Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Инвестиции в основной капитал: забыть или привлекать? http://glagol38.ru/, 01.12.2015

02.12.2015

Инвестиции в основной капитал: забыть или привлекать? http://glagol38.ru/, 01.12.2015

Презентацию Иркутской области в Республике Корея планируется провести в  следующем году. «Это хорошая идея, однако при ее реализации желательно несколько изменить традиционный подход к подобным мероприятиям», - считает депутат Законодательного Собрания Иркутской области Эдуард Дикунов, говоря об инвестиционных перспективах региона. В этом материале мы излагаем содержание нашей беседы.

Государство: не деньгами, так организацией
Конечно, инвестиционные перспективы Иркутской области сегодня не столь хороши, как хотелось бы. Мы тут не можем ничем похвастаться перед другими регионами страны: нас настиг инвестиционный спад, да можно сказать – инвестиционный голод. Внешние источники заимствований затруднены из-за антироссийских санкций, внутренние возможности стремительно сокращаются из-за роста стоимости кредитов. Финансово-промышленные группы, обремененные прежними обязательствами, взятыми в совершенно иных экономических условиях, работают в условиях сокращения мирового спроса и, соответственно, прибыли. Говоря о возможностях экономического развития, которые обеспечивались федеральным бюджетом, тоже можно говорить только о сокращении, и в части инфраструктурных вливаний, хоть дороги взять, хоть ЖКХ, и в части строительства - и жилищного для льготников, и социальных объектов.

Но это не значит, что надеяться на государство не приходится. Наоборот, роль государства сейчас важна как никогда, и в том числе регулирующая. Во-первых, размеры тарифов естественных монополий должны устанавливаться жестко обоснованно. Во-вторых, необходимо смягчить условия кредитования в банках. Мне кажется, Центробанку надо как-то договориться с Минфином и понять, что инфляцию разгоняет не только рост объема денежной массы, но и ставки банков по кредитам. Только снижая ставку и повышая доступность денег за счет эмиссии для промышленной сферы, мы создадим предпосылки для роста экономики в перспективе.

Эмиссия денег – ключевой фактор. У нас в стране отношение объема свободных денег к внутреннему валовому продукту ниже, чем в других странах с развивающимися экономиками. Денег в нашей экономике не хватает, особенно длинных денег, которые предназначены не для потребительского и финансово-валютного рынков, а для долгосрочных вложений в основной капитал.

Поможет ли заграница?
В поиске новых инвестиционных возможностей нужно помнить, что с учетом общей нестабильности экономической ситуации нам нужна диверсификация источников финансирования.
Инвестиции частного зарубежного капитала – обязательное условие дальнейшего развития российской экономики. Они необходимы даже с учетом таких глобальных инвестиций с участием нашего государства, как ВСТО, проекты «РЖД» и «Газпрома». Причем нам нужны не портфельные, чисто финансовые, а прямые инвестиции в основной капитал и технологии, развивающие реальный сектор экономики, направляемые на создание новых промышленных мощностей, а не только на модернизацию уже существующих.

Если иностранный бизнес не идет к нам, надо идти за ним. Вот есть у нас такая структура, как Корпорация развития Иркутской области. Но эффект от ее работы в плане привлечения инвестиций явно недостаточен. Нет реализованных крупных проектов, где бы ключевую роль играла эта структура. Корпорация, скажем прямо, не ставит целями изучение и поиск потенциальных инвесторов. В области декларируемых забот Корпорации значится сопровождение уже начатых проектов, но поскольку действительно крупные игроки сами в Иркутскую область не идут – то сопровождать-то и нечего… А ведь эта организация, работая с крупным бизнесом, в том числе иностранным, должна прицельно презентовать потенциал Иркутской области. И говорить о нем тем, кому это действительно может быть интересно. Причем определенную часть времени сотрудники Корпорации должны работать не в Иркутске, а за рубежом. Почему бы не продумать возможность открытия представительства нашего региона, допустим, в Китае?

Одной из частных мер общей стратегии может стать создание банка данных международных промышленных корпораций как потенциальных инвесторов, прежде всего, – азиатских. После этого можно выстраивать работу с ними. В конце концов, даже при примерно равных с другими регионами возможностях инвестор пойдет туда, куда зовут, к тому, кто активнее продвигает бренд своего региона на международном уровне. В этом смысле проводить презентацию Иркутской области в Республике Корея по стандартной схеме, когда все задачи сводятся к представительским, нецелесообразно. Если сюда соберутся только чиновники из торгового представительства и генконсульства, сотрудники ТПП и KOTRA – полноценного эффекта не будет. Предварить эту презентацию должна большая подготовительная работа с южнокорейскими предприятиями крупного бизнеса, нашей, так сказать, «целевой аудиторией», чтобы они были потенциально заинтересованы в этой встрече. И приглашать на презентацию именно таких гостей – нужных нам, имеющих планы, для воплощения которых необходимы наши возможности. После общих официальных докладов должны последовать уже подготовленные рабочие встречи на полях, то есть работа с каждым потенциальным инвестором в экономику Иркутской области. Не лишним будет напомнить, что носители азиатского менталитета ценят именно такой – индивидуальный – подход.
Иначе хорошая идея, высказанная губернатором, может закончиться на этапе упоминания в региональных СМИ... А должен быть результат – то есть начатое сотрудничество.

Дают возможности – надо брать!
Чтобы создать условия и инвестор не только заинтересовался, но и пришел в регион,
ничего не надо придумывать заново. Прежде всего, есть такой предоставленный федеральным центром инструмент развития, как статус особой экономической зоны с ее льготами в налогообложении. Главное – этой возможностью воспользоваться. В частности, очень привлекателен для нашего региона такой вид особой экономической зоны, как территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где предусмотрены не только ряд льготных налоговых и административных послаблений, но и создание инфраструктуры проекта за счет средств Внешэкономбанка. Добиваясь этого статуса, прежде всего, надо иметь в виду наши 9 моногородов. Это, по сути, наиболее подготовленные для нового производства территории, которые к тому же надо дополнительно чем-то занять. Еще одна возможность превратить моногорода в точки роста региона – получение финансовых мер поддержки в рамках федеральных программ организации «Фонда развития моногородов», который опять же является структурой Внешэкономбанка. Вообще, надо применять все имеющиеся в нашей стране механизмы раскрытия потенциала регионов.

Одним из факторов, которые могут дополнительно повысить привлекательность любой особой экономической зоны для иностранного бизнеса, может стать создание для нее управляющей компании, регулируемой нормами международного права.

В условиях территории опережающего социально-экономического развития схема строится по принципу, что регион ее расположения должен отвечать потребностям и нуждам инвестора – и с учетом разнообразия наших условий перспектив в этом смысле много. Наши преимущества – это дешевые сырье, энергоносители, электроэнергия, вода… Основой сотрудничества могут стать и глубокая переработка древесины, в том числе производство целлюлозы, переработка продукции растениеводства и животноводства, обогащение минерального сырья, нефте- и газопереработка... Кстати, на территории ТОСЭР виды бизнеса не столь жестко ограничены, как в других особых экономических зонах.

В общем, у экономики Иркутской области и в сложное время есть немало перспектив поступательного развития. Главное – уйти от стереотипов, глобально мыслить и использовать все инструменты, которые сегодня государство дает в руки тем, кто действительно заинтересован в прогрессивном будущем своего региона.

Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru