Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

С добрым утром, земляки! Тема дня

29.03.2011

С добрым утром, земляки! Тема дня

Н. Кузнецова, Радио ИГТРК, 19:20, 29.03.2011

Гостем программы стал Геннадий Васильевич Истомин, заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области.

Н. Кузнецова: Бюджет Иркутской области нельзя назвать самодостаточным. Но именно бюджет определяет и качество, и уровень жизни региона. Он сократился в этом году и по доходам и по расходам, есть ли возможность увеличить доходную часть бюджета?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: Возможность такая есть. Мы рассматривали в марте на заседании правительства вопрос о налоговой базе Иркутской области. В ходе рассмотрения были вскрыты достаточно большие резервы по наполнению доходов как областного, так и местных бюджетов. К примеру, только в городе Иркутске из 27 тысяч квадратных гектаров земли всего-навсего оформлено и платят налоги с 10 тысяч гектаров земли. С 17 тысяч никто не платит. Примерная сумма - более миллиарда рублей, которую дополнительно можно собрать с владельцев земельных участков. Если говорить в целом по области, то эта сумма выливается в цифру более 3 миллиардов рублей. Резервы есть. Я уже не говорю о том, что есть дополнительные резервы работы нашего крупного бизнеса, есть резервы работы малого бизнеса и многих других направлений. Поэтому мы должны сейчас проводить работу. Постановление Законодательного Собрания принято, достаточно серьезные объемы, и вместе с правительством мы будем проводить работу по наполнению доходной части бюджета.

Н. Кузнецова: Когда формировался бюджет, делались заявления, что все социальные программы, хотя они и сокращенные, они останутся, и все социальные гарантии перед населением будут выполняться. Как это на самом деле происходит?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: На самом деле это так и происходит. У нас сегодня более 30 различного рода программ. И те, которые утверждены Законодательным Собранием, и смета финансирования предусмотрена в бюджете. Кроме этого, достаточно большое количество социальных законов, и в настоящее время нами еще предусматривается ряд социальных законов. К примеру, только что мы внесли изменения в закон о транспортном налоге, где предлагаем освободить многодетные семьи от транспортного налога. Посчитали эту инициативу достаточно необходимой. И поэтому все социальные законы, которые сегодня у нас приняты, все программы исполняются. Действительно, в урезанном виде, но в тоже время ситуация в 2009 году была такова, чтобы не разбалансировать бюджет, не ввести область в состояние банкротства, нам пришлось управлять бюджетом практически в ручном режиме, и более чем на 4 миллиарда рублей мы сократили социальные программы. Сейчас постепенно мы восстанавливаем финансирование и увеличиваем по отношению к тому, что было предусмотрено в сокращенном варианте.

Н. Кузнецова: У нас уже есть звонок, давайте будем отвечать.

- В рамках празднования 350-летия Иркутска очень многое говорится о 130-м квартале. Что-то будет предприниматься в отношении улицы Подгорной?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: По 350-летию у нас достаточно серьезная программа развернута, и вы уже видите, началось строительство библиотеки Молчанова-Сибирского, идет восстановление Ледового дворца, Газпром начал возле Сибэкспоцентра строить плавательный бассейн на 50 метров длиной дорожки. Сейчас идет реконструкция набережной от реки Ушаковка до площади Кирова. То есть достаточно большой объем работ. Что касается 130 квартала, это первый квартал вообще в истории города Иркутска, где проводится полная комплексная реконструкция. Начиная от инженерных сетей и строительства практически новых объектов или восстановления тех, которые стояли на этом месте, по тем же историческим образцам с учетом сохранения стиля и традиций строительства деревянного зодчества. Следующее, что в планах стояло - это 131 квартал, это то, о чем вы говорите. Потому что на сегодняшний день по большому счету это большой позор для города Иркутска, где в центре города вырыли полгоры практически, заставили все контейнерами, и на сегодняшний день там творится полная антисанитария. И я думаю, что руководство города к празднованию 350-летия должно там навести порядок достаточно серьезный

Н. Кузнецова: Не слишком ли мы затянули подготовку к юбилею и освоим ли мы те деньги, которые нам выделил федеральный бюджет?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: К сожалению, действительно затянули. По-хорошему, если говорить о подготовке такого праздника, то надо было говорить за 5-7 лет. Когда мы начали говорить за 1,5 года, то только благодаря тому, что у Дмитрия Федоровича Мезенцева, губернатора, достаточно серьезная система взаимоотношений в Москве, нам удалось выбить эти финансовые ресурсы для области. На сегодняшний день, когда проводили тендер, одним из основных условий было освоение средств в полном объеме на территории Иркутской области. По каждому объекту составлены графики строительства. Еженедельно проводятся рабочие совещания под управлением министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области. Я уверен, что все графики должны быть соблюдены, потому что финансирование у нас идет.

Н. Кузнецова: Вновь слушаем звонок.

- От Волжской в сторону Академгородка, Приморского трудно добраться? Ходит только троллейбус №7, которого ждешь 30-40 минут. И второй вопрос. Когда улица Трудовая будет асфальтироваться?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: На асфальтирование улиц города Иркутска предусмотрено более миллиарда рублей - миллиард 200, и планируется подход еще 400 миллионов рублей, то есть сумма достаточно большая. Дай бог с этой суммой справиться. Насколько я знаю, в той программе, которая в городе Иркутске утверждена, около 300 миллионов рублей пойдет на асфальтирование внутридомовых территорий. Это как раз то, что нас сегодня особо волнует. И плюс ко всему, более 200 миллионов рублей уйдет на асфальтирование частного сектора, потому что рабочие окраины города Иркутска у нас давным-давно не видели не только асфальта, но многие улицы не видели и гравия, поэтому эта тема достаточно серьезная. Что касается троллейбуса. Этот вопрос нужно будет задать руководству города Иркутска, не депутатам Законодательного Собрания, но насколько я знаю этот вопрос, после окончания строительства третьей и четвертой очереди нового мостового перехода эта тема дальше будет рассматриваться. Поэтому я адресую этот вопрос руководству города, и они вам ответят через иркутскую газету.

Н. Кузнецова: Когда начнется асфальтирование улиц Иркутска?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: Финансовые ресурсы находятся в Иркутской области с прошлого года, с декабря, и в ноябре деньги, в декабре подходили, поэтому в плановом режиме, как только наступит устойчивая плюсовая температура, это май, сразу же начнут проводиться эти работы.

Н. Кузнецова: Продолжим разговор о финансах, это главная проблема. Сегодня много разговоров о реформе местной власти, но у нас практически все муниципальные образования дотационные. Когда власть не имеет финансовых средств, трудно решать проблемы, вон их сколько в городе Иркутске, что говорить о территориях. Как строятся межбюджетные отношения с территориями?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: Сегодня проводили совет ассоциаций. Семенов Вадим Александрович - председатель совета муниципальных образований. Один из вопросов, которые мы рассматривали, - это как раз были финансовые вопросы. Каким образом решать изменение межбюджетных отношений, как сделать, чтобы территории были заинтересованы в собираемости налогов у себя на территории, чтобы сумма собираемых налогов оставалась у них, чтобы были введены механизмы поощрения. Как раз на эту тему вели достаточно серьезный разговор. Я бы разложил этот вопрос на несколько составляющих. Первая составляющая: достаточно ли финансовых ресурсов органам местного самоуправления на исполнение тех полномочий, которые закрепил федеральный законодатель за ними? Однозначно нет. Насколько эффективно сегодня мэры многих муниципальных образований используют финансовые ресурсы? Проводимые проверки Контрольно-счетной палатой тоже говорят, что нет. Насколько на сегодняшний день территории активно работают над повышением доходной базы? Тоже нет. Поэтому поле деятельности достаточно большое, и все будет зависеть от нас, как мы вместе сработаем. Чтобы заинтересовать местное самоуправление, мы в текущем году по закону межбюджетных отношений передали сумму 900 с лишним миллионов рублей. Это налог, взимаемый - 50% налога взимаемого по упрощенной схеме налогообложения. А всего более 24 миллиардов рублей ушло в виде оказания помощи (межбюджетных трансфертов) муниципальным образованиям. Сумма достаточно большая.

Также в ходе передачи был задан вопрос, почему крупные предприятия, которые работают на территории Иркутской области, не платят здесь налоги.

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: Вообще область у нас богатая. Около 60% нашей продукции - это экспортоориентированная продукция, которая выпускается на промышленных предприятиях нашей области. Для нас на сегодняшний день очень важен закон о трансфертном ценообразовании. Он принят в первом чтении в ноябре Государственной Думой. Мы очень сильно ждем его принятия, потому что на основании этого закона предприятия, включенные в вертикальную интегрированную структуру и которые сегодня у нас на территории являются цеховыми подразделениями этих структур, вынуждены будут платить налоги по месту производства продукции. Мы примерно оцениваем эту цифру в порядка 5-6 миллиардов рублей. Для Иркутской области это практически 10% доходов областного бюджета. И эта сумма нам крайне нужна. Поэтому мы настроены, и своих депутатов Государственной Думы от Иркутской области настраиваем, чтобы они выходили с инициативой скорейшего принятия этого закона. Почему еще очень важно для нас это? Когда Минфин оценивает налоговый потенциал Иркутской области, он берет средние платежи по Российской Федерации. И в силу того, что вертикально интегрированые компании платят меньше у нас на территории области налога, а на законных основаниях формируют источник прибыли в другом месте, в другом регионе, разница в оценке налогового потенциала составляет порядка 15 миллиардов рублей. Это значит, что 5-6 миллиардов рублей налоговых платежей, которые могли бы поступить в бюджетную систему Иркутской области. Вот почему для нас это крайне важно. Разговор ведется несколько лет, он велся по толлингу, разговор велся о рентных платежах, разговор ведется о трансфертном ценообразовании. Но я сейчас с надеждой ожидаю этого закона, потому что в первом чтении Государственная Дума его приняла, и я надеюсь, что все же в весеннюю сессию этот закон будет принят окончательно. По крайней мере, такие заверения от депутатов Государственной Думы мы получаем.

Н. Кузнецова: В Иркутской области создается Байкальская региональная пассажирская компания, и это интересует многих жителей, кто привык пользоваться пригородными электричками. Для чего создается эта компания, как она будет работать, и не будут ли ущемлены права тех пассажиров, для кого электричка сегодня - доступный и самый удобный транспорт?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: Действительно, на основании постановления правительства и реформирования системы РАО РЖД с 1 января 11-го года железная дорога не имеет права заниматься пригородными пассажирскими перевозками. Субъекты Федерации до 1 января 11-го года должны были создать пригородные компании. Когда мы этот вопрос поставили в ноябре, почему не создается пригородная компания, почему затягивается этот вопрос, нам было дано обязательство, что до 1 января компания будет создана. Январь прошел, февраль прошел, компания не была создана. Мы подготовили депутатский вопрос за подписью 43 человек из 49. Это говорит о большом внимании со стороны депутатского корпуса к этой проблеме. И в итоге 17 марта состоялось собрание Совета директоров РАО РЖД, который принял предложение Иркутской области: 50% акций плюс одна акция переданы Иркутской области и 50 минус одна акция - РАО РЖД. На сегодняшний день идут вопросы формирования пригородной компании. Но параллельно с этим я бы хотел обратить внимание еще на несколько факторов. На сегодняшний день мы не говорим о сумме. Мы говорим о социальной проблеме, о том, что проблема перевозки наших пассажиров должна быть решена, а дальше должны вступить в действие экономические расчеты, должно быть проведено обследование пассажиропотока, потому что за последние 3 года ни разу этого не делалось, должны быть введены магнитные конкретные карточки, установлены терминалы, чтобы каждый человек, который имеет право на льготу, мог официально проехать, чтобы нам не предоставляли данные, непонятно откуда взятые, - по тысяче, по 2 тысячи школьников приезжают в какой-то поселок, а чтобы мы конкретно платили за то, чем мы воспользовались, какой услугой. Вот это очень важно. И плюс ко всему мы должны посмотреть экономику работы пригородной компании, потому что на сегодняшний день есть уже примеры, когда некоторые пригородные компании выходят на безубыточную работу. И для нас это тоже очень важно, чтобы не дотировать эту пригородную компанию, хотя я понимаю, на первом этапе это придется делать обязательно. Сейчас идет процесс регистрации пригородной компании, получения лицензии на перевозку, и, как нас заверяло правительство, к 1 апреля все эти вопросы будут решены. В настоящее время осуществляет перевозки Краспригород, они нам выставляют достаточно большие счета. Если железная дорога выставляла 78 миллионов за месяц, то Красноярская пригородная компания за январь выставила 193 миллиона рублей, с чем сейчас пока правительство области не согласилось. Идет просчет цифр, рассмотрение всех процедур, но эта уже работа в будущем. Мы договорились, что 20 апреля на сессии Законодательного Собрания мы еще раз заслушаем правительство о том, каким образом выполнить депутатский запрос.

Н. Кузнецова: Хотя мы всё время слышим, что это не рентабельные перевозки, тут надо что-то решать.

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: Понимаете, если бы системно работали. На сегодняшний день у нас по третьей зоне 20 рублей стоит проезд, это самый дешевый проезд в Российской Федерации. У наших соседей из Красноярска более 30 рублей. То есть там системно занимались вопросами пригородных перевозок, обследованием пассажиропотока, определением направлений, количества пар поездов. А мы, начиная с 2008 года, этой работой в области не занимались серьезно. Почему вопрос встал и находится на депутатском контроле.

Также в программе был задан вопрос о реализации закона по созданию пунктов приема и отгрузки древесины. Работает ли этот закон?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: Этот закон и работает, и не работает. Депутатом Фалейчиком Юрием Иосифовичем был внесен этот законопроект. Долгое время над ним работали. Закон очень сложный, закон непростой. Мы все понимаем и видим, сколько леса у нас воруется и какой ущерб наносится в целом экологии, природе в Иркутской области. Закон приняли. В январе более 800 организаций обратились за получением лицензии на перевозку. Начали вроде бы заниматься, но, к сожалению, работа идет очень слабо. Несколько тысяч лесопользователей, а обратились менее тысячи. И поэтому мы на депутатском часе рассмотрели ход исполнения данного закона, заслушали министерство лесного хозяйства, правоохранительные органы, другие курирующие это направление структуры. Было отмечено, что пока над этим законом очень слабо работают, поэтому были приняты решения. На основании этих решений губернатор рассмотрел вопрос на комиссии по оперативным вопросам, дал очень жесткие поручения министерству лесного хозяйства, структуре правоохранительных органов. На сегодняшний день я знаю, что в этом плане работа начала понемногу раскручиваться. Хотя я понимаю прекрасно, до совершенства работы этого закона еще очень много времени пройдет. Почему? Потому что только через Качугский пост ГАИ проходит в сутки более 300 автомобилей с лесом. Поэтому сейчас нужно думать и дальше другие механизмы, каким образом наводить порядок непосредственно в вопросах лесопользования, лесовосстановления. Потому что несмотря на то что территория иркутская - очень богатая, лесопокрытая часть, мы видим, что сегодня вокруг населенных пунктов леса становится все меньше и меньше. Это очень плохо, поэтому надо заниматься этой проблемой в комплексе. Сейчас этот вопрос находится уже на контроле, работа уже идет. Мы обратились с просьбой к губернатору Иркутской области с тем, чтобы как можно скорее решить вопрос по министру лесного комплекса. Мы понимаем прекрасно, что более 20% доходов областного бюджета мы можем получать только от этой отрасли, и для нас это направление крайне важно с точки зрения экономики. Посмотрим, я думаю, этот вопрос будет решен.

Н. Кузнецова: Успею задать еще один вопрос. Геннадий Васильевич, вы депутат от Слюдянского района, поэтому я не могу не спросить о БЦБК, который намеревались ликвидировать, и на этой территории развивать туристическую зону. Похоже, что все происходит как раз наоборот.

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: Моя позиция в этом вопросе однозначна, она никогда не менялась. Байкал и БЦБК несовместимы. БЦБК не должен работать на территории Байкала. Особенно с учетом принятого постановления правительства от октября прошлого года о расширении туристической зоны. Нам необходимо вопрос решать как можно быстрее на эту тему. Ни один нормальный резидент не будет вкладывать деньги в развитие турзоны, пока мы не решим проблему остановки БЦБК или его перепрофилирования. Но я боюсь одного: если мы затянем этот вопрос еще хотя бы на полгода, мы можем вообще потом лишиться туристической зоны. Республика Бурятия осваивает в этом году 3 миллиарда 800 рублей на своей турзоне. Они уже построили все сетевое хозяйство, провели электролинии, водоснабжение, канализование, дороги, и уже сейчас японские компании проектируют им строительство гостиницы. А мы до сих пор не можем утвердить границы этой зоны, хотя в одно и тоже время было постановление правительства о создании турзон. Поэтому если еще протянем немного с БЦБК, то тогда будут очень сложные проблемы в целом. И в будущем я понимаю прекрасно, что БЦБК не будет работать, производственные мощности изношены, и, конечно, надо заниматься серьезно перепрофилированием. Но я боюсь, что просто-напросто собственник возьмет бросит этот комбинат, и всё, тем более сегодня введено конкурсное управление до июля 12-го года, и я реально понимаю, что оживления работы на БЦБК не будет.

Н. Кузнецова: Что делать?

Геннадий Истомин, заместитель председателя ЗС Иркутской области: Что делать? Нужно принимать политическое решение на федеральном уровне. И мы понимаем это. К примеру, на сегодняшний день за 2010 год ни одно из 20 с лишним природоохранных мероприятий не выполнено. Постановление о разомкнутой системе закончилось в декабре, а комбинат работает, никто ничего не делает. Как? Почему? В каком правовом государстве это может быть? Поэтому тема БЦБК очень серьезная. Я остаюсь на своей позиции, что БЦБК не место рядом с турзоной.


Поделиться с друзьями:
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru