Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Лукин Валерий Алексеевич

Изменение страницы:
02.10.2022 17:16

lukin.jpgНам многое предстоит

Законодательное собрание стало ближе к пользователям сети Интер­нет. С начала года на официальной сайте областного парламента www.irk.gov.ru регулярно проводятся Интернет-конференции с участи­ем депутатов. Сегодня мы предлагаем вам сокращенную версию обще­ния заместителя председателя комиссии по контрольной деятельности Валерия Лукина с посетителями сайта. Известный политик, автор закона о квотировании рабочих мест для инвалидов, депутат по 34 избиратель­ному округу г. Усть-Илимска в течение двух часов отвечал на вопросы жителей области.

— Валерий Алексеевич, рас­скажите, чем занимается комис­сия по контрольной деятель­ности, кого и как она контроли­рует?

Валерий Лукин: Круг деятель­ности комиссии определен регла­ментом Законодательного собра­ния и его полномочиями. Одна из функций Законодательного со­брания, кроме законодатель­ной — контрольная. Мы должны осуществлять контроль над испол­нением региональных законов, законов Иркутской области. В пер­вую очередь это вопросы целево­го и эффективного использова­ния бюджетных средств и област­ной государственной собственно­сти.

— Вы были инициатором при­нятия Закона *0 квотированиирабочих мест для инвалидов Ир­кутской области». Начал ли ондействовать, и какой эффект отего принятия?

— Он начал действовать сиюля прошлого года. Его норма,касающаяся выплаты работодате­лями в бюджет Иркутской облас­ти определенной суммы, еслиони по каким-либо причинам несмогли принять на работу инва­лидов, действует с 1 января 2004года. Законом предусмотрен сле­дующий порядок: губернатор дол­жен утвердить положение о взи­мании этой платы. К сожалению,этого постановления пока нет,поэтому те средства, которыепредполагалось получить в бюд­жет от реализации Закона (а глав­ное финансовое управление зап­ланировало 200 миллионов руб­лей) — под большим вопросом.

А вообще норма такая: 3% ра­бочих мест в каждой организа­ции, которая имеет численность более 30 человек, должны быть предоставлены инвалидам. И эта норма действует, по крайней мере, я не знаю фактов отказа в трудоустройстве инвалидов. Отказ же работодателя в приеме на ра­боту инвалидов в пределах уста­новленной квоты влечет наложе­ние административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 доЗОМРОТ.

Валерий Алексеевич, когда, по Вашему мнению, мы будем жить лучше?

Жить будем лучше, если научимся выбирать власть. Если, наконец, поймем, что от пози­ции каждого из нас зависит судьба будущей России. Мы не должны быть безразличны, если власть принимает решения, которые ухудшают наше положение. Это относится к исполнительной вла­сти и в полной мере к законода­тельной. Нам очень многое еще предстоит сделать в становлении гражданского общества. Большая роль в этом отводится профсою­зам и нам, депутатам.

Мы знаем, что Вы многое делаете для того, чтобы возобновилось строительство школы в пос. Эдучанка. Она будет введе­на к 1 сентября 2004 года?

— Мы с моим коллегой, де­путатом Виктором Долговым,позавчера в Эдучанке провелибольшое совещание непосред­ственно в самой школе. Там со­здан тепловой контур и полнымходом ведутся отделочные рабо­ты. На совещании присутствовалмэр района Виталий Хомяков, ге­неральный директор УИ ЛПКВладимир Батищев, руководите­ли строительных организаций,учителя и даже школьники.

Мы с удовлетворением отме­тили, что в прошедшем году строители полностью выполнили свои обязательства. Корпорация «Илим-Палп» приобрела хоро­шую автономную котельную для школы. К сожалению, админист­рация области не выполнила пол­ностью обязательств по финанси­рованию указанных работ на сум­му 4,8 миллиона руб., и рабочим была задержана выплата заработ­ной платы. Мы отметили, что су­ществует реальная возможность ввести в эксплуатацию школу к 1 сентября. Сейчас для заверше­ния строительства не хватает 12 миллионов рублей. Нужно задей­ствовать все источники: бюджет, средства спонсоров. Стройка дол­жна стать народной. На благоуст­ройстве будут работать все жите­ли поселка Эдучанка: и взрослые, и дети.

Вы — поборник законнос­ти, хорошо разбираетесь во всех правовых нюансах, но при этом Вы не юрист по образованию. Как удается все схватывать в столь сложном законотворческом про­цессе ? Вы занимаетесь самообра­зованием?

Самообразованием в юри­дических вопросах занимаюсь дав­но. Это мне необходимо было при работе председателем профсоюз­ного комитета, когда очень мно­го приходилось решать правовых вопросов, так или иначе связан­ных с нарушением трудовых прав работников. Сейчас в сферу моей деятельности входят вопросы не только трудового законодатель­ства, но и государственного стро­ительства, социальной защиты населения, поэтому круг изуче­ния, конечно, расширился.

Сколько необходимо депу­татов, работающих на освобож­денной основе, чтобы парламент стал профессиональным? На де­кабрьской сессии мнения депута­тов разошлись.

Обсуждение этого вопроса у нас достаточно бурно прошло, приняли решение: на профессио­нальной основе будет работать только 11. Это мнение большин­ства, и к нему надо прислушать­ся, но я убежден, что качество законов было бы намного выше, если бы все депутаты работали на профессиональной основе и ис­полняли свой долг перед избира­телями. В то же время не опреде­лен механизм отбора депутатов, изъявивших желание работать на постоянной основе. Если выбор будет диктоваться политическими пристрастиями, то, на мой взгляд, это станет большой бе­дой, которая затронет интересы всего населения области.

Некоторые депутаты при обсуждении закона о предостав­лении бесплатных земельных участков говорили о возможной коррупции. Как Вы относитесь к таким высказываниям, и как из­бежать злоупотребления властей при предоставлении земель? Бу­дут ли депутаты контролиро­вать исполнение этого закона?

Я обращал внимание депу­татов Законодательного собрания, что есть возможность для корруп­ции при торговле землей. Я вно­сил конкретные поправки, кото­рые могли бы как-то ограничить распространение этого зла, в них говорилось о том, что о наличии свободных земель на начало года население должно быть информи­ровано через средства массовой информации, но, к сожалению, большинство депутатов не под­держало меня. Мэры-депутаты го­ворили, что это затруднит их ра­боту и так далее, много допол­нительной работы, но я по-пре­жнему считаю, что закон некаче­ственный в этом плане.

У нас в Устъ-Илимске под угрозой закрытия станция пере­ливания крови. Можете ли Вы помочь в этой ситуации?

Такая проблема есть. Необ­ходимо заменить на станции пе­реливания крови холодильное оборудование. Во время моей по­ездки я встречался с главврачом СП К и и.о. мэра города Тулубае-вым, который подтвердил мне, что вопросы финансирования практически решены, необходи­мо 3 миллиона рублей. Надеюсь, что в ближайшее время будет объявлен конкурс на приобрете­ние специального оборудования, и во втором квартале текущего года оно поступит в Усть-Илимск.

Собираетесь ли Вы изби­раться в Законодательное собра­ние осенью?

Да, собираюсь. Я думаю, что тот опыт, который у меня есть, пригодится, и я могу быть полезным своим избирателям.

На встрече главы Иркутс­кой области со спикером Законо­дательного собрания 9 января был поднят вопрос об усилении конт­роля над деятельностью Конт­рольно-счетной палаты. Какова Ваша оценка деятельности КСП в 2003 году, и насколько необхо­димо усиление контроля?

В новой редакции закона об­ласти о КСП предусмотрена-воз­можность отчета отдельных ауди­торов на заседании постоянных комитетов и комиссий Законода­тельного собрания. По их предло­жению отчет аудитора может быть заслушан непосредственно на сес­сии Законодательного собрания. В прошедшем году КСП работало эффективно, и, на мой взгляд, никакого усиления контроля не требуется. Если мы введем такой контроль, то ограничится незави­симость КСП.

Как продвигается работа над законопроектом о деятельно­сти КСП? Какие спорные вопро­сы возникают по разработке это­го законопроекта ?

Работа продвигается слож­но. Но, думаю, на февральской Сессии мы будем рассматривать закон во втором чтении. Спорным вопросом до сего времени был вопрос о категории аудиторов КСП. В законе, принятом в первом чтении, отмечено, что они относятся к категории "А". Как это и существует в настоящее время. Имеются другие точки зрения: отнести их к категории "Б" или "В". Считаю это неправомерным. И это подтверждено в заключе­нии одного из институтов Генп­рокуратуры РФ. Сохранение кате­гории "А" для аудиторов необхо­димо не для расширения льгот, как многие пытаются предста­вить, а для сохранения незави­симости аудиторов в их профес­сиональной деятельности. Нам понятно, что аудитор должен быть независим — это азбука, не надо ничего здесь придумывать. Иначе мы получим фарс, а не реальный контроль.

Почему Вы не пошли на вы­боры в Госдуму, в прогнозном списке Вас называли.

По двум обстоятельствам. Я полагаю, что я еще не все сделал в области и есть у меня резервы в этом плане, и второе, не менее важное, — в нашем избиратель­ном округе был уважаемый мною кандидат В.Б. Шуба, которого я ценю, и поэтому считаю, что он в полной мере может представлять наши интересы в Госдуме.

Какие меры наказания пре­дусмотрены для провинившихся чиновников, вот, к примеру, выя­вили нецелевое использование бюд­жетных средств, и что дальше?

К сожалению, пока, кроме увещеваний и обращений к выс­шему должностному лицу облас­ти по привлечению кого-то к дис­циплинарной ответственности, никаких мер не предпринимается. Я полагаю, и Путин об этом тоже говорил на одной из встреч, что необходим федеральный закон об ответственности чиновников за свою деятельность. В наш план за­конопроектных работ я внес пред­ложение о том, чтобы все-таки мы разработали закон об админи­стративной ответственности дол­жностных лиц за неисполнение наших региональных законов.

Как оцениваете деятель­ность Законодательного собрания третьего созыва? Какова сейчас, на Ваш взгляд, обстановка в За­конодательном собрании?

— В целом, на мой взгляд,этот созыв работал продуктивно. Принято довольно много законов.Среди них было немало полезных. Но были законы, которые при­нимались в спешке, были не доконца проработаны. Увы, далеконе все депутаты занимались тем,чем они должны заниматься —подготовкой качественных зако­нов. Ведь от нас, депутатов, тре­буется не только высказаться "за"или "против" того или иного за­кона, но и в первую очередь при­нимать участие в его разработке.Сейчас в Законодательном собра­нии, фактически, подавлена оп­позиция. Она перестала игратьроль катализатора при обсужде­нии важных для населения обла­сти законов. Демократия — это нетолько победа большинства, нои способность учитывать позициюменьшинства. А это благодаря от­дельной группе депутатов прак­тически исчезло, что негативно сказывается на качестве принима­емых законов. У нас, к сожале­нию, под конструктивным взаи­модействием исполнительной изаконодательной ветвей властипонимается молчаливое голосова­ние на сессии по большинству законопроектов, которые вноситадминистрация области. Вместосодержательного обсуждения про­блем в интересах жителей облас­ти, вместо выявления ошибок вэтих же законопроектах, у нас, порой, происходит молчаливое соглашательство. Это главная уг­роза, которая стоит перед нынеш­ним и будущим составом Зако­нодательного собрания.

Дело в том, что с точки зре­ния мировой практики, есть два типа плохих парламентов: вред­ные и бесполезные. Вредные, когда они находятся в жесткой конф­ронтации с исполнительной вла­стью. Это мешает работе всех ор­ганов власти. А бесполезный, когда он послушен исполнительной власти и, по сути, является ее приводным ремнем. Он принима­ет все, что предлагает ему испол­нительная власть. Наше Законо­дательное собрание еще пока не бесполезный орган. Но, к сожа­лению, он вплотную, опасно приблизился к этому второму типу.

Валерий Алексеевич, слы­шал, что Вы являетесь членом рабочей группы по внесению изме­нений в действующую программу социально-экономического разви­тия области. Какие Ваши пред­ложения по ней?

В первую очередь необхо­димо, на мой взгляд, откоррек­тировать программу в соответ­ствии с требованием президента РФ об удвоении к 2010 году ВВП области. Я не могу согласиться с положением программы о том, что областная политика по отно­шению к северным территориям должна заключаться в продолже­нии переселения в южные райо­ны области избыточной рабочей силы. Учитывая то, что мы на пороге освоения Ковыктинского газо-конденсатного месторожде­ния и Сухого Лога, считаю, что должна быть разработана комплек­сная программа развития Севера области.

Как Вы оцениваете взаимо­действие между Законодатель­ным собранием и администраци­ей области и лично губернатором после прихода нового председате­ля собрания?

Я думаю, что еще рано де­лать выводы, — надо больше ра­ботать. С чем я не могу согласить­ся, это с тем, что законы нам вносятся накануне сессии. У нас такого раньше не было, в таком массовом порядке. Это меня на­стораживает. Мы не избавлены от брака, когда поспешно принима­ем в работу достаточно серьезные документы, зачастую определяю­щие людские судьбы... Мне бы не хотелось потом возвращаться к работе над ошибками. Но, как положительное, могу отметить, что Б.А. Говорин стал присутство­вать на сессиях Законодательного собрания, это уже говорит о ка­ких-то положительных сдвигах. Я также с надеждой жду, что в этом году администрация области все-таки проинформирует о положе­нии дел в области Законодатель­ное собрание, как представительный орган государственной власти.

Валерий Алексеевич, спаси­бо Вам за то, что поддерживае­те веру в существование порядоч­ных людей среди депутатов.

Интернет-конференцию вел Сергей КУЛЫГИН, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Законодательного собрания.

апрель 2004 г.