Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Новые механизмы для привлечения средств на строительство школ обсудили на Общественном совете при ЗС
12.10.2021

Новые механизмы для привлечения средств на строительство школ обсудили на Общественном совете при ЗС

Изучить механизм инфраструктурных облигаций для строительства новых школ предложил председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. С этим предложением спикер выступил на заседании Общественного Совета при областном парламенте, которое провел сегодня Алексей Соболь. На заседании обсуждался вопрос о перспективах перехода общеобразовательных организаций Иркутской области на односменный режим обучения.

Открывая заседание, Алексей Соболь рассказал, что накануне члены Общественного совета посетили школы в Иркутске и Иркутском районе. В этих двух муниципальных образованиях школы переполнены из-за роста численности населения в последние годы, из-за чего образовательный процесс организован в две смены. Вместе с тем по замыслу правительства РФ к 2025 году все школы должны перейти на работу в одну смену.

Александр Ведерников считает, что для строительства как можно большего числа школ надо привлекать разные механизмы. «В первую очередь, надо максимально привлекать федеральные средства через национальные проекты и государственные программы, потому что большие школы – это дорогостоящие объекты. Однако только этим способом проблему полностью не решить, поэтому стоит рассматривать и привлечение частных средств. Уже сейчас используется механизм концессии, но нужно тщательно изучать финансовые модели, чтобы не сформировать избыточную долговую нагрузку на субъект, - отметил председатель ЗС. - Стоит также рассмотреть механизм инфраструктурных облигаций, который уже применяется в Челябинской области. Возможно, это будет более оптимальным решением для бюджета».

Министр образования Иркутской области Максим Парфёнов рассказал, что в Иркутской области работают 884 общеобразовательных организации, в которых учатся 341 270 детей. Из них 262 школы и 72,5 тыс. детей учатся во вторую смену. В четырёх муниципальных образованиях – Мамско-Чуйском, Катангском и Усть-Илимском районах, а также в Усть-Илимске второй смены в школах нет. В настоящее время ведется строительство 19 зданий общеобразовательных организаций на 9 тыс. 86 мест. Иркутская область подала заявки на федеральную субсидию на 3 пристроя к школам в Иркутске. Также подготовлены заявки на строительство школ в рамках концессионных соглашений с вводом в 2023 и 2024 году. Строительство двух школ в Иркутске вошло в нацпроект.

По словам министра, стратегия такова: задействовать областные средства на ликвидацию аварийных зданий школ в других муниципальных образованиях, в то время как в Иркутске и Иркутском районе строить большие школы с привлечением федеральных средств. Препятствием для строительства новых зданий в Иркутске при этом является нехватка земельных участков, поэтому министерство идет по пути возведения пристроев и новых корпусов уже действующих школ. Еще один способ оптимизировать учебный процесс – организовывать начальные школы в небольших действующих зданиях, а основные средние школы размещать в отдельных зданиях. Кроме того, чтобы разгрузить муниципальные образовательные учреждения предлагается подключить систему профессионального образования, учреждения которых могут получить лицензию на реализацию общеобразовательных программ.

Также на заседании выступили заместитель мэра – председатель комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска Виталий Барышников и начальник управления образования администрации Иркутского района Роман Зарипов, которые рассказали, как обстоят дела в муниципальных образованиях. Так, в Иркутском районе уже сейчас обучается на 6,7 тыс. детей больше, чем положено по СанПинам. При этом не хватает 36 автобусов для организации подвоза детей. В Иркутске дефицит мест составляет 24,5 тыс. При этом также не хватает около 1000 учителей, чтобы обеспечить хотя бы средний по России коэффициент совмещения – 1,35.

Председатель Иркутского профобъединения Александр Коротких обратил внимание на то, что при переходе на односменную работу школам потребуется больше педагогов. В то же время заработная плата педагогов не должна снижаться. Депутат Олег Попов отметил, что в последние годы фиксируется снижение рождаемости в регионе, в связи с чем он поинтересовался, не прогнозирует ли министерство невостребованность строящихся школ через некоторое время. Максим Парфёнов ответил, что, учитывая общее число недостающих мест, такая проблема в ближайшие годы не актуальна. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова спросила, планируется ли развивать дополнительное образование на базе учреждений, которые учатся в одну смену. Министр подтвердил, что в таких школах организуется работа кружков и секций.

Председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям со СМИ Ольга Безродных спросила, планируется ли возродить интернаты при школах для проживания там учеников из отдаленных населенных пунктов, где сегодня в малокомплектных школах острая нехватка педагогов. Министр выразил готовность рассмотреть такую возможность в случае необходимости, однако высказался за максимальное сохранение малокомплектных школ. Заместитель председателю по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Георгий Любенков поинтересовался, какова стратегия министерства в отношении муниципальных образований, где нет такой острой проблемы, как в Иркутске и Иркутском районе, но вторая смена в отдельных школах есть, например, в Братске. По мнению министра, школы должны организовывать учебный процесс в комфортной для себя форме. При этом в большинстве школ есть возможность избежать второй смены, если составить соответствующим образом расписание.

По итогам совета были приняты рекомендации по мерам, направленным на устранение дефицита мест в школах. Александр Ведерников также рассказал о намерении депутатов посетить Иркутский региональный колледж педагогического образования, чтобы оценить условия подготовки будущих учителей и меры по стимулированию их трудоустройства в школы.