Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Людмила Берлина выступила перед студентами с публичной лекцией «Парламент и парламентаризм в Российской Федерации»

Людмила Берлина выступила перед студентами с публичной лекцией «Парламент и парламентаризм в Российской Федерации»
06.04.2011 00:00 4871

Ольга Андреева

Вчера председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина выступила перед студентами третьего курса факультета государственного и международного права БГУЭП с лекцией «Парламент и парламентаризм в Российской Федерации». Таким образом, стартовал очередной проект «Единой России» – на этот раз обучающий. В течение нынешнего учебного года в разных вузах Иркутска перед студентами с лекциями выступят члены политсовета регионального отделения ЕР.

Общаясь с журналистами перед началом мероприятия, Людмила Берлина призналась, что лекторский опыт у нее небольшой, поэтому естественное волнение присутствует. Заявленная тема выступления позволила проанализировать опыт развития парламентаризма в нашей стране с момента его зарождения до современного периода. Студенты узнали, как относился к парламентаризму идеолог советского государства товарищ Ленин, что послужило причиной кризиса законодательной власти 2000 года непосредственно в Иркутской области, каковы сегодня принципы взаимодействия различных ветвей власти.

Формально российскому парламентаризму пошел сто шестой год, но фактически ему не более тридцати лет, уверена Людмила Берлина. Первая Государственная Дума была собрана еще при царе – в 1906 году и работала вплоть до октябрьской революции. Но из четырех созывов только один проработал полностью весь срок. Главным побудительным мотивом создания представительного органа стало желание ограничить власть монарха. После революции товарищ Ленин, признавая парламент как одну из структур построения государственной власти, все же называл его буржуазным пережитком, вредным для молодой советской республики.

Владимир Ильич отвергал главный принцип парламентаризма – принцип разграничения властей на исполнительную, законодательную и судебную. У советского государства была своя модель. С одной стороны – существовали Советы народных депутатов и выборность сохранялась, но при этом Советы были полностью подчинены исполнительной власти.

– Не надо думать, что главный принцип парламентаризма – выборность депутатов. Главный принцип – это принцип разделения властей, – отметила спикер.

К этой системе мы вернулись в 1993 году. С этого времени начинается современная история российского парламентаризма и, естественно, законодательной власти Иркутской области. Являясь заслуженным юристом России, депутатом двух созывов Законодательного Собрания Иркутской области, Людмила Берлина сама непосредственно была и участником, и организатором многих событий, способствующих развитию и укреплению парламентаризма как на уровне РФ, так и непосредственно в Иркутской области.

Самый первый созыв в Иркутской области был и самым кратковременным – с 1994 по 1996 годы. На уровне федерации все регионы были уравнены в правах, только Законодательному Собранию было дано право принимать законы (сегодня правом законодательной инициативы в пределах своих полномочий наделены и исполнительная власть, и судебная). Главная заслуга первого созыва – принятие Устава Иркутской области.

– У нашей области очень хорошая юридическая школа, и наш Устав был признан одним из лучших в стране. И вы, студенты-юристы, должны это знать и гордиться этим, – подчеркнула председатель ЗС.

Однако фундамент правовой системы Иркутской области, на котором мы базируемся сегодня, был сформирован вторым созывом 1996–2000 годов. В то время были приняты законы о бюджетном процессе, о приватизации и ряд других, сформирован институт местного самоуправления.

– Время было весьма непростое, сталкивались различные мнения, точки зрения, и апогеем этих процессов стал кризис областной парламентской власти, когда полгода депутаты не могли выбрать спикера третьего созыва.

Вообще, по мнению председателя ЗС, 90-е годы прошлого века стали непростыми с точки зрения законодательства в целом по стране. Именно на это время приходится принятие Государственной думой целого пакета откровенно популистских законов, которые никак не были обеспечены финансово. И это, в свою очередь, не прибавляло социального оптимизма в обществе.

Новый век принес свои проблемы и переживания, с которыми приходилось справляться депутатам уже четвертого созыва 2004–2008 годов. Знаковыми для этого периода стали: отмена прямых губернаторских выборов, принятие закона «о монетизации льгот», объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа, реализация национальных проектов региона и проведение реформы местного самоуправления.

Анализируя нынешнее время, Людмила Берлина отметила, что его основным лейтмотивом стало воплощение принципа противовесов двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Например, согласно новому Уставу, который был принят нынешним депутатским корпусом в связи с объединением области и округа, депутатский корпус согласовывает назначение на должность двух первых заместителей председателя правительства области, депутаты также могут выразить недоверие губернатору региона.

– Мы не имеем права снять с должности главу региона, но мы можем выразить ему недоверие. Губернатор, в свою очередь, может распустить парламент. И все эти нормы прописаны в Уставе, – рассказала спикер.

Также председатель областного парламента не исключила, что со временем в стране могут вернуть институт губернаторских выборов. Немаловажная тема нынешнего дня – борьба с коррупцией, которая разъедает все слои общества и самое главное – веру в то, что обычный порядочный человек своим умом и трудом может достичь успеха.

– Власть должна быть, прежде всего, прозрачной и открытой. Мы, например, транслируем все наши сессии на сайте в режиме реального времени, поэтому любой человек, имеющий компьютер, может видеть, как работают депутаты. В некоторых регионах, правда, предложили для прозрачности работы чиновников снимать двери в кабинеты, но я не склонна оценивать данный опыт как позитивный.

Людмила Берлина рассказала студентам о том, что для молодых политиков в регионе создан молодежный парламент, где, несмотря на название, все происходит по-взрослому – работают комитеты и комиссии, проходят сессии. А некоторые даже впоследствии становятся настоящими депутатами различных представительных органов власти.