Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Антон Романов: Коррупция - неотъемлемый элемент распределительной экономики

01.04.2011

Антон Романов: Коррупция - неотъемлемый элемент распределительной экономики

Нина Воронина, Александра Поблинкова, Газета Областная газета, 01.04.2011

В октябре 2011 года в Иркутске будет проходить второй межрегиональный антикоррупционный форум. В его работе примут участие представители законодательной, исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций из всего Сибирского федерального округа. В преддверии форума на страницах "Областной" проходит обсуждение темы - коррупция в современной России. Ранее, в выпусках от 4 и 18 марта, своим мнением с читателями поделились спикер областного парламента Людмила Берлина и член Совета федерации Валентин Межевич. Сегодня в рубрике "антикоррупционный форум" слово депутату Законодательного Собрания Антону Романову. Разговор с нашим корреспондентом депутат начал с объяснения причин высокой коррупциогенности российского общества.

- Экономика современной России сложилась в результате ваучерной, по сути, безвозмездной приватизации. Из экономики производства она в одночасье превратилась в экономику присвоения с ярко выраженным коррупционным характером. Ведь приватизация - это присвоение общенародной собственности частными лицами, то есть узаконенное воровство. Так, скромный комсомольский работник Каха Бендукидзе выкупил завод "Уралмаш" за одну тысячную стоимости не завода, нет, за одну тысячную стоимости его годовой продукции!

Масштабы коррупции в России в точности равны масштабам приватизации. Новые собственники средств производства не создавали, да и не могли создать их своим трудом - они присвоили то, что создавалось поколениями трудящихся. Чего от них следовало ждать? Что они распорядятся легкой наживой с пользой и выгодой для страны, для народа? Конечно, нет. Они сделали то, что умели делать, - вмиг все распродали и стали богатыми. Вспомните, как использовалось приватизированное имущество: все, что можно было продать, - продавалось, вплоть до стратегических объектов, заводские цеха спешно превращались в "цеха" по продаже ширпотреба, потому что частнику выгоднее завезти дешевый товар и загнать его втридорога, нежели решать вопросы с модернизацией оборудования, подготовкой квалифицированных кадров, поиском рынков сбыта и т.д. В ходе приватизации у нас появилась прослойка россиян (их на пике приватизации даже называли очень характерно - новые русские), "красивая жизнь" которых стала образцом для подражания. В обществе сформировался стереотип: чтобы стать богатым, необязательно честно трудиться. Нужно быть ловким, беспринципным, изворотливым человеком. В итоге мотивация к созидательному труду полностью исчезла. Развиваются только сырьевые, экспортно ориентированные отрасли производства, где высокий процент прибыли, но доля живого труда в продукции - минимальна.

Почему? Потому что при экономике присвоения выгодно не производить, а распределять. Для этого нужно быть как можно ближе к кормушке - к казне, к ресурсам, к финансам, к госимуществу, и коррупция при такой экономической политике - неотъемлемый элемент системы. Эффективно бороться с ней не получится.

- Но ведь есть примеры государств, где основным источником дохода являются, так же как и в России, ресурсы, но доходы при этом распределяются с учетом общих интересов. Допустим, Иркутская область будет получать налоги от всех предприятий, которые работают на ее территории, а народно избранная власть станет их грамотно распределять и публично отчитываться перед согражданами. Так ли уж важно при таком раскладе заниматься производством?

- Важно. При любом раскладе. Дело в том, что при переходе от экономики производства к экономике присвоения резко изменилась структура занятости населения. Из 2,4 миллиона человек, проживающих в нашей области, в экономике сегодня заняты 790 тысяч человек, из них в производстве, включая сельское хозяйство, лесную отрасль, транспорт и связь, занято всего 320 тысяч. Хотя еще совсем недавно только в "Братскгэсстрое" трудилось около 100 тысяч человек, на АНХК - 30 тысяч, на авиазаводе - 20 тысяч, на "Радиоприемнике" - 10 тысяч, в лесной отрасли - 250 тысяч и т.д. Сегодня эти люди стали лишними, они существуют только за счет вторичного перераспределения доходов от экспорта сырья. В результате перехода к экономике присвоения десятки миллионов людей утратили экономический смысл своего существования, стали лишними. Они не могут прокормить себя и свою семью собственным трудом. Фактически им вынесен приговор. Но система, которая вычеркивает из жизни большинство трудоспособного населения, перестает быть жизнеспособной и самоуничтожается. Устойчивая коррупция, которую мы наблюдаем в России, - один из симптомов этого процесса.

- А может, все гораздо проще - у милиционеров, врачей, учителей очень низкие зарплаты, вот люди и выживают как могут... Государство, реформируя бюджетную сферу, пытается сегодня дать больше возможностей инициативным, деятельным людям, чтобы они могли больше зарабатывать, а не сидеть на фиксированной ставке...

- Реформы образования, здравоохранения, милиции направлены на резкое имущественное размежевание занятых в этих сферах. Хорошо жить будут только те, кто перейдет на платные услуги и будет востребован на рынке образовательных, медицинских, охранных услуг. Иными словами, будет обслуживать интересы экономически господствующего класса. Объясните, например, почему у нас образование перешло в разряд услуг? Воспитание, образование - это трудоемкий процесс, всегда связанный с принуждением, дисциплиной, самоограничением. Он в принципе не может расцениваться как услуга. В этом процессе всегда главным является воспитатель, преподаватель, наставник. Он передает знания, он определяет условия этой передачи. Это иерархический процесс, основанный на неравенстве. Учитель всегда больше отдает, чем получает. А предоставление услуги основано на эквивалентном обмене. Здесь главный - пользователь, тот, кто платит. Введение понятия "образовательная услуга" - это коренное изменение всей образовательной системы страны, подрыв ее основ. В итоге качественное образование получают не те, кто имеет способности, а те, кто в состоянии его оплатить.

А во-вторых, почему в нынешней России так низко ценится труд учителей? Да потому, что их продукция, - высокообразованный, гармонично развитый, полезный обществу молодей человек, патриот своей Родины, никому не нужен. В современной России образование прекратило выполнять свою прямую задачу - воспитывать граждан, полезных стране и обществу. Стоит обратная задача - научить молодых людей брать от жизни (родных, близких, общества, страны...) как можно больше! Вот вам и вся социальная функция...

- То есть, по-вашему, выходит, что труд рабочего, крестьянина, врача, учителя в сложившихся условиях не актуален, его социальная составляющая очень низкая, коррупция - часть системы...Что делать?

- Все очень просто. Все люди в силу своей природы стремятся к счастью, славе, материальному благополучию. Но для достижения этих целей есть трудные пути, а есть легкие. Трудные пути - это созидательный труд на благо общества, связанный с производством материальных ценностей, такой как труд рабочих, крестьян, инженеров, конструкторов, учителей, врачей и т.д., а также честная военная и гражданская службы. Легкие пути - это воровство, мошенничество, спекуляция, азартные игры, наркоторговля, коррупция и т.д. Задача государства состоит в том, чтобы "открывать" трудные пути и "закрывать" легкие. В России пока делается все наоборот. Гораздо выгоднее сегодня идти легким путем, получать легкие деньги. Поэтому чтобы победить коррупцию, нужно, во-первых, создать приоритетные экономические условия для честного производительного труда, направленного на развитие общества. И, во-вторых, "перекрыть кислород" любителям легкой наживы по принципу: "Кто не работает, тот не ест!"

- Но государство и так много делает для развития реального сектора экономики, взять например, национальные проекты, в которые вкладываются большие средства.

- Мало выделить деньги, нужно рационально их использовать. Берусь утверждать, что прямую выгоду, к примеру, от нацпроекта "Сельское хозяйство" сегодня получают только банки и посредники. Крестьянам этот проект несет не процветание, а разорение. Происходит это так. Крестьянин для развития хозяйства под залог имущества берет в банке деньги по программе льготного кредитования. Он обязуется выплатить основную сумму займа, а проценты при этом гасит государство. На эти деньги он закупает оборудование, семена, горюче-смазочные материалы, нанимает людей, выращивает урожай и продает его на рынке, чтобы рассчитаться с кредитом. Но цены на сельхозпродукцию далеко не всегда дают крестьянину шанс вернуть долги - причины могут быть разные: снижение урожайности из-за сложных погодных условий, сезонные колебания рынка и т.д. И чтобы вернуть заем, крестьянин нередко вынужден отдавать продукцию за бесценок. Поэтому прибыль в сельском хозяйстве образуется не в сфере производства, а в сфере кредитования, переработки и реализации продукции. Так, например, булка хлеба в магазине стоит 18 рублей, а крестьянину из этих денег перепадает только десятая часть, молоко в магазине стоит 35 рублей, а крестьянину за это молоко платят девять рублей. Как же он может развиваться? Кроме того, государство широко практикует закуп сельхозпродукции за рубежом. Наши крестьяне не могут конкурировать с низкокачественной и высокодотационной зарубежной продукцией.

Итак, будучи не в силах рассчитаться за кредит, крестьянское хозяйство разоряется, а имущество переходит к банку. Кто же в выигрыше? Только банк и посредник-перекупщик. Так, в Иркутской области в 2009 году занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве было 98 700, а в 2010 осталось только 35 840 человек.

А почему бы государству не исключить банки из этой цепочки и не дать крестьянину весной товарный кредит - в виде семян, горючки, сельхозтехники, удобрений, а осенью закупить по твердым ценам урожай? Это обеспечило бы создание более прочного задела для продовольственной безопасности и повлияло на ценовую политику.

Выходит, что на словах декларируется развитие реального сектора экономики - трудные пути, а на деле господдержка оказывается спекулятивному сектору - легкие пути...

По данным журнала "Форбс", за 2010 год в России стало на 39 миллиардеров больше. По количеству миллиардеров Москва обогнала Нью-Йорк - из 101 миллиардера в Москве живут 87... Из них никто не построил новых заводов, ГЭС, железных дорог. Все они идут легким путем. Так что вертикально интегрированным структурам, которые составляют основу нашей региональной экономики, нет никакого дела не только до наших пенсионеров и инвалидов, но и до вполне трудоспособного населения, которое при других экономических условиях вполне успешно могло бы развивать и строительство, и сельское хозяйство, и любое другое полезное для страны дело.

- Как депутаты областного парламента могут повлиять на снижение уровня коррупции?

- В плане борьбы с коррупцией наш региональный парламент уже довольно давно предлагает жестко декларировать доходы государственных служащих и депутатского корпуса не только в доходной, но и в расходной части. Это предложение направлялось и в федеральное правительство, и в Госдуму. Сегодня закон, регламентирующий данную норму, находится в парламенте страны.

На местном уровне нами были приняты поправки к закону "О законах и иных нормативных правовых актах", которые ужесточили антикоррупционные требования. Сегодня ни один документ не рассматривается депутатами без экспертного заключения прокуратуры.

Но, пожалуй, главным инструментом Законодательного Собрания по борьбе с коррупцией является Контрольно-счетная палата, которая проверяет использование чиновниками и госучреждениями бюджетных средств. Только за 2010 год в результате проверок КСП было вскрыто нарушений законодательства на сумму 3 миллиарда 790 миллионов 840 тысяч рублей. Ущерб государства при исполнении бюджета оценивается в 415 миллионов 320 тысяч рублей. Потери государственной собственности от неправомерного отчуждения государственного имущества составили 1 миллиард 183 миллиона рублей. Объем средств, использованных не по целевому назначению, составил 9 миллионов 267 тысяч рублей. Рекомендовано к взысканию или возврату в областную казну 580 миллионов 801 тысяча рублей.

Эффективно используется Законодательным Собранием такая форма контроля, как депутатский запрос. Широкий резонанс получил мой депутатский запрос по поводу приватизации акций "ВЧНГ", в результате которого удалось установить, что областная казна потеряла от этой аферы не менее 1,2 миллиарда рублей. В прошлом году совместно с другими депутатами мной было направлено в правительство пять запросов, которые касались коррупционной тематики. В частности, запрос "О приватизации ОАО "Управляющая инвестиционная строительная компания" созданного в 2006 году губернатором Александром Тишаниным. В 2008 году этой компании распоряжением заместителя губернатора № 117-рз был предоставлен земельный участок в Иркутске размером 123,6 гектара кадастровой стоимостью 3,67 миллиарда рублей. После ухода губернатора в отставку это распоряжение было отменено документом № 224-рз от 18 апреля 2008 года. А в 2010 году ОАО "УИСК" было продано по цене 1,2 миллиона рублей. Новые хозяева обратились в суд с иском о признании недействительным распоряжения заместителя губернатора №224-рз, отменяющего выделение земли, и выиграли суд. Таким образом, владельцы ОАО "УИСК", купленного за 1,2 миллиона рублей, попытались получить участок земли стоимостью 3,6 миллиарда рублей. Хороший бизнес, не правда ли? Зачем строить дома, пахать землю, воспитывать учеников, выплавлять металл? Несколько ловких ходов - и вы счастливый обладатель огромного богатства... После депутатского запроса состоялся суд апелляционной инстанции, который отменил решение областного суда. Я считаю, что была предотвращена попытка захвата областной государственной собственности в особо крупных размерах.

Еще один мой депутатский запрос касался выделения 30 гектаров земли в районе ершовского водозабора под малоэтажную застройку. Предполагалось построить там три тысячи коттеджей с выгребными ямами в 200 метрах от водозабора. В результате запроса было издано распоряжение губернатора о границах санитарно-охранных зон вблизи ершовского водозабора, запрещающее в этих зонах жилищное строительство.

Еще два моих запроса о незаконном обогащении управляющих компаний города и о соблюдении требований закона "О персональных данных" при регистрации граждан находятся на проверке в прокуратуре. По моим расчетам, управляющими компаниями города только по двум статьям: горячее водоснабжение и отопление незаконно взыскивается с жителей города более одного миллиарда рублей в год. Думаю, что к апрельской сессии мы получим первые результаты проверки. Должен сказать, что депутатские запросы о деятельности УК были поддержаны на самом высоком уровне. Президент Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и другим ведомствам проверить деятельность УК по всей стране.

- В любой борьбе нужны лидеры. Вы рассматриваете себя как лидера в борьбе с коррупцией?

- Я не очень люблю это слово - лидер. У него слишком спортивный, индивидуалистический оттенок. Я ни с кем не соревнуюсь. Буду только рад, если кто-то другой в деле борьбы с коррупцией будет делать больше и лучше. Я депутат, я защищаю интересы своих избирателей. Это моя прямая задача, и я ее выполняю...

Мнение

Репутация порядочного человека должна цениться выше, чем материальный успех

Борис Грызлов, председатель Государственной думы РФ

Коррупция процветает там, где сила закона уступает силе отдельного решения отдельного чиновника. Представить себе государство без чиновничьего аппарата невозможно, а значит, контроль за его работой, в том числе со стороны гражданского общества, должен быть постоянным и жестким. При этом крайне важно продолжить системную работу по оптимизации численности государственного аппарата.

Национальный план противодействия коррупции, утвержденный в сентябре 2008 года, Федеральный закон "О противодействии коррупции" закрепили базовые правовые основы политики государства в сфере противодействия коррупции. Наряду с базовыми законами принят целый блок изменений более чем в 25 действующих законов. Так, поправки в федеральный конституционный закон о правительстве ввели норму, обязавшую членов правительства декларировать имущество и доходы - свои и членов своих семей. Эта мера также была распространена на депутатов всех уровней, на членов избирательных комиссий, на аудиторов Счетной палаты России, на служащих Центробанка, на органы суда, прокуратуры и милиции.

Депутаты Государственной думы поддержали инициативу президента о введении повышенных штрафов за взяточничество. Размер таких штрафов будет исчисляться кратно (от 25 до 100 раз) относительно суммы самой взятки. Законопроект был принят нами в первом чтении 9 марта 2011 года. На внесение поправок ко второму чтению отведен месяц. Думаю, что в апреле мы примем этот закон в окончательной редакции.

Безусловно, способствуют борьбе с коррупцией и меры по повышению открытости органов власти, такие, как создание масштабных интернет-порталов, например, zakupki.gov.ru, расширение практики работы по принципу "одного окна" и т.д. Госзакупки - особая тема. Начиная с 2006 года на территории России действует единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Его задача - обеспечить прозрачность, объективность и честную конкуренцию при проведении конкурсов, при заключении государственных или муниципальных контрактов. За пять лет наработанная практика выявила необходимость серьезной переработки закона с учетом особенностей разных товаров, работ, услуг. Депутатами Государственной думы подготовлена новая концепция закона, обсуждение которой будем иметь широкий и всесторонний характер.

Пора изменить и отношение общества, в том числе на бытовом уровне, к коррупции. Что имеется в виду? С одной стороны, каждый понимает, что взятка - это не просто плохо, но и противозаконно. С другой стороны, решение какого-нибудь вопроса при помощи взятки в массовом сознании считается более простым и понятным способом, чем законный путь.

Подчеркну: каждый россиянин должен включиться в борьбу с коррупцией: жить не по принципу "ты - мне, я - тебе", а в соответствии законом. Ведь правовое государство, в конечном итоге, возникает не там, где принимается много хороших законов, а там, где они все и всеми исполняются.

Валерий Зоркальцев, профессор экономики, ИНЦ СО РАН

Безусловно, коррупция - это плохо. Она, как раковая опухоль, которая медленно, но верно изнутри разъедает организм. О причинах можно говорить долго. Навскидку - одна из главных связана с реформами 90-х годов: общество утратило порядочность. И в рыночных отношениях стали участвовать все, в том числе и чиновники.

Еще одна причина - огромное море чиновников, и федеральных, и региональных. Из-за отсутствия реального дела они занимаются псевдоработой и взяточничеством. Очень жаль, что все форматы взяток - от пятисот рублей инспектору ГИБДД до строительных откатов - стали нормой и практически ритуалом.

На мой взгляд, для борьбы с коррупцией в первую очередь важна независимая и эффективная пресса. Во всем развитом мире проблема коррупции поднимается именно в СМИ. А у нас в стране пресса стала беззубой.

Второй шаг к решению проблемы - тщательный отбор кадров и создание в органах власти "ячеек" честных работающих людей. Надо чтобы порядочность становилась правилом. На самом деле, у нас в стране вполне достаточно честных и ответственных людей.

Что касается наказания, то нужно карать непременно снятием с должности с последующим запретом ее занимать, да и вообще с запретом работать в органах власти. Коррупция - хуже бытового воровства, она имеет негативные социальные последствия и в целом бросает тень на власть. Безусловно, есть резон сократить чиновничий аппарат. Ну и, конечно, искоренять коррупцию в судах.

Герман Струглин, юрист, заместитель начальника пресс-службы ГУВД по Иркутской области

В борьбе с коррупцией есть три ключевых момента. Первый - моральная составляющая: успешной борьба со взяточничеством станет тогда, когда отсутствие коррупционного прошлого и настоящего станет непременной частью успешного имиджа делового человека. То есть примерно в тот момент, когда в общественном сознании репутация порядочного человека будет цениться выше материального успеха.

Второе: оценка результатов борьбы с коррупцией должна вестись не по количеству, а по качеству. Как правило, сегодня всех удивляет размер взятки. Между тем есть колоссальная разница, берет взятку высокий чин или среднестатистический бюджетник. И приговор суда по-хорошему должен быть определен мотивацией преступления и положением в обществе. Если, например, человек на высокой должности и так получает от государства зарплату 100 тысяч рублей в месяц, но при этом еще и берет взятки, то наказание должно быть строгим, исключающим условные меры. Скажем, если бы каждый сотрудник органов государственной власти знал, что в случае взятки он гарантированно получит пять лет тюремного заключения, а то и все десять (и никаких "но"), или если бы среднестатистический писарь знал, что даже если он возьмет тысячу рублей, он получит два года тюрьмы - это бы, мне кажется, дало хороший профилактический эффект. Вряд ли бы кто захотел брать.

И третий момент - нам необходим единый подход к лицам, подозреваемым в коррупции. Многие руководители не придают значения случаям взяточничества в своих организациях, замалчивают их, увольняют человека задним числом. Таким образом, человек, который совершает преступление, знает, что беспокоиться особенно не о чем: ну лишится он должности, а может, рискнет удачно и денег получит. И это тоже проблема подхода к борьбе с коррупцией - такие случаи нужно и важно предавать огласке, чтобы другим неповадно было.



Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru