Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Ближе к народу и эффективнее: как заксобрание Иркутска автоматизировало законотворчество. www.eos.ru, 05.12.2018

05.12.2018

Ближе к народу и эффективнее: как заксобрание Иркутска автоматизировало законотворчество. www.eos.ru, 05.12.2018

Как известно, законодательные органы власти должны в принимаемых ими законах выражать общую волю граждан. При этом одним из трех основополагающих свойств парламента является связь избирателей с их представителями. Органы законодательной власти призваны максимально полно учитывать социальные интересы и запросы, в том числе на предоставление информации о своей деятельности. Так что в основе их работы должен, безусловно, лежать принцип гласности. Именно поэтому в России сегодня так много внимания уделяется определению степени открытости региональных органов законодательной власти в том числе через рейтинговую оценку информативности официальных сайтов. С 2008 года подобный рейтинг составляет проектный центр «Инфометр», действующий на базе Института развития свободы информации (Санкт-Петербург). В 2017 году лидером рейтинга среди официальных сайтов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации стало Законодательное Собрание Иркутской области, в 2018 году также вошедшее в число лидеров исследования. Такого результата удалось достичь благодаря комплексной автоматизации процессов документооборота на базе СЭД «ДЕЛО» компании ЭОС и внедрению системы автоматизации законотворческой деятельности САЗД - «Электронный парламент». О том, как реализовывался этот проект, рассказывают Юрий Яковишин, начальник отдела информационных технологий и связи аппарата Законодательного Собрания Иркутской области, и Юрий Кособринов, генеральный директор компании «Вектор - Дальний Восток», разработчик САЗД, город Хабаровск.

Юрий Яковишин, начальник отдела информационных технологий и связи аппарата Законодательного Собрания Иркутской области

- Расскажите о том, как начинался данный проект?

Юрий Яковишин: СЭД «ДЕЛО» мы начали внедрять еще в 2005 году – 13 лет назад. Выбор в пользу данного решения был вполне объясним. Примерно в 70 % органов власти субъектов РФ, работающих с системами электронного документооборота, внедрено именно «ДЕЛО». Тренд задала Госдума, с которой мы все берем пример, пытаясь перенять лучшие практики. И Иркутская область не стала исключением. Автоматизация законотворчества также сначала была проведена именно в Госдуме. Созданной там системой мы пользовались, чтобы получать информацию по федеральному законотворчеству - и не тогда, когда закон уже принят, а на стадии инициативы, чтений, заключений. Это необходимо, так как органы государственной власти субъектов тоже участвуют в федеральном законотворческом процессе.
Тогда нам и пришла идея сделать аналогичную систему и в нашем регионе. Первое, что было необходимо, это решение руководства, которое должно осознавать потенциальные удобство и эффективность использования подобной системы. Ведь любое внедрение требует временных, денежных и человеческих ресурсов. И так как опыт использования такой системы уже был, убедить руководство было проще.

- Когда возникла идея автоматизации нормотворческой деятельности?  

Юрий Яковишин: Идея зародилась лет 7 назад, но для реализации проекта потребовалось много времени. Самая большая проблема в госорганах всегда связана с выделением бюджета. 2010-2011 годы были трудными с этой точки зрения – был заметен дефицит бюджета. В 2014 году ситуация стала меняться к лучшему, тогда мы и стали изучать разработчиков, которые могли предложить нужное нам решение. Мы, разумеется, хотели, чтобы оно базировалось на СЭД «ДЕЛО» - система уже отлично себя зарекомендовала.

На тот момент в ряде регионов подобные проекты уже были реализованы. Оказалось, правда, что полного набора преимуществ от внедрения регионы не получили.

- Почему так произошло?

Юрий Кособринов: Разработка системы автоматизации законотворческой деятельности САЗД «Электронный Парламент» началась еще в 2004 году, когда у Законодательной Думы Хабаровского края возникла необходимость в решении задачи автоматизации законотворческого документооборота – непростого, со своей спецификой, которой в стандартном документообороте нет.  Поэтому коробочная СЭД не могла решить все задачи.

Созданное нами решение интегрировано с СЭД «ДЕЛО». Оно позволило, прежде всего, сократить трудозатраты сотрудников, систематизировать порядок работы подразделений законодательного органа и автоматизировать процесс публикации проектов законов, и связанных с ними документов, на официальном сайте органа власти.

Юрий Яковишин: Многие регионы, внедрившие подобную систему, использовали её постфактум, как базу данных принятых решений. Мы же хотели использовать возможности системы именно для проработки законопроекта. Нужно было вовремя вносить инициативы, которые поступали в Заксобрание. Все заключения должны были появляться мгновенно после регистрации в системе. Любой гражданин или депутат должен был получить возможность из любой точки мира открыть страницу с законодательной инициативой или иным вопросом, рассматриваемым в законодательном (представительном) органе власти, и ознакомиться с приложенными документами.

Нам удалось добиться многого. Мы обеспечили депутатов информацией для качественной проработки рассматриваемых вопросов. Все другие органы власти получили доступ к информации о процессе законотворчества. Раньше их представителям приходилось звонить депутатам и их помощникам и уточнять, какие материалы есть по конкретному вопросу. Помощники депутатов собирали разрозненные файлы, сканировали, так как многое было в бумаге, отправляли их запрашивающему ведомству. Эффективность процесса была не высока, ошибок было много. Все эти проблемы удалось устранить. Так как все материалы привязаны к конкретному законопроекту, скорость обработки информации значительно выросла.

- А почему в Иркутском Заксобрании получилось эффективно использовать внедренное решение?

Юрий Яковишин: Во-первых, мы изначально решили использовать максимум функционала. Во-вторых, тот факт, что в некоторых регионах уже был опыт такого внедрения, для нас стал преимуществом: мы опирались на их опыт и реализованные кейсы.

Юрий Кособринов: Действительно, для успешной реализации проекта очень важна готовность персонала к внедрению новых технологий и, пожалуй, самое главное – это степень поддержки руководства.  Руководство Заксобрания Иркутской области во всем поддерживало проект автоматизации, и аргументировано заинтересовало персонал, что позволило получить результат в кратчайшие сроки. Также хотелось бы отметить инициативную поддержку со стороны отдела информационных технологий и связи аппарата Заксобрания, именно они организовали проработку должностных инструкций и регламентов, которые должны более полно отражать новый процесс подготовки документов.

Юрий Яковишин: Дополнительным фактором было стремление обеспечить информационную доступность нормотворческой деятельности: наш сайт был в пятерке по этому показателю, но нам хотелось большего. На момент запуска проекта было выполнено 99 % того, что было возможно без внедрения автоматизированной системы. С помощью данного проекта мы смогли решить всю задачу. Внедрив САЗД, мы в 2017 году смогли выйти на первое место в рейтинге «Инфометра».

- Чего именно не хватало сайту до внедрения?

Юрий Яковишин: Проблемное место – доступность информации. Информация о проводимых комитетами и комиссиями заседаниях должна быть доступна гражданам. Обеспечить это в ручном режиме было практически невозможно – получалось разве что выложить данные непосредственно к сессии, раз в месяц. Если же пытаться публиковать информацию о текущей работе комитетов, то потребовалось бы нанять дополнительный персонал. И даже в этом случае приходилось бы делать двойную работу, для каждого заседания собирая новый комплект документов. С учетом того, что инициатива может обсуждаться полгода, такой подход не эффективен.

Другой вопрос – актуальность. Раньше депутату, который лишь накануне заседания комитета получил необходимую информацию, сформировать позицию по обсуждаемому вопросу было сложно.  Вся информация, которая сейчас появляется на портале, максимально быстро попадает к тем, кто в ней заинтересован, а не через день, неделю или даже месяц.

Юрий Кособринов: Важно то, что система выбирает информацию, формируемую сотрудниками подразделений в процессе текущей работы и автоматически публикует ее на официальном сайте, тем самым процесс рождения закона можно наблюдать в режиме on-line.

Юрий Яковишин: Еще один важный фактор – обеспечение мобильности депутатов. Это было необходимо, и благодаря мобильным рабочим местам на планшетах они получили доступ к информации из любой точки – в том числе к законотворческому документообороту. В будущем мы, конечно, хотели бы предоставить возможность использовать цифровую подпись, но это не так просто.  На текущий момент нормотворчество нельзя полностью перенести в электронную среду – нет законодательной базы. Когда соответствующие нормативные акты будут приняты, то законодательные инициативы и законы будут существовать изначально в электронном виде. Для публикации документов к рассматриваемым вопросам используются электронные копии подлинников документов, подписанных на бумажном носителе и зарегистрированных в СЭД «ДЕЛО» при их поступлении в заксобрание. Далее не требуется делать бумажные копии подлинников, так как все материалы представлены в САЗД, что позволило разгрузить некоторых служащих от рутинной работы в виде копирования документа каждому заинтересованному лицу.

- Каковы результаты проекта?

Юрий Кособринов: Повышение прозрачности, доступности и ответственности работы Заксобрания, так как законы появляются на сайте не на последней стадии – после их принятия, а сразу же при внесении законопроекта. Тем самым всем жителям Иркутской области предоставляется закрепленная в Регламенте Законодательного Собрания возможность влиять на законотворческий процесс. Для депутатов – это возможность получить все необходимые документы, сразу же после их поступления в Заксобрание, а не за пять дней до начала сессии, как это было ранее. Тем самым им предоставляется больше времени на подготовку и проработку законопроектов для обсуждения, что приводит к принятию более продуманных и обоснованных решений.

Не следует забывать и про значительную экономию бюджетных средств на бумагу и расходные материалы. Так как теперь к заседанию нет необходимости распечатки пакета документов для каждого из сорока пяти депутатов, а это зачастую более тысячи страниц.

Юрий Яковишин: Доступность информации сказалась и на лояльности граждан к власти, на удовлетворенности работой заксобрания и самими решениями. Люди стали больше доверять принятым законам: ведь теперь они видят, над чем работают депутаты. Кроме того, система настолько прозрачна, что депутаты сейчас не прогуливают – ведь люди могут посмотреть, кто как работал, проверить посещаемость. Работа депутатов оценивается избирателями, так что это важно.

- Есть ли планы по развитию системы?

Юрий Кособринов: Сегодня система позволяет познакомиться не только с самими законопроектами, но и выполняет аналитические функции. Как уже сказал Юрий Яковишин, на сайте публикуется отчет об участии депутатов в сессиях и заседаниях постоянных комитетов.

В планах – предоставление информации о том, как депутаты голосуют за конкретные законопроекты. В том числе и размещение видео информации о выступлениях и голосованиях.

Законодательное Собрание – это региональный орган законодательной власти, но при этом одновременно и субъект права законодательной инициативы в РФ. В проработке находится идея получения информации о прохождении законодательной инициативы в Государственной Думе. Иными словами, законодательная инициатива вначале принимается на сессии Заксобрания, и информация о ней отражается на сайте, а затем она направляется в Государственную Думу. Стадии рассмотрения законодательной инициативы в ГосДуме также планируется автоматически публиковать на сайте Заксобрания.

Юрий Яковишин: Среди необходимых нововведений – улучшение юзабилити. Разработчик учитывает наши пожелания – это очень полезно. И уже упомянутая цифровая подпись – она в нашем регионе очень нужна. К примеру, срок подачи поправок ограничен. Но как в них может уложиться депутат, который находится в труднодоступном районе, куда самолет летает раз в неделю? Как ему работать? Если бы был функционал удаленного доступа с цифровой подписью, проблема бы решилась. Но повторюсь: этот вопрос упирается в нормативную базу, документ должен быть юридически значим – пока нормативная база не успевает за разработкой программных решений.

Резюмируя, скажу, что у нас с разработчиком САЗД есть планы по улучшению системы и расширению ее функциональности, ведь такое решение – это живой, развивающийся проект, который призван приносить пользу как сотрудникам Заксобрания, так и рядовым гражданам.

https://www.eos.ru/eos_about/eos_news/detail.php?ID=28954

Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ В СМИ:
Сергей Брилка: Законодательное Собрание Приангарья объединит в «Электронный парламент» 42 муниципальных образования региона. НИА-Байкал, 13.03.2018
В единую информационную систему нормотворческой деятельности «Электронный парламент» будут объединены 42 муниципальных образования Приангарья второго уровня. К реализации этого масштабного проекта, касающегося деятельности представительных органов власти в регионе, приступило Законодательное Собрание Иркутской области.
13.03.2018
Публикации 1 - 1 из 1
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ:
Сергей Брилка: Законодательное Собрание Приангарья объединит в «Электронный парламент» 42 муниципальных образования региона
В единую информационную систему нормотворческой деятельности «Электронный парламент» будут объединены 42 муниципальных образования Приангарья второго уровня. К реализации этого масштабного проекта, касающегося деятельности представительных органов власти в регионе, приступило Законодательное Собрание Иркутской области. Напомним, система «Электронный парламент» – интерактивная сетевая площадка, позволяющая всем желающим знакомиться с законопроектами и документами в режиме реального времени – была внедрена в Законодательном Собрании в 2016-м году.
13.03.2018
Заксобрание отмечает значимость виртуального доступа к фондам Русского музея для жителей Иркутской области
Открытие виртуального филиала Русского музея прошло 28 сентября в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева в рамках праздничных мероприятий, посвященных 80-летию Иркутской области. Таким образом, Иркутский художественный музей стал 200-м информационно-образовательным центром международной сети виртуальных филиалов Русского музея, чья география постоянно расширяется и включает уже более 20 стран.
28.09.2017
Законодательное Собрание предложило создать единую информационную систему для местных дум
Заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области Андрей Лабыгин и председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Борис Алексеев 19 мая приняли участие в расширенном заседании правления секции "Реализация полномочий представительных органов местного самоуправления. Проблемы становления и развития местного самоуправления" Ассоциации муниципальных образований Приангарья. Областной парламент представил на заседании доклад "О разработке единой информационной системы нормотворческой деятельности представительных органов Иркутской области".
20.05.2017
Официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области возглавил рейтинг информационной открытости сайтов областных парламентов РФ
Первым в рейтинге информационной открытости сайтов областных парламентов РФ стал официальный сайт Законодательного Собрания Иркутской области. Данный рейтинг ежегодно с 2008 года составляет проектный центр "Инфометр", действующий на базе Института развития свободы информации (г. Санкт-Петербург). При оценке уровня открытости эксперты центра анализируют 175 критериев, объединенных в тематические группы. Итоговым показателем становится "Коэффициент информационной доступности" (КИД).
19.05.2017
Система «Электронный парламент» переходит в полноценный режим работы с января 2017 года
В Законодательном Собрании 28 декабря под председательством спикера Сергея Брилки прошло организационное совещание для депутатов по внедрению системы автоматизации законотворческой деятельности «Электронный парламент». Председатель Заксобрания отметил, что Государственная Дума РФ работает в режиме электронного парламента. Среди субъектов РФ Иркутская область стала восьмым регионом, внедряющим данную систему, и первым - среди субъектов СФО.
28.12.2016
В Законодательном Собрании запущена система «Электронный парламент»
С 7 октября на официальном сайте Законодательного Собрания Иркутской области начинает работу в тестовом режиме система мониторинга «Электронный парламент». Областной парламент Приангарья станет восьмым субъектом РФ, использующим данную систему. Теперь каждый желающий сможет найти на сайте любые поступившие в Законодательное Собрание проекты постановлений, законопроекты, а также все отзывы и поправки к ним.
07.10.2016
Новости 1 - 6 из 6
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец Все