Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Нет неважных, Ольга Кузьмищева, Газета Коммерсант. Сибирь, Специальный выпуск «Первые лица», 30.11.2010

30.11.2010

Нет неважных, Ольга Кузьмищева, Газета Коммерсант. Сибирь, Специальный выпуск «Первые лица», 30.11.2010

Об областном народном обсуждении, об использовании и охране земель, о пониженных налоговых ставках на прибыль, о гарантиях равенства политических партий - более сотни законов приняли депутаты Законодательного собрания Иркутской области с января по ноябрь 2010 года. Всего за это время региональный парламент рассмотрел порядка 300 вопросов и принял 397 постановлений. О самых значимых из них рассказал вице-спикер ЗС Геннадий Истомин.

Ориентир на развитие

Special Review: Какие, на ваш взгляд, принятые законы являются наиболее важными для населения Иркутской области?

Геннадий Истомин: Очень сложно сказать. Они все важны. Вот, к примеру, на последней сессии была принята программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы - это базовый документ. Он должен был быть внесен к нам (в Законодательное собрание) до 1 октября, но группа разработчиков подготовила программу некачественно, и ее пришлось дорабатывать. Подключены были все общественные организации области, депутаты ЗС, в итоге нам удалось выправить документ. Он еще, конечно, далек от совершенства, но уже позволяет нам (Иркутской области) начинать движение вперед. Это документ, на который можно ориентироваться, в нем указано 50 инвестиционных проектов.

Мы обратились к губернатору, чтобы он подготовил распоряжение о закреплении за каждым инвестиционным проектом ответственных работников. Потому что реализация каждого из проектов - это новые рабочие места, это налоговые поступления в бюджет области, увеличение валового регионального продукта и как итог - улучшение жизни нашего населения.

SR: То есть, вы считаете, что эта программа может существенно повлиять на развитие области?

Г.И.: Конечно. Программа определяет перспективу развития Приангарья. К примеру, программа ставит задачу увеличения доли инновационной продукции, выпускаемой в Иркутской области. В 2009 году в регионе доля такой продукции в отгруженном объеме составила всего 0,4%. В то же время в Татарстане она составляет 10%, в Новосибирской области - 15%, в Томской области - 17%. Это говорит о том, что мы очень серьезно отстали. При этом у нас есть филиал Российской академии наук, у нас есть ИрГТУ, который стал национальным исследовательским университетом, то есть, у нас есть все, для того чтобы начать заниматься этой темой. Но, к сожалению, никто серьезно за нее не взялся.

Важным вопросом в программе является развитие малого и среднего бизнеса - одного из основных источников наполнения бюджета. Нам сегодня легче поддерживать малый и средний бизнес и создавать новые рабочие места, чем платить пособия по безработице и пособия малоимущим. Мы попросили губернатора, чтобы и эта тема была очень активна и взята на контроль.

Наболевшие темы

SR: В этом году в ЗС было проведено четыре правительственных и два депутатских часа. Насколько эти формы обсуждения эффективны?

Г.И.: Мы убедились, что такая работа приносит огромную пользу региону. Мы выносили на правительственные часы те вопросы, которые действительно волнуют общественность Приангарья и от которых зависит дальнейшее развитие экономики области. Например, мы говорили о состоянии и перспективах развития агропромышленного комплекса в нашем регионе, о мерах по предупреждению распространения наркомании и токсикомании, об обеспечении пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах. На последней сессии мы обсуждали состояние и перспективы развития лесного комплекса. Эти темы выбраны неслучайно. Мы видим, что лес воруют, лесное хозяйство ведется абсолютно безграмотно, лесная отрасль работает убыточно - на вложенный в лесной комплекс рубль мы получаем полрубля доходов. И поэтому, естественно, депутаты вынесли этот вопрос на сессию, чтобы разобраться, какие меры правительство области принимает по лесовосстановлению, по лесопользованию, каким образом заключаются арендные договора, решаются вопросы более глубокой переработки древесины, получения продукта с высокой добавочной стоимостью. Каковы перспективы по обновлению действующего лесопроизводства. К сожалению, министерство по лесному хозяйству оказалось не готово к ведению серьезного разговора, поэтому было принято решение дополнительно рассмотреть этот вопрос на заседании комиссии по оперативным вопросам при губернаторе и на сессии ЗС в декабре.

Кстати, мы посмотрели, каким образом этот вопрос решается в других субъектах РФ, и узнали, что, к примеру, в Забайкальском крае борются с незаконной вырубкой лесов с помощью обязательной регистрации пунктов приемки древесины в уполномоченном органе. Депутат Юрий Фалейчик предложил перенять этот опыт и внести соответствующие изменения в законопроект "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области", который был принят в этом году. Мало того, мы сейчас приняли закон об административной ответственности за нарушение этих процедур. Мы стараемся сразу в комплексе решать каждую отдельную проблему.

Также мы понимаем, что должны готовить законодательные инициативы в федеральный центр по изменению Лесного комплекса РФ. Мы считаем, что органы местного самоуправления не должны быть оторваны от вопросов использования леса. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы в лесном фонде был порядок.

Теперь поговорим об агропромышленном комплексе. Мы прекрасно понимаем, что сельское хозяйство - это не только отрасль экономики, это уклад жизни многих тысяч людей, проживающих в сельской местности. И очень важно понимать, что делает власть, для того чтобы эти люди чувствовали себя комфортно на своей территории. Необходимо знать, на какую помощь может рассчитывать фермер, который сегодня обрабатывает землю и сводит концы с концами, будет ли осуществляться поддержка лизинга в АПК, будет ли поддержка в выведении новых племенных пород крупного рогатого скота и так далее. Мы, понимая комплекс проблем, сегодня говорим, что нам необходимо увеличивать финансирование агропромышленного комплекса. И увеличение будет.

SR: А если говорить о законопроектах в сфере госстроительства и местного самоуправления?

Г.И.: Мы приняли законы, которые несут в себе элементы возрождения гражданского общества: "Об областном опросе", "О народной правотворческой инициативе", "Об областном народном обсуждении". Этими законами мы открыли возможность жителям Приангарья чувствовать себя более ответственными за состояние дел в области, чувствовать себя сопричастными в решении тех проблем, которые сегодня решает власть.

На мой взгляд, очень серьезный законопроект "Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом". Пока в других субъектах, где прошло объединение, такого законопроекта нет. Наш - первый на территории РФ, и в этом есть определенная сложность. Нужно было продумать, каким образом прописать особый статус, чтобы округ был представлен достойно и в исполнительной, и в представительной ветвях власти. Еще одна задача - сохранить национально-культурные особенности бурятского народа.

Наряду с сохранением самобытности коренных жителей, власть не должна забывать и о других национальностях. В Иркутской области более 50 национально-культурных обществ. Наиболее активные из них - бурятское, татарское и азербайджанское.

ЗС осторожничает

SR: Самое сложное в работе парламентариев - планирование бюджета области. Прежде чем принять проект бюджета, депутаты долго и активно его обсуждают, а потом еще в течение года постоянно корректируют. Но, тем не менее, этот документ больше всего подвергается критике со стороны муниципальных дум, общественных организаций и средств массовой информации. Как в 2010 году парламент работал над бюджетом?

Г.И.: Принятие бюджета действительно для нас самое сложное. Особенно в последние годы. Потому что бюджет - это искусство компромисса. Мы прекрасно понимаем, что денег никогда не бывает много, их всегда не хватает. Задач, которые сегодня стоят, очень много. И, к сожалению, федеральное законодательство так устроено, что большая часть средств из региона уходит в федеральный бюджет, а затем возвращается уже в виде субсидий, субвенций, дотаций на территории. Конечно, это плохо. Мы можем видеть основную сумму финансовых ресурсов, которая к нам придет в регион, только в первом квартале года. В то же время мы прекрасно понимаем, что Иркутская область, в силу наличия большого количества финансово-промышленных групп, от этого серьезно страдает.

У нас с каждым годом увеличивается разница между расчетами налогового потенциала, которые производит Минфин РФ, и нашими реальными доходами. На следующий год эта разница составит 14 млрд рублей. Исходя из методики Минфина, мы недополучаем порядка 4-5 млрд рублей доходов. Кроме того, с каждым годом снижаются дотации из федерального центра. Это очень плохо. Поэтому мы сейчас ждем закона о трансфертном ценообразовании, который Госдума приняла в первом чтении. Он для нас очень важен. Этот законопроект позволит нам формирование прибыли и отчисление налогов ввести в зависимость от объемов выпускаемой продукции на территории. Тогда налоговая база будет увеличена.

Когда мы работаем над проектом бюджета, мы учитываем все факторы. Для нас очень важно, чтобы муниципальные образования развивались равномерно, чтобы они имели хоть какую-то возможность глядеть в перспективу. Пока это тяжело удается.

Мы должны выполнить все наши публичные обязательства. Сегодня в Иркутской области очень большое количество льготополучателей: из 2,5 млн человек 1,3 млн охвачены теми или иными видами социальной помощи. Власть обязана оказывать им помощь.

Параллельно стоит задача по повышению зарплаты. Нам необходимо выводить серую зарплату из предприятий, потому что в перспективе от этого страдают люди. Необходимо продумать, каким образом увеличить налоговые отчисления в бюджет.

Мы очень осторожно подходим к формированию бюджета, и порой даже чересчур. Нас этому научил 2009 год, когда пришлось сокращать все программы.

Бюджет, который мы приняли в первом чтении на 2011 год, по доходам - минимальный. Мы все понимаем, что поступлений в бюджет будет больше. Мы должны для себя сейчас очень четко понимать, каковы перспективные направления, куда мы должны будем направить ресурсы. Да, мы сократили средства на программу по развитию физкультуры, потому что на сегодняшний день нет реальных проектов, под которые планировались деньги. Будут проекты, мы вернемся к этому вопросу и будем увеличивать финансирование, потому что нужно строить школьные спортплощадки, дворовые площадки, для того чтобы люди занимались спортом. Эта тема острая. Но мы не хотим просто выделить деньги, а концу года обнаружить, что программа не выполнена.

В этом году мы приняли бюджет с минимальным дефицитом - 0,5% к собственным доходам. Что такое дефицит - это отложенный спрос. Это значит, что мы говорим: у меня есть в кармане 10 рублей, но я хочу купить что-то на 20 рублей. Так же не бывает. Когда я планирую свой семейный бюджет, я исхожу из того, что у меня есть или беру кредит. А мы говорим - мы запишем наши "хотелки" в дефицит, а потом будем решать вопросы. А если не появятся доходы? Обманутые ожидания останутся? Лучше делать бездефицитный бюджет. При этом мы должны понимать комплекс проблем, которые остались нерешенными в области. Надо работать над наполнением доходной части бюджета, и, как только деньги появятся, мы должны решать, какие направления развивать. Причем деньги нужно направлять не просто на проедание, а на развитие производства, экономики. Для того чтобы мы могли потом уже иметь доход от новых отраслей. А сегодня мы занимаем деньги под высокие проценты и пускаем их на обычное проедание - это абсолютно неправильная политика.

Сейчас динамика развития экономики положительная, мы видим увеличение объема производства, рост цен на мировых рынках (у Иркутской области экспортно-ориентированная промышленность, и более 60% от объема выпускаемой продукции регион отправляет на внешний рынок). При этом мы понимаем, что нам необходимо таким образом выстраивать работу, чтобы как можно больше продукции шло на внутренний рынок. Тогда мы будем меньше подвержены колебаниям мировых цен, и экономика будет более устойчивой.

Социальная направленность

SR: Какие можно выделить законопроекты в сфере здравоохранения и социальной защиты?

Г.И.: За 10 месяцев принято 19 законов социальной направленности. Например, закон "Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области", который предусматривает, что дети в вечернее и ночное время без сопровождения родителей не должны находиться в общественных местах: на улицах, стадионах, в парках, скверах и т.д. Также закон запрещает детям заходить в магазины, где продаются товары сексуального характера, и в места, где продается алкоголь.

Очень важным является закон "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области". Теперь дети-сироты Приангарья могут получить жилье на условиях социального найма.

В этом году при формировании бюджета мы впервые выделили 100 млн рублей на обеспечение детей-сирот жильем. Плюс 87 млн рублей добавил на эти цели федеральный центр. Мы начали системно заниматься этим вопросом, жилье получат более 300 сирот в текущем году.

Под особым контролем у нас в этом году было исполнение поручения президента России по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. По данным на 1 ноября, в Приангарье улучшили жилищные условия 3 976 ветеранов.

Большое внимание мы уделяем вопросам здравоохранения. На сегодняшний день, по оценкам социологов, порядка 60% населения области не удовлетворены качеством медицинской помощи. Поэтому мы приняли законы, которые направлены на улучшение системы здравоохранения. На днях представители регионального правительства защищали в Москве программу развития здравоохранения в Иркутской области на 2011-2012 годы, которая будет составлять более 7 млрд рублей. Это очень большие деньги. И для нас самое главное - грамотно сейчас продумать, какой мы видим в будущем систему здравоохранения, как мы будем создавать опорные центры, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от вопросов оказания медицинской помощи, независимо от того, в каком районе они проживают. Эти вопросы стоят на контроле Заксобрания. Точно так же, как и вопросы социальной помощи. Мы прекрасно понимаем, что очень важны законы о социальной поддержке бюджетников - врачей, учителей, работников культуры...

SR: Особенно остро в Иркутской области, как и во многих других регионах, стоит проблема выделения земли. Как Законодательное собрание решает этот вопрос?

Г.И.: Наша позиция такова - надо больше развивать малоэтажное строительство. Мы должны как можно больше выделять земельных участков под строительство домов. Наиболее привлекательные для развития малоэтажного строительства - территории Иркутского, Ангарского, Шелеховского районов. Мы взяли под контроль разработку вопросов схем территориального планирования и выделили деньги из областного бюджета на поддержку этой проблемы. На 2011 год под эти цели мы заложили в бюджете 53 млн рублей, но мы понимаем, что эта цифра очень маленькая. Нам придется возвращаться к этой теме и увеличивать финансирование. Муниципальные образования за свой счет не смогут разработать схемы терпланирования. К сожалению, пока в этом вопросе продвинулись только две территории - Иркутский и Ольхонский районы. Остальные находятся на начальном этапе пути. А по Градостроительному кодексу РФ с 1 января 2012 года муниципальные образования не смогут заниматься выделением земли, если нет схемы терпланирования. В результате на территории области может возникнуть много проблем в жилищном строительстве. Мы не должны этого допустить.

Параллельно мы приняли закон о бесплатном предоставлении земли для сельских жителей, для молодых специалистов, которые приехали в село, работников бюджетной сферы. Этот законопроект был разработан по инициативе мэра Иркутского района Игоря Наумова. Мы обязаны сельским жителям дать возможность бесплатно получить земельный участок. Этот закон находится на контроле в профильном комитете.

В ближайшее время мы будем рассматривать вопросы выделения земли и строительства жилья на депутатских слушаниях. Иркутская область на протяжении многих лет системно не занимается этой проблемой, и по объему ввода жилья на одного жителя мы находимся практически на последнем месте в Сибирском федеральном округе. И поэтому мы этой темой намерены в ближайшее время очень серьезно заняться.

Критикуем и планируем

SR: Вы могли бы посмотреть на работу Законодательного собрания критично и отметить, что не удалось сделать в уходящем году?

Г.И.: Я хотел бы отметить два момента. Во-первых, на мой взгляд, недостаточно выстроена работа с исполнительной ветвью власти в части представления документов. Вообще есть регламент. Для того чтобы хорошо разобраться с законопроектом, правительство области должно представлять его нам на рассмотрение за 30 дней до сессии. Мы направляем эти документы на экспертизу, мы их прорабатываем на комитетах. В последнее время, к сожалению, из-за частых кадровых перестановок в исполнительной власти и просто низкой исполнительской дисциплины к нам документы порой поступают за день до проведения сессии, а то и в день сессии. Как можно серьезно разобраться с законопроектом за такое время? Эта практика должна быть изжита. Это мешает системной работе ЗС и качественной подготовке вопросов на сессию ЗС.

Во-вторых, мы должны усилить контрольные полномочия - за реализацией программ, за исполнением принятых законов. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. В будущем году мы планируем, что каждый комитет усилит контрольные полномочия.

SR: Если сравнить работу парламента этого года с предыдущим, какие произошли изменения?

Г.И.: Мы стали регулярно проводить правительственные часы (раз в квартал), это приносит большую пользу. Проводим различные круглые столы, депутатские слушания. Разработали новый сайт, за который получили первое место в РФ. Заключили межрегиональные договоры с Красноярским краем, с республиками Бурятия, Саха (Якутия), Новосибирской, Свердловской областями и другими. Это тоже очень хорошо - мы не замыкаемся только в стенах Иркутской области, мы работаем с другими парламентами и обмениваемся опытом.

Сегодня Заксобрание является серьезным игроком на политической арене Иркутской области. Это очень важно.

SR: На следующий год уже запланированы какие-то вопросы?

Г.И.: В феврале мы собираемся провести правительственный час на тему повышения эффективности собираемости налогов в регионе. Мы рассмотрим все составляющие этого вопроса: как правительство Иркутской области работает с недоимкой, как работает с крупными налогоплательщиками, как поддерживает малый и средний бизнес и так далее.

Сейчас комитеты отрабатывают предложения по плану работы Законодательного собрания в следующем году. И ближе к концу года мы обсудим все предложения.


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru