Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сергей Брилка: Развитие строительной отрасли - один из важнейших приоритетов Приангарья, Газета Областная газета, прил. Второй созыв: итоги первого года работы, 29.09.2014

30.09.2014

Сергей Брилка: Развитие строительной отрасли - один из важнейших приоритетов Приангарья, Газета Областная газета, прил. Второй созыв: итоги первого года работы, 29.09.2014

Вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Брилка в региональном парламенте в том числе курирует вопросы строительства объектов, предусмотренных бюджетными программами. Как заслуженный строитель РФ, председатель правления Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона", он знает все тонкости данной темы.

- Сергей Фатеевич, какие проблемы на сегодняшний день существуют в строительной отрасли Приангарья и можно ли их решить на законодательном уровне?

- Начну с того, что строительная отрасль, о проблемах которой мы сейчас поговорим, - это субъект экономики страны. Отрасль живет и работает в соответствии с федеральными законами: Градостроительным кодексом; законом о саморегулировании в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; Налоговым кодексом.

С введением в 2008 году института саморегулирования и выходом государства из прямого контроля за отраслью разъединились на отдельные саморегулируемые части проектные, изыскательские и строительные организации. Целостность отрасли нарушилась. И здесь появились проблемы.

К примеру, в статье 49 Градостроительного кодекса введено понятие необязательности экспертизы проектной документации жилых помещений до трех этажей, сблокированных жилых помещений до трех этажей площадью до 1500 кв. м, отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более двух и площадью до 1500 кв. м, которые не предназначены для проживания граждан.

Более того, такие объекты не подлежат обязательному контролю за процессом строительства специально уполномоченным органом - Государственным жилищно-строительным надзором.

И вот здесь на практике начинается много проблем. Зачастую нарушается этажность в строящихся объектах, требования градостроительного плана и проектной документации, строятся объекты в нарушение разрешения на строительство, выданного муниципальным органом.

Выход в этой ситуации один - вернуть объекты, указанные в статье 49 Градостроительного кодекса, в состояние обязательной экспертизы проектно-строительной документации и обязательного надзора за строительством уполномоченным на это государственным органом.

Этой проблемой вот уже третий год занимается Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) на федеральном уровне, а подвижек пока нет.

Или возьмем проблему торгов на аукционах. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении аукционов главным критерием является понижение цены. В итоге зачастую победителями аукционов становятся участники, не обладающие профессиональными навыками, технологической оснащенностью, опытом строительства. И мы знаем много примеров некачественно выполненной работы.

Разрешением этой проблемы может быть федеральный закон "О подрядных торгах" в рамках актуализации документов Таможенного союза с Республикой Беларусь в разделе "Строительство". В этом законе предусматривается обязательная квалификационная оценка строительной организации, учитывается опыт строительной организации, ее техническая и технологическая оснащенность. В ближайшее время предполагается этот закон внести в Государственную думу РФ.

Градостроительная документация любого города, поселения (генеральный план, проекты планировок, правила землепользования и застройки) является основными документами для качественной застройки территории. Там, где выпадает один из этих элементов, появляется точечная застройка, нарушение требований этажности, нарушение разрешенного использования земель, выпадают зоны застройки объектами образования, здравоохранения, скверы и парки, зоны отдыха.

Градостроительным кодексом эти вопросы отнесены к полномочиям муниципальных образований. Строгое выполнение требований со стороны муниципальной власти приведет к порядку и отсутствию проблем.

Я привел всего лишь три примера, которые нарушают порядок организации строительного дела. И здесь у депутатов всех уровней, от муниципального до Государственной думы, есть большой фронт работы.

- А если говорить конкретно об Иркутской области?

- Проблем в строительной отрасли региона много, обозначу, на мой взгляд главные. Первая - это дефицит в областном центре свободных земельных участков под жилищное строительство с развитой инженерной инфраструктурой. Вторая - отсутствие достаточных средств на развитие инженерной инфраструктуры у муниципальных образований Иркутской области. Третья - низкая покупательная способность населения, так как стоимость строительства жилья значительно превышает стоимость на вторичном рынке, что существенно снижает спрос на вновь создаваемое жилье. При этом вторичный рынок также далек от насыщения, особенно в сегменте малогабаритного жилья. По независимым оценкам, продажи растут во многом за счет социальных программ региона и ипотеки (порядка 50% всех сделок). Большинству покупателей по силам приобрести только небольшие квартиры площадью от 15 до 46 квадратных метров. Кроме того, застройщики получают кредиты под очень высокие проценты, что также негативно сказывается на развитии отрасли.

- Фонд РЖС передает региону полномочия по распоряжению федеральными землями. На некоторых участках строительство уже ведется, другие выставляются на аукцион. Готовы ли местные строительные компании к возведению жилья в таких больших объемах? Есть ли уверенность, что все проекты будут реализованы?

- В связи с передачей полномочий по распоряжению федеральными землями на региональный уровень федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства по результатам аукционов было предоставлено: во-первых, пять земельных участков общей площадь 340 Га, на которых до 2017 года планируется ввести в эксплуатацию порядка 660 тыс. кв. м малоэтажного жилья (в том числе ЗАО "СибирьЭнергоТрейд" - 530 тыс. кв. м в поселках Пивовариха, Бурдаковка, Новолисиха и Патроны Иркутского районного муниципального образования, ООО "Грандстрой" - 130 тыс. кв. м в Дзержинском и Ушаковском муниципальных образованиях); во-вторых, земельный участок под комплексное многоэтажное строительство на территории Свердловского района города Иркутска общей площадью 12,1 Га, на котором до конца 2015 года ООО "УниверСтрой" запланировано ввести более 60 тыс. кв. м нового жилья.

Поскольку эти объекты строят солидные строительные организации, дело их чести - построить объекты комплексно, в соответствии с проектно-сметной документацией, и ввести в эксплуатацию в обозначенные сроки.

- Предлагает ли депутатский корпус инициативы, направленные на законодательное закрепление вопросов строительства социального жилья?

- Отвечая на ваш вопрос, хочу уточнить понятие социального жилья. Социальное жилье, в моем представлении, - это жилье, которое строится на государственные средства, учитывается как собственность государства либо муниципального образования и затем передается по договорам социального найма жителям. Наниматели такого жилья - это семьи, которые не в состоянии, ввиду материального положения, самостоятельно приобрести жилье. Вы понимаете, что законодательная инициатива в данном случае проста - это включение в государственную программу Иркутской области "Доступное жилье" на 2014-2020 годы средств для строительства социального жилья. И разработка механизма очередности строительства и выделения такого жилья по территории Иркутской области. Весь вопрос заключается в достаточности финансовых средств в бюджете.

- Много ли обращений поступило в Законодательное Собрание в процессе переселения граждан из зоны затопления Богучанской ГЭС и остались ли еще нерешенные вопросы?

- Переселение граждан из зоны затопления Богучанской ГЭС осуществлялось в соответствии с областными законами "Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению" и "О предоставлении жилых помещений из специального жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан".

На сегодняшний день из села Кеуль Усть-Илимского района переселено 1490 человек из зарегистрированных 1548 человек. Из поселка Невон переселено 60 человек из 174 человек зарегистрированных. В городе Усть-Илимске переселено 19 человек из 24, проживающих на улицах Заводская и Железнодорожная, которые попадают в зону затопления. Процессом переселения и социальных выплат отдельным категориям граждан занимается областное государственное казенное учреждение "Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС". К нам в Законодательное Собрание Иркутской области обращались жители Усть-Илимского района, и депутаты занимались возникающими вопросами, отрабатывая их с вышеуказанной дирекцией. Процесс не завершен, он непростой, работа продолжается.

- Проверка областного Стройнадзора показала, что в микрорайоне Березовый нет ни одного объекта социальной инфраструктуры, а на месте обозначенных в проекте детских садов уже возведены жилые дома. Можно ли обязать застройщиков выполнять социальные обязательства? Что для этого необходимо и будут ли депутаты предпринимать какие-либо меры воздействия на застройщика?

- Проблема такая есть. Строятся большие жилые районы, не обеспеченные социальной инфраструктурой. Все возможные меры воздействия на застройщиков заложены в федеральном законодательстве. Выдает градостроительный план и разрешение на строительство муниципалитет, он же должен контролировать соответствие стройки проекту. Если нарушена градостроительная документация, муниципалитет должен обратиться в суд и застройщика обяжут построить недостающие объекты. А вообще, таких нарушений в принципе быть не должно - крупному застройщику это не делает чести. Всегда необходимо думать о людях и помнить о нормах проектирования - на определенный объем жилья должно приходиться конкретное количество различных социальных объектов.

- Как выстраивается взаимодействие с депутатами Госдумы от региона? Есть ли конкретные примеры того, как они лоббируют интересы Приангарья?

- Депутаты Госдумы от региона, правда не все, - частые гости на заседаниях Законодательного Собрания. Стабильно с нами работает и сенатор от Иркутской области Виталий Шуба. Все инициативы депутатов Госдумы мы обсуждаем, направляем свои отзывы, предложения и замечания. Налажено взаимодействие в рамках работы над бюджетом и встраивания в федеральные программы.

Считаю, что у Правительства Иркутской области выстроена эффективная работа с Министерством транспорта РФ, Росавтодором и комитетом Государственной думы по транспорту, благодаря активной работе Сергея Тена. При его непосредственном участии решился вопрос по открытию финансирования на завершение строительства автодороги Тайшет - Чуна - Братск, удалось сохранить в федеральной программе "Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" финансирование реконструкции дороги Иркутск - Листвянка. В этом году будет определен подрядчик на разработку проектно-сметной документации обходов городов Тулуна и Усолья-Сибирского, строительство обходов планируется начать через два года. Также в 2016 году конкурсы на разработку ПСД пройдут по обходам Слюдянки.

Принято принципиальное решение по строительству дороги "Вилюй" - определен вариант прохождения трассы на участке "Мирный - Усть-Кут". Дорога будет строиться по действующему зимнику, от Верхнемарково в сторону Мирного. "Вилюй" позволит поднять развитие севера Иркутской области на новый уровень. На первом этапе будут выполнены работы по строительству мостовых сооружений, что позволит увеличить продолжительность работы зимника практически в два раза. Объем строительства колоссальный: пять больших мостов, 59 средних и малых, общая протяженность трассы - 806 км. В первую очередь это новые рабочие места и дополнительные поступления в бюджет Иркутской области от реализации проектов Северо-Сибирского индустриального пояса.

Накануне депутаты Госдумы, представители межфракционной группы "Байкал", обратились к председателю Правительства РФ и президенту страны с просьбой включить Иркутскую область в число территорий опережающего развития, куда она по каким-то причинам не вошла.

И это небольшая часть работы, которая проводится нашими депутатами в отношении продвижения интересов Иркутской области на федеральном уровне.


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru