Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Ветряные мельницы Валерия Лукина

03.05.2011

Ветряные мельницы Валерия Лукина

Владимир Шпикалов, Газета Право выбора

В марте этого года Валерий Алексеевич стал депутатом Законодательного Собрания Иркутской области в третий раз. На дополнительных выборах по одномандатному избирательному округу №20 (включает город Усть-Илимск и Усть-Илимский район) его поддержали 48,01% избирателей. "Выборы с каждым разом требуют всё больших организационных усилий, увеличиваются финансовые расходы. Раньше кандидаты могли вместе идти на встречу с избирателями, сейчас подобное даже вообразить сложно. Но самое главное отличие - растёт пассивность избирателей. Народное равнодушие вызвано тем, что власть не оправдывает надежды людей", - подводит черту под пятнадцатилетней эволюцией избирательного процесса Валерий Лукин.

Таёжные посёлки: как на войне

- В ходе последней предвыборной кампании я проводил ежедневно по семь - восемь встреч с избирателями, - рассказывает депутат.

- Почти во всех аудиториях говорили одно: жить становится тяжелей. Особенно это касается района - там настоящая социальная катастрофа. Я объехал все посёлки. В них, как во время войны, живут только женщины, дети и старики. Мужчин почти нет - мотаются в поисках заработка, трудятся вахтовым методом где угодно, даже в Казахстане, а на своей малой Родине они никому не нужны. В Усть-Илимском районе уровень безработицы втрое выше, чем в среднем по Иркутской области. Хуже лишь в Катанге.

- Неожиданная судьба для таёжного района.

- Существуют и серьёзные проблемы по пожарной безопасности. У нас в стране, к сожалению, есть печальный опыт выгорания дотла сёл и деревень во время лесных пожаров. Чтобы подобного не произошло в Усть-Илимском районе, уже приступил к сбору документов, необходимых для организации мер по противопожарной защите посёлков, хотя это нужно было сделать давным-давно. Кроме того, в большинстве населённых пунктов района питьевая вода не отвечает требованиям Роспотребнадзора. Решением этого вопроса тоже придётся заниматься.

- У города, надо полагать, не меньше проблем.

- Это проблемы, свойственные каждому моногороду, каким является и Усть-Илимск: снижение численности населения, безработица, низкая заработная плата, особенно в бюджетной сфере, сложная криминогенная ситуация на лесозаготовках. Недавно Усть-Илимск в числе немногих вошёл в программу по модернизации экономики моногородов. Крайне важно продлить срок её действия - сейчас она рассчитана до 2012 года. Двух лет явно недостаточно, чтобы произвести качественные структурные изменения в экономике города. На это, кстати, указывал и президент Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьером Александром Жуковым, когда обсуждались перспективы реализации программ моногородов России.

На контроле надо держать ситуацию со строительством Богучанской ГЭС, чтобы минимизировать ущерб, который нанесёт затопление части территории Усть-Илимского района. Я достаточно остро выступил на апрельской сессии Законодательного Собрания по этому вопросу. За последние 10 лет администрацией области практически ничего не сделано по социальной и экономической защите интересов населения в связи со строительством Богучанской ГЭС, а до пуска в эксплуатацию ГЭС осталось совсем мало времени. Хочу выйти с инициативой по разработке областной целевой программы "Чистая Ангара". Все предприятия независимо от форм собственности должны сократить сбросы сточных вод в Ангару. Если не ограничим объёмы загрязнений, то загубим реку окончательно, а новое Богучанское море будет "мертвым".

Предложение, от которого могут отказаться

- Валерий Алексеевич, какой "самый наболевший" наказ избирателей?

- В Иркутской области уже несколько лет не индексируются денежные выплаты для малообеспеченных слоев населения. По телевизору президент заверяет, что государство не допустит снижения уровня социальной защиты граждан. Но если федеральные выплаты как-то индексируются, то региональные в течение уже трех лет остаются без изменений. А ведь это приводит к реальному снижению уровня жизни малообеспеченных граждан. Буду готовить соответствующий закон, чтобы выполнить наказ: ежегодно индексировать денежные выплаты. При этом на каждых выборах предупреждаю избирателей, что решения в Законодательном Собрании принимаются не одним депутатом, а большинством. Всё, что зависит от меня лично, - сделаю: подниму проблему перед губернатором, депутатами, правительством, где угодно и перед кем угодно, но каким будет конечный результат, зависит не только от меня.

- В таком случае, не приходилось ли слышать от избирателей: "Зачем вы нам нужны, раз от вас ничего не зависит?"

- Приходилось. Когда кандидат обещает привезти самосвал дров или починить крышу, это воспринимается с энтузиазмом. Когда же он объясняет механизм коллегиальной работы депутатов, то многих это не устраивает, потому что люди не получают никаких гарантий. В первом случае избирателю достанутся дрова накануне голосования и ничего больше. Во втором - у него появится шанс, что избранный им представитель власти, как минимум, добьётся повышения социальной выплаты не только для него, но и для многих других. При встречах с избирателями меня часто спрашивали: "Когда, наконец, начнём жить лучше?!". Я отвечал: "Когда научимся избирать власть".

120 помощников и шесть тысяч подписей

- Вы баллотировались в депутаты как самовыдвиженец. На последних выборах в России каждый третий кандидат-самовыдвиженец не преодолел регистрационный барьер. На ваш взгляд, в чём проблема?

- Процедура сбора подписей, обязательная для регистрации самовыдвиженцев, чрезвычайно заформализована. Для всех избирательных кампаний - федеральных, региональных и муниципальных - предъявляются одинаковые требования к оформлению подписных листов. Можно понять, когда на федеральных выборах избиратель пишет наименование субъекта Федерации, в котором зарегистрирован. Но зачем на региональных выборах человеку, например, проживающему в Иркутске, отмечать, что он проживает ещё и в Иркутской области? Или же сборщик подписей обязан в конце подписного листа кроме номера и серии своего паспорта ещё написать, кем паспорт выдан. Для чего? Разве у нас один и тот же паспорт с одним и тем же номером и серией выдаётся разными ведомствами? Глупость какая-то, но самое досадное - нечаянное несоблюдение этой глупости является основанием для признания всего подписного листа недействительным.

- Как эту проблему решили вы?

- В мою поддержку были собраны около шести тысяч подписей избирателей, хотя для регистрации хватило бы и двух тысяч. Специально взял завышенную планку, чтобы иметь возможность выбрать безукоризненные подписные листы. Сбором подписей занимались порядка 120 человек - профсоюзный актив, ветераны города, работали они бесплатно. Я проводил детальный инструктаж. Порой возвращал подписные листы сборщикам и отправлял на повторный обход. Благо, мы - команда, мои помощники отдавали себе отчёт, насколько ответственная стоит перед ними задача. Важно не количество людей, задействованных в сборе подписей, а их компетентность и отношение к делу.

- С точки зрения кандидата вы отмечали какие-либо недостатки в организации выборов со стороны избирательных комиссий?

- Выборы были организованы в соответствии с законом. Есть, конечно, проблемы, связанные со сроками рассмотрения отдельных категорий жалоб, но я понимаю - от избирательной комиссии здесь мало что зависит: она передаёт такие жалобы в прокуратуру, милицию, а те уже проверяют изложенные в них факты. Среди недостатков избирательного процесса, повторюсь, - казуистическая процедура оформления сбора подписей. Однозначно, что её следует упростить, но опять же это вопрос не избирательных комиссий, а законодателей. Ещё бы я предусмотрел норму, обязывающую комиссии предавать публичной огласке выявленные при проверке налоговыми органами неточные или недостоверные сведения о доходах кандидатов. Надо размещать эту информацию в СМИ, а не просто вывешивать справку в помещении для голосования, как делается сейчас.

- Валерий Алексеевич, у вас большой опыт народного представительства в органах власти. На ваш взгляд, что самое главное в работе депутата?

- Дал обещание избирателям - выполни. Когда не получается сдержать слово, надо набраться мужества и сказать: "Я не смог". Как показывает практика, примерно 80 процентов вопросов, которые избиратели адресуют областным депутатам, касаются сферы деятельности муниципалитета. Объясняю это, говорю, что проинформирую о ситуации органы местного самоуправления, поэтому если кого-то и благодарить за решение большей части проблем избирателей, то местную власть. У нас взаимопонимание с теперешним мэром Усть-Илимска Владимиром Ташкиновым, он не оставляет без внимания такие обращения.

Другое обязательное условие - постоянно поддерживать связь с избирателями, а не только во время избирательной кампании. И делать свою работу профессионально. Я убеждён, что все депутаты областного парламента, пускай их будет меньше в два раза, но должны работать на профессиональной основе: избрали тебя в Законодательное Собрание, оставляй свой бизнес и занимайся проблемами избирателей, принимай активное участие в разработке регионального законодательства с целью повышения качества жизни жителей региона.

- Вы годами защищаете людей, в том числе от произвола и бездействия властей. Вам никогда не говорили, что боритесь с ветряными мельницами?

- Постоянно говорят. Раньше хоть дети - у меня трое детей и пять внуков - молчали, а теперь уже и от них иногда слышу: "Папа, угомонись!". Не могу угомониться. Не могу, потому что вижу - всё не напрасно. И даже если сейчас решение не принято, это все равно оказывает свое влияние на ситуацию и дальнейшее развитие событий. Спустя какое-то время к этой проблеме власти все равно вынуждены возвращаться. Я уже говорил в одном интервью, что у меня КПД как у паровоза - несколько процентов. Но эти несколько процентов никто кроме меня не сделает. Чувствую, что могу помочь людям. Пусть не всем, но даже если и одному - уже стоит браться за дело. Поэтому у меня всегда есть работа.

Справка "Право выбора"

Лукин Валерий Алексеевич родился в 1944 году в городе Иркутске. Окончил Иркутский политехнический институт. Начал трудовую деятельность в Иркутском политехническом институте на кафедре "Эксплуатация самолетов и двигателей", одновременно с 1970 по 1972 годы был секретарем комитета комсомола института.

В 1972 году по комсомольской путевке выехал на Всесоюзную комсомольскую стройку Усть-Илимской ГЭС, где был избран секретарем комитета комсомола, затем - заместителем секретаря парткома строительства ГЭС.

С 1979 по 1983 год работал председателем объединенного профкома строительства Усть-Илимской ГЭС. С 1983 по 1989 год - председатель профкома Усть-Илимской ТЭЦ и председатель профкома производственно-технического предприятия "Энергобумремонт". В 1989 году избран председателем профкома Усть-Илимского лесопромышленного комплекса и работал в этой должности до 2001 года.

С 1996 по 2004 год - депутат Законодательного собрания Иркутской области: заместитель председателя комитета по социально-культурному законодательству, заместитель председателя комиссии по контрольной деятельности. С 2005 года - заместитель председателя Иркутского областного объединения организаций профсоюзов, полномочный представитель профобъединения в региональном парламенте, председатель Координационного совета профсоюзных организаций города Иркутска.

Награжден медалью "За трудовое отличие", Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Федерации Независимых Профсоюзов России, Министерства экономики РФ, Ассоциации контрольно-счетных органов РФ, Совета Федерации и другими наградами. За большой вклад в развитие города Усть-Илимска, защиту интересов и прав граждан Валерию Лукину присвоено звание "Почетный гражданин города Усть-Илимска".

Женат, трое детей, пять внуков.


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru