорации, и уже в декабре этого года на суд депутатов будут представлены инвестиционные проекты, пути их реализации и какой эффект от них ожидает региональное правительство.

- Плюс напомню (и это тоже часть нашей инвестиционной политики) – будет произведено масштабирование  эффекта от реализации планов по государственно-частному партнерству (ГЧП), - сообщил зампред. - Что это значит? Что мы вплотную подошли к обсуждению конкретных проектов, которые могут быть реализованы по схеме государственно-частного партнерства.


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Календарь событий

<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Сегодня 20 августа
Областное законодательство
Состав, график, работа
III съезд депутатов
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
© Законодательное Собрание Иркутской области 2000 - 2019гг.
E-mail администратора: admin@irzs.ru