Информация о
деятельности территориального общественного самоуправления на территории Иркутской
области |
|
1.
Правовое регулирование деятельности органов ТОС на уровне МСУ.
На территории
Иркутской области деятельность территориального общественного самоуправления
(далее – ТОС) урегулирована нормативно-правовыми актами в 22-х из 42-х
муниципальных образований 2 уровня.
Среди
нормативно-правовых актов, которыми регулируется деятельность ТОС можно
выделить следующие:
1) уставы
муниципальных образований (Братск, Зима, Бодайбо, Заларинский, Слюдянский,
Тулунский, Усольский, Усть-Кутский, Черемховский, Шелеховский, Нукутский районы);
2) решения представительных
органов муниципальных образований определяющих порядок организации и
осуществления территориального общественного самоуправления (Иркутск, Ангарск,
Братск, Свирск, Тулун, Усолье-Сибирское, Черемхово, Киренский, Нижнеудинский, Тайшетский
районы);
3) решения, утверждающие
модельные (типовые) уставы ТОС (Иркутск, Черемхово, Нижнеудинский район);
4) иные акты, в
числе которых решения определяющие порядок
рассмотрения предложений граждан
по границам территории ТОС (Братск).
2.
Меры, принимаемые для развития ТОС.
Для решения социальных и экономических
проблем, создание комфортных условий для проживания и повышения качества жизни
в муниципальных образованиях Иркутской области ведется работа по вовлечению
населения в решение вопросов местного значения, а также по поддержке и развитиюТОС.
Так, например, в городе Иркутске
реализуются следующие проекты:
1) «Любимому городу - новые скверы!» проект,
в рамках которого иркутяне могут озеленить свои дворы;
2) Совместный проект администрации
города Иркутска и Общегородского проекта «Наследие иркутских меценатов»
«Ярмарка общественных инициатив», целью которого является развитие партнёрства
власти, бизнеса, некоммерческих организаций, средств массовой информации и
активных жителей города Иркутска для решения социально значимых городских
проблем;
3) Проект «Летний кинотеатр под открытым
небом», давший возможность 2 000 жителям из 24 районов города Иркутска
посмотреть фильмы у себя во дворе.
В городе Ангарске проводятся акции «Чистый
дворик», «Зеленый дворик» целью которых является привлечение жителей города к активному
участию в благоустройстве и озеленение
придомовых территорий.
На фоне интенсивного развития ТОС в
муниципальных образованиях, требуется решение вопроса развития инфраструктуры и
материально-технической обеспеченности деятельности органов ТОС.
В 2012 году в целях решения этого
вопроса, началась работа по созданию сети ресурсных центров в г. Иркутске.
Ресурсный центр - это выделяемое администрацией города помещение, технически
оснащенное для работы НКО, ТОС, приема граждан, оказания бесплатной юридической
помощи и др. По данным на декабрь 2012 года было открыто 3 центра.
В 2013 году работа по материально-
техническому оснащению и открытию новых ресурсных центров будет продолжена.
Так же одной из наиболее значимых мер
поддержки ТОС является проведения
различного рода конкурсов и акций в ряде муниципальных образований.
Наиболее
активное участие в работе по данному
направлению ведет администрация города Иркутска, где в рамках ведомственной
целевой программы «Взаимодействие органов местного самоуправления города
Иркутска с населением, некоммерческими организациями, территориальными
общественными самоуправлениями» проходит ряд конкурсов и праздничных
мероприятий, в том числе, конкурс на лучшее территориальное общественное
самоуправление, конкурс на лучший национально-культурный центр, конкурс на
лучшую усадьбу.
В 2012 году была учреждена спартакиада
среди ТОС «Мы вместе!». В спартакиаде приняло участие 9 команд. Все участники
получили ценные призы и грамоты мэра города Иркутска.
В городе Ангарске также ежегодно
проводятся конкурсы на лучшее территориальное общественное самоуправление,
наиболее значимыми из них являются «Дом, в котором я живу» и «Лучший Совет
общественности».
Среди форм
взаимодействия администрации, социально ориентированных общественных
объединений граждан и ТОС наиболее актуальны:
- встречи мэров муниципальных
образований со старостами поселков и председателями советов домовпо вопросам
жилищно-коммунального хозяйства, строительства и благоустройства, решения
вопросов социальной сферы, а также по вопросам оказание
организационной, методической помощи, направленной на развитие ТОС (Братск, Черемхово,
Ангарск, Черемховский район);
- встречи мэров муниципальных
образований с жителями отдаленных поселков и микрорайонов, в том числе по
вопросам выбора способа управления многоквартирными домами (Братск, Ангарск, Черемхово,
Бодайбо, Балаганский, Куйтунский, Тайшетский, Заларинский, Нижнеилимский районы);
- проведение семинаров, круглых столов,
совещаний с участием депутатов
представительных органов и представителей общественности по решению
вопросов местного значения, правотворческой инициативы, проектов муниципальных
правовых актов (Иркутск, Братск, Черемхово, Жигаловский);
- организация взаимодействия и вовлечение предприятий, учреждений, находящихся на
территории ТОС, для решения вопросов жизнедеятельности с учетом мнений и
пожеланий жителей (Иркутск, Ангарск, Черемховский);
- вовлечение
ТОС в организацию спортивно-массовой работы с детьми и подростками, в работу по
санитарной очистке и благоустройству территорий муниципальных образований (Ангарск, Тайшетский, Черемховский районы);
- разработка и направление главам муниципальных образований
типовых нормативных документов, в том числе типовых Уставов ТОСа,
протоколов создания инициативных групп, проектов решения Думы, протоколы
конференций, алгоритм создания ТОС (Иркутский район);
- размещение информации в СМИ о порядке,
целях, задачах создания территориального общественного самоуправления
(Черемхово, Тулун, Бодайбо);
- принимаются муниципальные целевые
программы поддержки социально ориентированных организаций, в том числе и ТОС
2011 – 2015 годы (Черемхово, Свирск);
- проводятся обучение руководителей ТОС, обмен опытом в
рамках межмуниципального сотрудничества (Черемхово).
3.
Объем финансирования мероприятий, направленных на развитие ТОС в 2012 году
(тыс. руб.)
МО |
Объем
финансирования мероприятий, направленных на развитие ТОС в 2012 году (руб.)* |
Иркутск |
2
710 000 |
Черемхово |
1900
000 |
Ангарский |
375 000 |
Иркутский |
188 000 |
Тайшетский |
31 000 |
Черемховский |
136
000 |
Осинский |
25
000 |
Итого: |
5 365 000 |
*
финансирование мероприятий в иных муниципальных образованиях осуществляется по
различным статьям расходов местного бюджета, ввиду чего в большинстве случаев
общую сумму расходов указать затруднительно.
4.
Планируемые мероприятия по развитию ТОС в 2013 году.
В 2013 году в
муниципальных образованиях предусматривается разработка и реализация комплекса
мероприятий направленных для продвижения и активизации территориально
общественного самоуправления, как социальной структуры, основанной на принципе
широкого общественного участия, как механизма инновационного развития Иркутской
области.
В Иркутске вновь
планируется проведение "Конкурса на лучшее территориальное общественное
самоуправление". Наряду с этим будет оказано содействие в организации и
проведении мероприятий по месту жительства, пройдут информационно-просветительские
мероприятия (семинары, тренинги).
В Саянске,
Свирске, Усть-Илимске и других муниципалитетах планируется разработка
муниципальной целевой программы развития и поддержки ТОС.
В рамках помощи
активным гражданам, органами местного самоуправления в городе Усолье-Сибирское
планируется разработать примерные уставы ТОС. С апреля 2010 года в
администрации города проводятся занятия в Школе собственников жилья.
Деятельность Школы направлена на развитие жилищного самоуправления, на
информационное просвещение, методическое и правое консультирование жителей.
В городе Черемхово
продолжится обучение руководителей ТОС, обмен опытом в рамках межмуниципального
сотрудничества, также предполагается апробировать деятельность одного из ТОС в качестве
юридического лица,
в качестве
пилотногопроекта предполагается запуск телевизионного проекта об отдаленных
поселках «Притоки Черемхово» (в т.ч. о деятельности старост, как руководителях
ТОС) запланирована реализация МЦП поддержки социально ориентированных
организаций и ТОС.
В Черемховском
районе запланировано провести следующие мероприятия:
- конкурс на лучшее
озеленение улиц;
- акцию
«Экологическая тропа» (Акция «Река не автомойка для машины»);
- акцию
«Сохраним березовую рощу вместе»;
-
акцию «День не равнодушия» направленная на недопустимость продажи алкогольной
продукции несовершеннолетним (листовки, беседы с предпринимателями);
- акцию по укреплению
берегов (посадка деревьев).
В Тайшетском районе планируется привлечение наиболее активных
членов ТОС к работе по подготовке и проведению выборов депутатов
Законодательного Собрания Иркутской области, готовятся конкурсы- смотры («На лучшую усадьбу», «Почетная семья» и др.).
Для усиления
работы направленной на организацию работы ТОС в администрации города
Усолье-Сибирское планируется ввести одну единицу.
В большинстве
муниципальных образований запланирован цикл тематических семинаров по развитию
местного самоуправления.
В качестве новой
формы работы будет использованы публикация информации в СМИ об опыте
организации работы в муниципальных
образованиях, в которых успешно развивается ТОС.
5.
Предполагаемый объем финансирования планируемых мероприятий в 2013 году (тыс.
руб.)
МО |
Предполагаемый
объем финансирования планируемых мероприятий в 2013 году (руб.) |
Иркутск |
4 540
000 |
Черемхово |
2 529000 |
Ангарск |
3 760 000 |
Иркутский |
250
435 |
Нижнеилимский |
При
образовании ТОСов будут внесены изменения в местные
бюджеты поселений и определены денежные средства для решения вопросов
местного значения ТОСами |
Тайшетский |
48 000 |
Тулунский |
118 000 |
Усть-Кут |
20
000 |
Черемховский |
200
000 |
Нукутский |
1000 |
Итого: |
11 466 435 |
6.
Проблемы развития и функционирования ТОС (пути решения).
Основными проблемами
функционирования ТОС на территории Иркутской области являются:
1. Отсутствие региональных
целевых программ по развитию ТОС и иных гражданских инициатив;
2. Несовершенство
нормативно-правовой базы территориального общественного самоуправления (не
урегулирован порядок регламентирующий предоставление органам ТОС помещений,
оргтехники, выделение бюджетных средств, в том числе из регионального бюджета, для
их нормального функционирования и проведения публичных мероприятий по вопросам местного значения);
3. Недостаток методических
рекомендаций по организации работы органов ТОС со стороны органов местного
самоуправления;
4. Отсутствие взаимодействия
администраций муниципальных образований с органами ТОС по вопросам
жилищно-коммунального хозяйства, строительства и благоустройства территории
муниципального образования;
5.Отсутствие инфраструктуры
и материально-технической обеспеченности деятельности органов ТОС;
6. Отсутствие инициативы
граждан в самостоятельном создании ТОС, низкая правовая грамотность и социальная
отчужденность населения.
Среди мер способствующих созданию,
укреплению и развитию территориального общественного самоуправления как формы
социального движения наиболее приближенной к населению, в которой рождается
гражданская инициатива, и непосредственно реализуются общественные начинания,
можно выделить:
1. Утверждение региональных
целевых программ по развитию ТОС и иных гражданских инициатив;
2. Подготовка проектов
нормативно-правовых актов муниципальных образований, способствующих развитию
ТОС в числе которых акты, утверждающие модельные (типовые) уставы ТОС, акты регламентирующие порядок предоставления органами местным
самоуправлением органам ТОС помещений, оргтехники, выделение бюджетных средств и
т.д.;
3. Организационно-методическая
поддержка деятельности органов территориального общественного самоуправления, разработка
рекомендаций по организации работы органов ТОС (рекомендации по ведению
документации, планированию, организации деятельности); обучение актива ТОС формам
и методам работы с населением;
4. Содействие органам ТОС в
комплексном благоустройстве территории соответствующего муниципального
образования (создание и реализации программ, предусматривающих установку
детских игровых комплексов, спортивного оборудования, проведения
совместных мероприятий (акций) по посадке деревьев, разбивке
цветочных клумб);
5. Оказание содействия и помощи органам ТОС в предоставлении обустроенных,
технически оснащенных помещений, в том
числе проведение работы по открытию
сетей ресурсных центров, для приема граждан, оказания бесплатной юридической и иной помощи;
6. Повышение правовой
культуры населения, посредством проведение разъяснительной работы по вопросам
деятельности ТОС, позиционируя его, как
социальную структуру, основанную на принципе широкого общественного участия и
как механизм инновационного развития муниципальных образований.